Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)

Часть вторая. Отдѣленіе III.
Слова на праздники Богородицы.

Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Сколько похвалъ, сколько дней празденственныхъ посвящаетъ Православная Церковь рождшейся нынѣ Дѣвѣ Маріи! Нынѣ духовно торжествуемъ мы рожденіе Ея. Потомъ прославляется день введенія Ея во храмъ, день Благовѣщенія, день Успенія. Каждый день Церковь величаетъ Ее, какъ честнѣйшую Херувимъ и славяѣйшую Серафимъ.

Если примѣръ нѣкоторыхъ, называющихъ себя христіанами, но не слѣдующихъ Православной Церкви въ прославленіи Матери Божіей, возбуждаетъ въ иныхъ по временамъ недоумѣніе о святости правила Православной Церкви: это не дивно. Къ чему не располагаетъ примѣръ другихъ? Но надобно же узнать правду, чтобы не колебаться въ любви къ правдѣ. Пусть будутъ свѣтильникомъ нашимъ слова Самой Пресвятой Дѣвы: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди.

Праведная Елисавета, при встрѣчѣ съ Маріею, исполнившись Духа Святаго, называетъ Марію Матерью Господа. И Марія, прославляя Господа, прославляющаго Ее, говоритъ: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Чтó значатъ сіи слова Маріи? Простой ли это восторгъ души? Догадка ли это разума? Или же, истинное пророчество? Послѣ того, какъ евангелистъ о состояніи праведной Елисаветы прямо сказалъ: исполнися Духа Свята Елисаветъ, — не естественно предполагать, что послѣдующая пѣснь Дѣвы Маріи, если бы она и не была особенною по содержанію своему, была только плодомъ естественнаго чувства радости. Евангелистъ не сказалъ: исполнися Духа Свята Марія, только потому что Марія еще прежде названа благодатною, уже прежде пріосѣнена была Духомъ Святымъ, тогда какъ Елисавета только при встрѣчѣ съ Матерію Сына Божія исполнилась Духа Святаго. И безъ словъ евангелиста легко видѣть, что слова Св. Маріи: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди, были не догадка разума. Чтó сказала предъ тѣмъ Марія? Призрѣ на смиреніе рабы Своея. Итакъ Марія видитъ Себя только рабою, говоритъ только о смиреніи своемъ предъ Господомъ. Какъ же при такомъ глубокомъ чувствѣ смиренія могло быть въ той же Маріи гаданіе разума о славѣ своей. Это значило бы, что въ одно и то же время, въ одной и той же душѣ, говорятъ смиреніе и гордость, самоуничиженіе глубокое и самое мечтательное тщеславіе. Согласитесь, что это совсѣмъ несовмѣстимо въ душѣ, сколько нибудь внимательной къ себѣ, тѣмъ болѣе въ благодатной Дѣвѣ Маріи. И на чемъ было основывать Маріи догадку о будущей всемірной славѣ Своей? На томъ ли, что Она была отъ роду царей? Но слава рода Давидова давно кончилась, Марія была уже въ числѣ самыхъ незнаемыхъ дщерей Израиля. Гадать такой Дѣвѣ о всемірной славѣ своей слишкомъ не естественно. Не основалась ли догадка о будущей славѣ на томъ, что Дѣвѣ Маріи предсказано о Ея назначеніи быть Матерію Мессіи? Но, если Марія помышляла о семъ не подъ вліяніемъ Духа Божія, а только по духу своего времени, и только гадала объ устроеніи царствія Израилева (Дѣян. 1, 6): то, въ семъ духѣ, съ чего могла Она ожидать Себѣ всемірной славы? Благословенна память Авраама, отца вѣрующихъ; славно имя Давида, царя Израилева; а имена матерей ихъ извѣстны ли кому нибудь? Нѣтъ. Итакъ несомнѣнно, что не отъ собственнаго разума и сердца возникла въ смиренной Маріи мысль о будущей славѣ Ея. Духъ Святый открылъ Ей будущее и, по Его движенію, Она изрекла о жребіи, ожидавшемъ Ее во вселенекой Церкви Христовой. Если же такъ, если по вдохновенію Духа Божія изречены слова о будущей славѣ Дѣвы Маріи: то чью волю исполняютъ ублажающіе Пресвятую Дѣву Марію? — Волю Духа Божія. Кому не повинуются тѣ, которые отрекаются чтить Св. Дѣву Марію? Не повинуются Духу Божію.

Да, если іудей не ублажаетъ Матери Господа моего: это понятно, — онъ не вѣруетъ въ Евангеліе, онъ не знаетъ Духа, глаголавшаго въ Евангеліи. Но, если христіанинъ не чтитъ благословенной: не знаю, какъ назвать его? Грустно, больно, тяжело видѣть такого христіанина!

Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Кого? — Ту, отъ Нея же родися Іисусъ глаголемый Христосъ (Матѳ. 1, 16). Іисусъ не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ. По ученію евангельскому, въ вочеловѣченіи Сына Божія, человѣчество соединилось съ личностію Сына Божія, соединилось подобно тому, какъ въ насъ душа и тѣло соединены въ одну личность. Человѣчество чистое, безгрѣшное, соединилось въ утробѣ Дѣвы Маріи съ Божествомъ истиннымъ. Господь съ Тобою, сказалъ ангелъ Маріи, Господь съ Тобою — не только благодатнымъ присутствіемъ, но и существеннымъ въ Тебѣ вочеловѣченіемъ. Велія благочестія тайна, Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Нѣтъ чести, и нельзя представить себѣ чести вышей той, какой удостоилась Она — Матерь Богочеловѣка. Тотъ, Кого Отецъ родилъ прежде вѣкъ, Единосущный Сынъ вѣчнаго Отца, Творца видимаго и невидимаго, — Онъ пріялъ во чревѣ Маріи человѣческое естество. Изумительно снисхожденіе Сына Божія! Чудно, несравненно величіе Дѣвы Маріи! Истинно, Она честнѣйшая Херувимъ и безъ сравненія славнѣйшая Серафимъ!

Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. И какъ не ублажать Ее всѣмъ родамъ, когда вси роди спасены Сыномъ Ея? Для чего Сынъ Отца вѣчнаго сталъ Сыномъ Ея? Для того чтобы обновить силою Божества растлѣнное грѣхомъ естество человѣческое; — для того, чтобы спасти человѣка отъ грознаго проклятія правды, тяготѣвшаго надъ человѣчествомъ; — для того, чтобы принесть Отцу вѣчности вольную смерть Богочеловѣка въ жертву за неповиновеніе человѣковъ. Марія — Богоизбранное орудіе спасенія людей, — орудіе, вѣчнымъ совѣтомъ Божіимъ назначенное для дѣла Божія.

Если Дѣва Марія удостоена высочайшаго избранія Божія быть Матеріею Сына Божія и Спасителя міра: почему это сдѣлано? По особенной благодати Божіей? Не спорю: это точно особенная благодать. Но благодать Божія можетъ ли быть въ противорѣчіи съ правдою Божіею? Такъ, если Дѣва Марія, по благодати Божіей, удостоенна высочайшаго избранія: то, безъ сомнѣнія, и безъ противорѣчія правдѣ Божіей. Превыше всѣхъ вознесена Она избраніемъ, но потому, что выше всѣхъ была достойною избранія. Не пристанетъ корабль съ сокровищами къ берегу, если берегъ не имѣетъ пристани. И тайна небесная возвратилась бы на небо, если бы Дѣва Марія не была достойною принятія сей тайны. Спаситель явился не прежде, какъ явилась Богоизбранная Марія. Думаете ли, что одно съ другимъ не имѣло никакой связи и соотношенія? Въ дѣлахъ человѣческихъ обыкновенное дѣло — безсвязность дѣлъ; но не въ путяхъ Божіихъ. Не требовалось ли слишкомъ многаго, чтобы изъ среды людей грѣшныхъ явилось достойное вмѣстилище Бога-Слова? Не надлежало ли быть тому, чтобы человѣчество прошло долгій рядъ очищенія и освященія въ сонмѣ патріарховъ и всѣхъ святыхъ мужей Ветхаго Завѣта, пока могло явиться наконецъ въ Маріи на той степени чистоты и совершенства, на коей могло сдѣлаться вмѣстилищемъ Божества? Такъ, рожденіемъ Маріи разрѣшилось неплодство не только Іоакима и Анны, но всего рода человѣческаго. Марія — чистѣйшаго Агница среди чистыхъ агнцевъ Божіихъ, — мужей и женъ святыхъ.

Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? — говорила Марія возвѣщавшему Ей о рожденіи отъ Нея Сына. Если не знаетъ она мужа, хотя и была уже обручена съ мужемъ; если не знаетъ мужа до того, что не считаетъ возможнымъ рожденіе сына: то ясно, что это — Дѣва, обрекшая Себя въ невѣсту Единому Господу. Марія, по Ея собственному сознанію, чистая Дѣва, — Дѣва, посвятившая дѣвство Свое Господу. Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя, говорилъ небесный вѣстникъ Маріи. И такъ, и по свидѣтельству ангела, Марія — чистая Дѣва. По откровенію вѣстника Божія, рожденіе Маріино — рожденіе безпримѣрное, единственное, рожденіе женою безъ мужа, рожденіе по дѣйствію Духа Божія. Возблагоговѣемъ предъ Дѣвою безпримѣрною, возблагоговѣемъ предъ тайною Духа Божія.

Указываютъ на то, что евангелисты мало говорятъ намъ о Маріи. Можно ли сказать что нибудь выше того, чтó говоритъ о Дѣвѣ Маріи благовѣствующій ангелъ? Онъ указываетъ въ Ней ангельскую чистоту и непорочность; онъ говоритъ о Ней, какъ о сосудѣ Духа Божія, какъ о Дѣвѣ — Матери Сына Божія. Если евангелисты говорятъ о Св. Дѣвѣ, какъ о исполненной самаго глубокаго смиренія: то не говорятъ ли они тѣмъ самымъ, что вся слава дщери Царевой внутрь, что величіе Ея духа тѣмъ особенно велико, что оно скрывалось въ глубинѣ духа? Яко призрѣ на смиреніе рабы Своея свидѣтельствуетъ Марія предъ лицемъ Божіимъ, въ состояніи вдохновенія Божія. И съ этимъ согласна вся евангельская жизнь Ея. Она не искала дѣлить славу Сына Своего, когда народъ славилъ Его за чудеса, когда встрѣчалъ Его съ восклицаніями восторга: Осанна Сыну Давидову! Когда же ослѣпленные безславятъ Сына Маріи, кричатъ: неистовъ есть; тогда видимъ съ Іисусомъ и Матерь Его (Марк. 3, 21. 31). Она же стоитъ при крестѣ Его предъ лицемъ ожесточенныхъ враговъ Его, стоитъ тогда, какъ самые близкіе ученики Его оставили Его. Не путь ли это къ славѣ небесной? Не болѣе ли говорятъ молчаніемъ своимъ евангелисты о высокихъ качествахъ Дѣвы-Матери, чѣмъ могли сказать словами? Въ молчаніи соблюдала Она вся глаголы Сына Своего, Сына Божія (Лук. 2, 19). Прежде нежели чудесами явилъ Онъ славу Свою и вѣроваша въ Него ученицы Его (Іоан. 2, 11), Она уже столько вѣровала въ чудодѣйственную силу Его, что убѣдила Его совершить первое чудо въ Канѣ Галилейской. Такъ, ранѣе другихъ и совершеннѣе другихъ вѣровала въ Него Матерь Божія и знала Его, — и однако оставалась съ своимъ глубокимъ смиреніемъ мало замѣтною. Какое необыкновенное величіе смиренія!

Блаженно чрево, носившее Тя и сосца, яже если ссалъ (Лук. 11, 27), воскликнула въ восторгѣ духа жена, усладившаяся бесѣдою Христовою. Чтó это значитъ? Ясная хвала Матери Іисуса Христа, и хвала, замѣченная евангелистами! Конечно, никто не скажетъ, что слова жены, слушавшей Спасителя, не плодъ благочестиваго сердца; никто не скажетъ и того, что эти слова не имѣютъ значенія назидательнаго въ повѣствованіи евангелиста. Напротивъ, соображая слова жены благоговѣйной съ пророческимъ изреченіемъ Дѣвы Маріи о будущей славѣ Ея, видимъ въ этихъ словахъ начало исполненія словъ пророчественныхъ о всемірной славѣ Маріи.

Итакъ, евангелисты не скрыли ни высокихъ свойствъ, ни славы Святой Маріи. Они по отношенію къ Матери Сына Божія, въ точности исполнили волю Божію о Ней. Если Сынъ Божій считалъ нужнымъ, чтобы до прославленія въ Немъ человѣчества небесною славою не говорили о славѣ Его на землѣ: тѣмъ болѣе тому надлежало быть и по отношенію къ Матери Сына Божія.

По преселеніи съ земли на небо, естественно исполниться во всей полнотѣ пророческому слову Маріи: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Теперь, какъ не ублажать Ея, когда, пребывая въ славѣ Сына Своего, Она ходатайствуетъ за насъ, какъ Матерь всѣхъ вѣрующихъ въ Сына Ея? Она любитъ насъ, какъ братій во Адамѣ, какъ дѣтей въ Сынѣ Ея — Іисусѣ Христѣ. Она ходатайствуетъ о насъ предъ Сыномъ по праву Матери, молитъ Отца небеснаго по праву любви Своей и Его къ бѣднымъ странникамъ земли. Сынъ любитъ Ее, какъ Мать. Онъ показалъ Ей любовь Свою и на землѣ, когда въ самыхъ болѣзняхъ крестной смерти заботился о Ней и сказалъ возлюбленному ученику: Се Мати твоя (Іоан. 19, 27); Онъ исполняетъ прошенія Ея — какъ Матери, Коей повиновался и во дняхъ плоти (Лук. 2, 51). Какъ же не быть Ей сильной ходатайницею за грѣшныхъ на небѣ? Если ангелы молятся за насъ, и молитвою преклоняютъ Господа ко услышанію нашихъ молитвъ: то какъ ходатайству Матери Сына Божія не быть услышану предъ престоломъ Божіимъ? О, какъ несомнѣнно ходатайство Ея за насъ! Кто прибѣгалъ къ Ней, и не былъ услышанъ? Кто не испыталъ на себѣ милостей Ея? Сколько знаменій Ея помощи небесной! Сколько иконъ, — орудій чудесъ Ея! Нѣтъ града, нѣтъ веси въ православномъ отечествѣ нашемъ, гдѣ бы не славились благодѣянія Ея, гдѣ бы въ честь Ея не были воздвигнуты храмы. Въ глубинѣ сѣвера, среди льдовъ, согрѣваетъ Она вѣру благодѣяніями Своими; каждый день вѣра испытываетъ на себѣ помощь Ея, тамъ или здѣсь, явно или тайно, въ кругу семейномъ и въ глубинѣ уединенной души.

Обратимся убо къ Матери нашей съ вѣрою теплою, съ надеждою дѣтскою. Матерь Божія — Матерь всѣхъ уповающихъ на Тя! На Тебя уповаемъ мы, немощныя чада православія, — не остави насъ во дняхъ скорбей нашихъ, спаси сильнымъ предстательствомъ Твоимъ. Аминь.

1846 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 223-228.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0