Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на дни воскресные.

Бесѣда въ недѣлю женъ Мѵроносицъ,
въ Хорошевской женской обители.

И время бесѣдованія — недѣля св. женъ мѵроносицъ, и мѣсто бесѣдованія — обитель женъ, посвятившихъ себя Господу, показываютъ, что весьма прилично теперь бесѣдовать о женахъ мѵроносицахъ къ назиданію слушающихъ.

Минувши субботѣ, Марія Магдалина и Марія Іяковля и Соломія купиша ароматы (Марк. 16, 1). Кто такія жены были Мѵроносицы? Св. Маркъ, между блаженными Мѵроносицами, указываетъ прежде всего Марію Магдалину, т. е. урожденную, изъ галилейскаго городка Магдалы, ту самую, изъ которой, по его же повѣствованію, Іисусъ изгналъ седмь бѣсовъ (Марк. 16, 9). Итакъ Марія Магдалина удостоилась особенной благодати отъ Господа; но она же, по извѣстію евангельскому, платила за благодѣяніе особенною любовію Господу. Марія Іяковля, вторая мѵроносица, была, по словамъ евангелиста, мать Іакова и Іосіи, или по выраженію св. Марка была матерію Іакова малаго и Іосіи (Марк. 15, 40). Она вмѣстѣ съ Маріею Магдалиною слѣдовала за Спасителемъ до самаго гроба (Матѳ. 27, 56). Въ повѣствованіи объ этомъ подвигѣ ея у св. Іоанна называется она Маріею Клеоповою, сестрою матери Іисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеемъ: «Іаковъ малый, сынъ ея, одинъ изъ 12 апостоловъ, называется Іаковомъ Алфеевымъ (Матѳ. 10, 3; Марк. 5, 18)». Саломія, указываемая св. Маркомъ между мѵроносицами, въ повѣствованіи евангелистовъ оказывается матерію сыновъ Зеведеевыхъ, апостоловъ Іоанна и Іакова (Матѳ. 10, 2), знаменитыхъ сыновъ громовыхъ. По словамъ св. Марка (15, 40) на распятаго Спасителя смотрѣла вмѣстѣ съ Маріею Магдалиною Саломія, а по словамъ св. Матѳея (27, 56), то была мать сыновъ Зеведеевыхъ. Кромѣ Маріи Магдалины и Маріи Іяковлевой св. Лука указываетъ между мѵроносицами Іоанну и еще другихъ, не называемыхъ по имени. Бяше же, говоритъ онъ, Магдалина Марія, и Іоанна и Марія Іяковля и прочія съ ними (Лук. 24, 10). Кто была эта Іоанна? Св. Лука пишетъ что за Спасителемъ, обходившимъ города съ проповѣдію и чудесами, слѣдовали не только апостолы, но и жены нѣкія, яже бяху исцѣлены отъ духовъ злыхъ и недугъ: Марія, нарицаемая Магдалина, изъ нея же бѣсовъ седмь изыде, и Іоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему отъ имѣній своихъ (Лук. 8; 1-3). Итакъ Іоанна была жена Хузы; домоправителя Иродова, человѣка богатаго и почетнаго и она же была изъ числа женъ, исцѣленныхъ Господомъ; она также, какъ Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповѣди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служеніе Господу. По словамъ св. Луки не можемъ сомнѣваться, что Сусанна, бывшая въ числѣ послѣдовательницъ Господа, была и въ числѣ мѵроносицъ, тѣмъ болѣе, что, по словамъ св. Марка (15, 40-41), жены, ходившія за Іисусомъ въ Галилеи и служившія Ему, т. е. тѣ самыя о которыхъ говоритъ св. Лука, были въ Іерусалимѣ во время распятія Спасителя и съ скорбію любви смотрѣли на распятаго Благодѣтеля и учителя своего. Затѣмъ между прочими мѵроносицами съ полною вѣроятностію можемъ поставить Марію и Марѳу, сестеръ Лазаревыхъ, столько любившихъ Господа. Итакъ, вотъ мѵроносицы, указываемыя евангелистами: Марія Магдалина, Марія Іяковля, Саломія, Іоанна, Сусанна, Марія и Марѳа сестры Лазаревы.

Какая общая черта и черта высокая открывается въ сихъ женахъ еще прежде, чѣмъ принесли онѣ дорогое мѵро Спасителю своему! Конечно не малое значило и то, что онѣ, по словамъ евангелистовъ, слѣдовали за Спасителемъ по Галилеи. Но за великимъ чудотворцемъ слѣдовали и толпы народа и о нѣкоторыхъ изъ слѣдовавшихъ за Нимъ сказалъ Онъ Самъ: аминь глаголю вамъ, и́щите Мене, не яко видѣсте знаменіе, но яко яли есте хлѣбы (Іоан. 6, 26).

Другое дѣло, когда видимъ тѣхъ же женъ при крестѣ Спасителя, тамъ, гдѣ позоръ и ужасъ смерти сокрыли отъ взора людей божественную славу небеснаго посланника. Пастырь пораженъ, въ ужасѣ разсѣеваются ученики Его; самый Петръ, который обѣщался умереть съ Іисусомъ, три раза отрекся отъ Него. Но благоговѣйныя жены не оставили Іисуса и среди ужасовъ смерти. Онѣ слѣдовали за Нимъ на Голгоѳу, орошая путь Его слезами состраданія, Онѣ были съ Нимъ и на Голгоѳѣ, не сводили глазъ съ возлюбленнаго Учителя; иныя издали измѣряли страданія Его чувствомъ сострадательнымъ, другія стояли у самаго креста. Ни неистовство черни, ни злоба книжниковъ и фарисеевъ, ни дерзости воиновъ не могли удалить ихъ отъ божественнаго Учителя. Онѣ смотрѣли потомъ, гдѣ Его полагаху (Марк. 15, 47) и сидѣли насупротивъ гроба (Матѳ. 27, 61).

Жены-подражательницы мѵроносицъ! нѣжность любви, вѣрность любви — преимущественная принадлежность вашего пола. Посвящай-те же Господу отличіе вашего пола, по примѣру мѵроносицъ. Не дозволяйте унижать сердца вашего предметами недостойными любви. Будьте вѣрными въ любви къ Господу. Не волнуйтесь помыслами малодушія при встрѣчѣ съ искушеніями: болѣзнь ли посѣтитъ кого изъ васъ, непрывычныя ли перемѣны быта встрѣтятъ васъ: будьте душею съ Господомъ, которому вы уневѣстились. Храните сердце ваше обѣтами, данными Ему; не уклоняйтесь ни мыслями, ни желаніями, тѣмъ болѣе дѣлами, отъ служенія, покорности, самоотреченія, чистоты, которыя обѣщались вы сохранять до гроба.

Купиша ароматы, да помажутъ тѣло Іисуса, или, по повѣствованію св. Луки, уготоваша ароматы и мѵро, — приготовили ароматы — сухія благовонія, и мѵро — благовонную масть, то и другое весьма дорогой цѣны и на какое употребленіе? да помажутъ тѣло Іисуса, чтобы отдать почесть возлюбленному Учителю и Господу своему. Вотъ для кого надобно жертвовать всѣмъ дорогимъ. Жены міра! учитесь у мѵроносицъ, на что вамъ надобно дѣлать дорогія издержки. Благовонія, дорогія масти, дорогія украшенія полезны душѣ, когда онѣ употребляются для славы Господа. Иначе чего ждутъ себѣ жены, когда благовонія ихъ отзываются зловоніемъ страстей и дорогой уборъ открываетъ только безобразіе души? Чего ждутъ себѣ, когда соблазнами губятъ души невинныя, искупленныя Господомъ? Пусть помнятъ, что сказалъ Господь о подобныхъ женахъ Сіона: понеже исходиша съ высокою выею и помазаніемъ очесъ и ступаніемъ ногъ, купно ризы влекущія и ногами купно играющія: Господь открыетъ срамоту ихъ. И будетъ вмѣсто вони доброй смрадъ и вмѣсто пояса ужемъ (веревкою) препояшешися (Ис. 3, 16. 17. 23).

Обѣтныя дѣвы! не спросите ли, какъ можете вы подражать мѵроносицамъ, когда у васъ нѣтъ ни ароматовъ, ни мѵра? Приносите плоды трудовъ вашихъ въ храмъ Господній для поддержанія и украшенія его; оказывайте состраданіе къ больнымъ и нищимъ, въ лицѣ которыхъ является вамъ Христосъ; наконецъ приносите слезы сокрушенія о грѣхахъ своихъ, отнимающихъ у васъ тѣ сокровища духовныя, которыя могли бы вы приносить въ даръ Господу. Вотъ приношенія, какихъ ожидаетъ отъ васъ Господь.

И зѣло заутра, во едину отъ субботъ пріидоша на гробъ, возсіявшу солнцу (Марк. 16, 2).

Жены мѵроносицы столько были заняты заботою отдать почесть возлюбленному Учителю своему, что эта забота не давала имъ сна. Зѣло заутра и онѣ уже идутъ на гробъ. Самая бдительная изъ нихъ даже не разъ приходитъ ко гробу. Св. Матѳей говоритъ: свитающи во едину отъ субботъ, т. е. на разсвѣтѣ перваго дня недѣли, когда мракъ ночи только что уступалъ мѣсто свѣту, когда природа едва только пробуждалась отъ глубокаго сна, св. жены уже спѣшатъ на святое дѣло хвалы Господу. Такъ бдительны были мѵроносицы для прославленія Господа!

Какъ прилично, какъ полезно возвѣщать хвалы Господу въ глубокое утро! Что такое человѣкъ? Онъ — царь, онъ глава видимой природы. — Прилично ли спать царю тогда, когда низшіе его уже совершаютъ должную службу предъ Царемъ царей. Не долженъ ли онъ предначинать хвалебную пѣснь Творцу, прежде чѣмъ начнетъ ее покорная ему тварь? И какъ легко молиться въ полночь и утро! Мысли тогда чисты, ощущенія живы, душа свободна отъ впечатлѣній тяжелой земли, покоющаяся природа не занимаетъ и не развлекаетъ собою, человѣкъ весь съ собою и Господомъ. Въ полунощи возстахъ исповѣдатися о судьбахъ правды Твоея, говоритъ Давидъ предъ Господомъ (Псал. 118, 62). Въ полунощи же Павелъ и Сила молящеся, пояху Бога, говоритъ книга Дѣяній апостольскихъ (Дѣян. 16, 25). Бѣ обнощь въ молитвѣ, повѣствуетъ евангеліе о самомъ Господѣ Іисусѣ (Лук. 6, 12). И св. Церковь назначаетъ для молитвы полночь и утро. И какъ опасно для каждаго предаваться сну беззаботному! «Се Женихъ грядетъ въ полунощи и блаженъ рабъ, его же обрящетъ бдяща, недостоинъ же паки, его же обрящетъ унывающа. Блюди убо душе моя, да не сномъ отяготишися, да не смерти предана будеши и царствія внѣ затворишися».

А что бываетъ у нынѣшнихъ христіанъ? Да, иные, удивительно, какъ бодры на цѣлую ночь, но для чего? Проводятъ время какъ язычники. И помину нѣтъ и мысли нѣтъ въ головѣ, что вотъ-вотъ откроется судъ для того или другаго изъ нихъ. О! несчастные! Взойдите въ храмъ въ утреннее молитвословіе церкви: кого вы найдете тамъ? Однихъ служителей церкви. Боюсь за посвятившихъ себя здѣсь служенію Господу.

Сестры о Господѣ! видитъ Богъ: страшно мнѣ за васъ. Вы дали обѣтъ посвящать время ваше молитвѣ. Какъ же вы исполняете его? Съ чѣмъ явитесь вы на судъ Господа? Какъ? Во время утрени и у васъ храмъ пустой! Кто вы? Зачѣмъ вы въ оградѣ святой? Или думаете вы, что можете безнаказанно смѣяться жизнію своею надъ обителію молитвы? А вы смѣетесь надъ нею, вы позорите ее, когда претворяете ее изъ обители молитвы въ обитель служенія прихотямъ плоти. «Какъ быть? говорятъ. Нужны же пища и одежда, нужно время для пріобрѣтенія той и другой». А кто далъ вамъ уставъ заботливыхъ Марѳъ? Что мѣшаетъ предоставить двумъ-тремъ изъ васъ совершать изъ послушанія службы Марѳы, чтобы всѣмъ прочимъ оставаться блаженными Маріями? Или били вы только воздухъ, когда давали обѣты исполнять правила общежитія и молитвы? Придите въ себя, устрашитесь положенія своего, подумайте, что ожидаетъ нарушителей данныхъ Богу обѣтовъ. Боже мой! что за ослѣпленіе? Нравится всегда быть въ услугахъ у своихъ прихотей. Кому же адъ, какъ не рабамъ плоти и своеволія? Мѣняютъ бесѣду съ Господомъ на бесѣду съ мелочными предметами суеты. И еще думаютъ быть близкими къ Господу. Сжальтесь надъ собою. Будете взывать: Господи-Господи, отверзи намъ двери, а Господь скажетъ: не вѣмъ васъ.

И вшедше во гробъ, видѣша юношу, — одѣянна во одежду бѣлу и ужасошася. Онъ же глагола имъ: не ужасайтесь. Іисуса ищете Назарянина распятаго: возста, нѣсть здѣ, се мѣсто, идеже положиша Его (Марк. 16, 4-8).

Вѣрная любовь св. мѵроносицъ не оставлена безъ награды. Онѣ первыя услышали вѣсть о воскресеніи Господа; небесный вѣстникъ, озаренный славою чистоты духовной, явился имъ и открылъ, что возлюбленный Учитель ихъ, Котораго распяли враги, уже не въ числѣ мертвыхъ. Въ повѣствованіи св. Матѳея видимъ еще болѣе. Когда мѵроносицы шли передать ученикамъ слова ангела: «се Іисусъ встрѣтилъ ихъ и сказалъ: радуйтеся! Онѣ приступили, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говоритъ имъ Іисусъ: не бойтесь; подите, возвѣстите братіямъ Моимъ, чтобъ они шли въ Галилею: тамъ они увидятъ Меня» (Матѳ. 28, 8-10).

Господи! Тебѣ все возможно, — Тебѣ возможно оживить хладныя сердца наши любовію вѣрною и бдительною. Недостойны мы благодати Твоей: но по великой милости Твоей не лиши насъ милости, да и мы встрѣтимъ Тебя съ избранными Твоими во славѣ Твоей. Аминь.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 263-267.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0