Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 25. При вступленіи на паству Кіевскую,
произнесенное въ Кіево-Софійскомъ соборѣ 27 Іюня 1837 года.

Господи благослови!

Всякою молитвою и моленіемъ, молящеся на всяко время духомъ, и въ сіе истое бдяще во всякомъ терпѣніи и молитвѣ о всѣхъ святыхъ, и о мнѣ, да дастся ми слово во отверзеніе устъ моихъ, съ дерзновеніемъ сказати тайну благовѣствованія (Ефес. 6, 18-19).

Не дивно было бы, братіе, ежели бы одинъ изъ немощныхъ служителей Слова Божія съ такимъ смиреніемъ испрашивалъ у собратій своихъ молитвенной помощи въ подвигахъ ввѣреннаго ему служенія. Но когда Учитель языковъ, послѣ столь многихъ подвиговъ и откровеній, восхищенный до третьяго небеси, и слышавшій глаголы, ихже не лѣть есть человѣкамъ глаголати (2 Кор. 12, 4), прибѣгаетъ къ молитвамъ Церкви, да дастся ему слово во отверзеніе устъ съ дерзновеніемъ сказати тайну благовѣствованія: то конечно служеніе Слова Божія такъ велико, что и Ангельскія силы, безъ благодати Духа Святаго, не достаточны къ совершенію онаго.

Что убо реку азъ, смиренный пастырь, вступая въ общеніе съ сею старѣйшею и знаменитою паствою, прославленною столь многими и столь великими чудесами святости служителей Слова Божія? Какъ дерзну я колебать воздухъ, благоухающій святынею нетлѣнныхъ останковъ столь многихъ здѣсь почивающихъ подвижниковъ вѣры? Святое мѣсто сіе, гдѣ древле взошла денница спасенія Русской земли, внушаетъ сердцу моему благоговѣйный трепетъ, а не дерзновеніе слова.

Святый Апостолъ, научавшій насъ съ молитвою начинать всякое дѣло служенія Богу, да внушитъ намъ дерзновеніе и укажетъ и начало слова. Имуще тойже духъ вѣры, по писаному: вѣровахъ, тѣмъ же возглаголахъ: и мы вѣруемъ, тѣмъ же и глаголемъ (2 Кор. 4, 13). Іисусъ Христосъ вчера и днесь тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Онъ не книжныхъ рыбарей сотворилъ Апостолами, просвѣтившими всю вселенную. Не ожидайте убо, братіе, отъ моего смиренія ни витійства, ни премудрости слова. Глаголы святыя и православныя вѣры нашея будутъ и началомъ и продолженіемъ и концемъ словесъ, мною произносимыхъ.

Но глаголы вѣры такъ многочисленны, что наперсный ученикъ Христовъ цѣлый міръ почитаетъ недостаточнымъ для вмѣщенія книгъ, пишемыхъ о дѣлѣхъ, Начальника и совершителя вѣры нашея, Іисуса Христа и Бога нашего. Самое лучшее начало слова, безъ сомнѣнія было бы слово одного изъ Апостоловъ Христовыхъ. Апостолъ отечества нашего, святый Андрей Первозванный, не оставилъ намъ написанныхъ словесъ своихъ. Но и въ самомъ молчаніи Апостоловъ Христовыхъ сокрывается глубина премудрости Божіей. Просвѣщаемый Духомъ Святымъ, вмѣсто словъ, онъ водрузилъ на горахъ животворящій крестъ Христовъ — неисчерпаемое сокровище свѣтоноснаго ученія истины. Святый Апостолъ Павелъ въ крестѣ Христовомъ заключаетъ все, что нужно знать вѣрующимъ для спасенія своего: — не судихъ бо что вѣдѣти въ васъ, пишетъ онъ къ Коринѳской Церкви, токмо Іисуса Христа и сего распята (1 Кор. 2, 2). Такъ, братіе, крестъ Христовъ въ безмолвіи своемъ во всѣ концы вселенныя паче всякаго проповѣдника вѣщаетъ многое — и столь многое что едва ли достанетъ цѣлой вѣчности для изглаголанія истинъ, въ немъ заключающихся. Но первѣе всего и болѣе всего возвѣщаетъ онъ то, что наиболѣе нужно намъ, бѣднымъ грѣшникамъ: — онъ возвѣщаетъ безпредѣльное милосердіе Бога Отца небеснаго, который для спасенія нашего не пощадѣлъ единственнаго, неоцѣненнаго сокровища сердца Своего: — тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16); возвѣщаетъ неизглаголанное человѣколюбіе единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа, иже возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятитъ ю, очистивъ банею водною въ глаголѣ, да представитъ ю Себѣ славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ, но да будетъ свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27); возвѣщаетъ Божественную силу и дѣйствія Духа Святаго, мертвыхъ прегрѣшеньми возрождающаго въ новую, вѣчную жизнь изъ грѣшниковъ творящаго святыхъ, наслѣдниковъ Царствія Божія, стяжаннаго кровію Господа и Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Ибо въ Царствіе Божіе ничтоже внидетъ скверно, по свидѣтельству Писанія. Оно принадлежитъ или невиннымъ или очистившимъ скверны грѣховъ своихъ истиннымъ покаяніемъ. Сердце Іисуса Христа, прободенное на крестѣ копіемъ, всегда отверзто для принятія всѣхъ истинно кающихся грѣшниковъ, а для нераскаянныхъ и сіе премилосердое сердце закрыто на вѣки.

Но обратимся къ кресту Христову, святымъ апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ водруженному на горахъ сихъ. Онъ для насъ особенно премного назидателенъ. Господь Іисусъ Христосъ, излагая въ простыхъ притчахъ глубокія тайны Царствія Божія, глаголетъ: тако есть царство Божіе, якоже человѣкъ вметаетъ сѣмя въ землю, и спитъ и востаетъ, нощію и днію, и сѣмя прозябаетъ и растетъ, якоже не вѣсть онъ. Отъ себе бо земля плодитъ прежде траву, потомъ класъ, таже исполняетъ пшенщу въ класѣ (Марк. 4, 26-28).

Какъ вѣрно, и какъ разительно исполнились Божественныя словеса Господа Іисуса на горахъ сихъ! Многія столѣтія протекли со времени водруженія на нихъ Апостоломъ креста Христова. Слово крестное, посѣянное рукою Апостольскою, долго сокрывалось въ земли; но самая долговрененность не только не умалила плодотворности сего Божественнаго сѣмени, а еще болѣе споспѣшествовала къ скорому единственному въ лѣтописяхъ Церкви, преизобильному въ свое время плодоприношенію живой истинной вѣры и добродѣтелей Христіанскихъ. И безъ моего указанія вы, возлюбленніи, живо себѣ представляете благословенное время просвѣщенія вѣрою Христовою земли Русской святымъ равноапостольнымъ великимъ княземъ Владиміромъ. Какъ вѣренъ Господь въ Своихъ честныхъ и великихъ обѣтованіяхъ! Только бы мы вѣрны были въ исполненіи спасительныхъ Его заповѣдей. Какъ драгоцѣнно для насъ святое мѣсто сіе, на которомъ водружено животворящее древо креста, простершее плодотворныя вѣтви свои отъ конецъ до конецъ обширнѣйшаго въ свѣтѣ Россійскаго государства! Драгоцѣнно, но вмѣстѣ и назидательно. Апостолъ водрузилъ крестъ Христовъ на горахъ: — водрузите, возлюбленные, и вы животворящее слово крестное въ умахъ вашихъ истинною живою вѣрою въ Господа Іисуса Христа, распятаго за насъ. Да будетъ оно единымъ свѣтомъ, просвѣщающимъ и наставляющимъ васъ на всяку истину. Безъ сего свѣта истиннаго, все тьма и заблужденіе: Азъ есмь свѣтъ міру, глаголетъ Іисусъ Христосъ, ходяй по Мнѣ, не имать ходити во тмѣ (Іоан. 8, 12).

Апостолъ водрузилъ крестъ Христовъ глубоко въ землю: — водрузите, братіе, живоносное древо креста и вы во глубину сердецъ вашихъ. Да произраститъ оно плоды Духа — любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, ст. 22). Да будутъ сердца ваши неприступны къ обольщеніямъ міра, плоти и діавола; — иже бо Христовы суть, по словамъ Апостола, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

Въ водруженіи Апостоломъ честнаго, животворящаго креста на горахъ сихъ открывается утѣшительнѣйшее для православныхъ христіанъ дѣйствіе милосердаго промысла Господа Іисуса Христа о Церкви Своей. По неиспытаннымъ судьбамъ Божіимъ Греція, древле хранительница чистоты православія, подпала игу невѣрвыхъ иноплеменниковъ. Предъ всевидящими очами Господа Бога Іисуса Христа вся нага и объявлена (Евр. 4, 13). Онъ внушалъ Духомъ Святымъ Апостолу Византіи уготовать убѣжище для православной Церкви въ любезномъ отечествѣ нашемъ.

Такъ, на горахъ сихъ сокрытъ неоцѣненный залогъ благости Отца Небеснаго къ намъ, и положено твердое незыблемое основаніе силы, благоденствія и славы Россіи. Благословенъ святый градъ сей! Благословенна страна сія! — Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, благословивый насъ всяцѣмъ благословеніемъ духовнымъ въ небесныхъ о Христѣ (Ефес. 1, 3).

Завѣщаю убо вамъ, братіе, именемъ Господа нашего Іисуса Христа сохранять во всей цѣлости чистоту православія вѣры, яко неоцѣненный залогъ благоденствія временнаго, и жизни вѣчной. Пастыри Церкви! — Стражи дома Господня! Служители слова Божія! Внимайте себѣ и ученію и пребывайте въ нихъ. Сія бо творя и сами спасетеся, и послушающіи васъ (1 Тим. 4, 16). Преданіе Апостоловъ и святыхъ Отцевъ сохраните (1 Тим. 6, 20). — Засвидѣтельствую предъ Богомъ и Господомъ Іисусъ Христомъ и избранными Его Ангелы, — да сія сохраните безъ лицемѣрія, ничесоже творя по уклоненію (1 Тим. 5, 21).

Христолюбивые воины, защита отечества нашего! Водрузите истинное благочестіе и вѣру въ сердцахъ своихъ, и побѣда всегда будетъ несомнительна. Между великими и безчисленными побѣдоносными дѣйствіями вѣры, нынѣ празднуемая побѣда Полтавская есть вѣчный памятникъ непобѣдимой силы православія и креста Христова. Судіи народа! сохраните залогъ суда царева безъ лицепріятія; зане судъ Божій есть! Наставники юношества! воспитывайте ввѣренныхъ попеченію вашему въ страхѣ Господнемъ, въ благочестіи и христіанскихъ добродѣтеляхъ. Вси православные христіане, имѣйте вѣру и благую совѣсть (1 Тим. 1, 5), да будете наслѣдницы жизни вѣчныя. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей цѣломудренно, и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ: ждуще блаженнаго упованія, и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-13). Емуже со Отцемъ и Святымъ Духомъ, слава, честь и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слово при вступленіи на паству Кіевскую, произнесенное въ Кіево-Софійскомъ Соборѣ 27 Іюня 1837 года Сѵнодальнымъ Членомъ Преосвященнымъ Филаретомъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-печерской Лавры, 1837. — 14 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0