Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово XXIII.
Въ день успенія преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ѳеодосія Печерскаго, Маія 3-го дня.

Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго во Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28-30).

Такъ, братіе, нѣтъ для человѣка ни истиннаго покоя, ни истинной радости, доколѣ онъ всѣмъ сердцемъ не обратится ко Господу и Искупитслю своему. Мучительное иго грѣха, и тяжкое бремя смерти лежитъ на душѣ грѣшника, доколѣ онъ въ кротости и смиреніи сердца своего не возметъ на себя благаго ига и легкаго бремени заповѣдей Евангелія Іисуса Христа.

Источникъ истинной жизни, радости и покоя нашего вѣчно есть въ единомъ Богѣ. Всеблагій Творецъ вселенныя для того и извелъ человѣка изъ небытія въ бытіе, дабы содѣлать его причастникомъ въ неистощимыхъ сокровищахъ блаженства Своего; для того и почтилъ неоцѣненнымъ преимуществомъ образа и подобія Своего, дабы содѣлать его ближайшимъ наслѣдникомъ всѣхъ неизчерпаемыхъ благъ вѣчной жизни и радости. Скорби, бѣды, болѣзни, смерть не могли произойти изъ живоносныхъ нѣдръ Отца Небеснаго. Онѣ суть порожденія грѣха, который оскверняя души наши, разлучаетъ насъ съ Богомъ, Коего святость не можетъ имѣть общенія съ грѣшникомъ. Несчастный грѣшникъ уподобляется путнику, впадшему въ руки разбойниковъ, которые воспользовавшись его неосторожностію, нападаютъ на него, обнажаютъ его драгоцѣнной одежды правды, чистоты и невинности, въ коихъ сіялъ образъ и подобіе Божіе; отъемлютъ у него сокровище истинной вѣчной жизни и славы, и всего изъязвленнаго, обезсиленнаго оставляютъ еле жива. Въ такомь жалкомъ положеніи представляетъ грѣшника самъ Іисусъ Христосъ во Евангеліи. Въ такомъ состояніи безотрадной бѣдности, безпомощнаго безсилія и близкой смерти вѣчной находятся всѣ человѣки, оставленные самимъ себѣ; вси бо согрѣшиша и лишени суть славы Божіей (Рим. 3, 23), по словамъ Писанія.

И сіе то жалостное состояніе человѣковъ проникаетъ небеса, достигаетъ милосердаго сердца Отца Небеснаго; — и Единородный Сынъ Божій, въ Которомъ Отецъ Небесный положилъ всѣ сокровища жизни и свѣта, радости и блаженства, оставляя престолъ славы Своея снисходитъ на землю, дабы взыскать и спасти погибающихъ, изторгнуть изъ погибельной области грѣха и смерти души наши, облечь ихъ паки въ одежду правды и святости, исцѣлить язвы ихъ живоносною кровію Своею, и даровать имъ Свою жизнь и Свои Божественныя силы ходить непреткновенно во свѣтѣ заповѣдей Божіихъ. И сей-то милосердый Спаситель простираетъ ко всѣмъ грѣшникамъ утѣшительный гласъ Свой: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы.

Сладокъ покой послѣ трудовъ — говоритъ премудрый, и сіе истинно есть во всѣхъ отношеніяхъ. И Спаситель Христосъ, призывая къ Себѣ всѣхъ, не къ лѣности и бездѣйственной жизни приглашаетъ, но говоритъ: возмите на себя Мое благое и легкое бремя творенія заповѣдей Евангелія, — и вѣрно обрящете покой душамъ вашимъ. Обрящете, братіе, покой; ибо чрезъ вѣру и твореніе заповѣдей Евангелія возвратитесь къ Источнику жизни, покоя и радости къ Богу, безъ Котораго нѣтъ ни покоя, ни радости. Обрящете покой; ибо по мѣрѣ вѣры и храненія заповѣдей Евангелія сообщатся вамъ новыя силы Духа Святаго къ преуспѣянію въ святой благочестивой и добродѣтельной жизни. Обрящете покой; ибо съ Нимъ — Искупителемъ нашимъ, пріявшимъ на Себя бремя грѣховь нашихъ неся иго Его заповѣдей, содѣлаетесь побѣдителями грѣха, сотрете его жало, и сотворитесь наслѣдниками вѣчной жизни въ обителяхъ Отца Небеснаго.

Не только на земли, но и на небесахъ нѣтъ другаго мѣста, гдѣ бы мы могли обрѣсти покой душамъ нашимъ. Души наши такъ созданы, что въ одномъ только Богѣ могутъ найти истинный покой и миръ свой. Ежели бы, братіе, приглашалъ насъ владыка строгій, и хотѣлъ возложить на насъ тяжкое иго; мы моглибы устрашиться. Но милосердый Спаситель нашъ говоритъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ. — И кто кротчае Того, Иже во образѣ Божіи сый не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу: но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ: смирилъ Себе — послушливъ былъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 6. 8). Кто милосердѣе Того, который и душу Свою не пощадѣлъ, но положилъ за спасеніе душъ нашихъ? И такой премилосердый Господь — можетъ ли возложить на насъ тяжкое бремя? Такъ, братіе, заповѣди Его тяжки не суть (1 Іоан. 5, 3), — говоритъ св. апостолъ Іоаннъ Богословъ, но недостатокъ вѣры и любви нашей представляетъ ихъ тяжкими. — Птицѣ тяжки ли перья, которыми она лѣтаетъ по воздуху? Такъ и истинному христіанину не суть тяжки заповѣди Христовы, твореніемъ которыхъ душа наша оперившись возлетаетъ на небо. Ношеніемъ сего благаго и легкаго ига св. апостолъ Павелъ окрилившись, еще находясь въ тѣлѣ, восхищенъ былъ до третьяго небеси. Сіе легкое бремя принялъ на себя отъ юности, и съ совершенною вѣрностію носилъ до послѣдняго издыханія празднуемый нынѣ Церковію преподобный и богоносный отецъ нашъ Ѳеодосій. И какъ вѣрно исполнились на немъ великія обѣтованія Божіи живота настоящаго и грядущаго! Іисусъ Христосъ сказалъ во Евангеліи: Азъ пріидохъ да животъ имутъ, и лишше имутъ (Іоан. 10, 10). Конечно обѣтованіе сіе есть обѣтованіе жизни вѣчной на небесахъ всѣмъ истинно вѣрующимъ во Христа и хранящимъ заповѣди Его. Но преимущественно можно отнести оное къ той славѣ, которою Богъ прославляетъ и на землѣ великихъ угодниковъ Своихъ, не столько, для умноженія ихъ славы, сколько для утвержденія нашего въ вѣрѣ и назиданія въ жизни. Со времени просвѣщенія отечества нашего свѣтомъ вѣры Христовой доселѣ преподобный и богоносный отецъ нашъ Ѳеодосій прославляется во всѣхъ концахъ православной земли Русской. Сей святый, чудотворный, небеси подобный, боголѣпный храмъ руками его основанный, святыми молитвами его осѣняемый, нетлѣнными мощами его облагоухаемый, доселѣ есть и пребудетъ прибѣжищемъ молитвенниковъ, стекающихся изъ самыхъ отдаленныхъ странъ Россіи. Такъ Господь Богъ воздвигаетъ въ Церкви Своей, яко на тверди небесной, свѣтозарныя свѣтила, дабы они сіяли въ темномъ мѣстѣ міра сего и освящали нашъ путь въ отечество наше небесное.

По гласу зовущаго насъ къ себѣ милосердаго Господа и Спасителя, и мы, братіе, да не ослабѣваемъ въ ношеніи благаго ига и легкаго бремени заповѣдей Его, да обрящемъ покой душамъ нашимъ, и среди скорбей и трудовъ настоящей жизни, и среди радостей и блаженства грядущаго нескончаемаго вѣка. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 164-169.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0