Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 20. Въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 5).

Велико есть званіе наше, братіе, христіане! Слово Божіе требуетъ отъ насъ, чтобы мы такія же имѣли чувствованія, какія имѣлъ Іисусъ Христосъ, чтобъ мысли наши такъ же были чисты, какъ чисты были мысли Іисуса Христа, чтобъ слова наши такъ же были вѣрны, какъ вѣрны были слова Іисуса Христа; чтобъ дѣла наши такъ же были праведны, какъ праведны были дѣла Іисуса Христа. Словомъ, чтобы мы всемѣрно старались жизнію своею подражать святѣйшей на землѣ жизни Іисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего. — Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ.

Не въ одномъ мѣстѣ св. Писанія излагается сія обязанность наша подражать Господу Іисусу: но весьма во многихъ, дабы тѣмъ болѣе возбудить насъ къ исполненію сего, сколько непреложнаго, столько и спасительнаго для насъ долга. Святи будите, глаголетъ Господь, якоже Азъ святъ есмь (1 Петр. 1, 16). — Вы есте родъ избранъ, царское священіе, языкъ святъ, людіе обновленія, яко да добродѣтели возвѣстите, изъ тьмы васъ призвавшаго въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9). Глаголяй во Христѣ пребывати, долженъ есть, якоже Онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ (1 Іоан. 2, 6).

Да и что значитъ самое слово христіанинъ, сіе святое имя, которое мы на себѣ носимъ? Христіанинъ есть тотъ, который, вѣруя всѣмъ сердцемъ во Іисуса Христа, слѣдуетъ неуклонно ученію и жизни Его, дабы, послѣдуя Ему на землѣ и содѣлавшись святымъ, царствовать съ Нимъ вѣчно на небесахъ. Напрасно тотъ и называется христіаниномъ, кто не любитъ всѣмъ сердцемъ Іисуса Христа, не соблюдаетъ заповѣдей Его, и не старается по мѣрѣ продолженія своей жизни преуспѣвать и возрастать во всякомъ благочестіи и во всякой добродѣтели. Не мои грѣшныя уста сіе глаголютъ, но глаголетъ слышавшій отъ самыхъ устъ Іисуса Христа, возлюбленный ученикъ и апостолъ Его Іоаннъ. Сіе есть обѣтованіе, еже слышахомъ отъ Него, и повѣдаемъ вамъ, яко Богъ свѣтъ есть, и тьмы въ Немъ нѣсть ни единыя. — Аще речемъ, яко общеніе имамы съ Нимъ, и во тьмѣ ходимъ, лжемъ и не творимъ истины. — Аще же во свѣтѣ ходимъ, якоже самъ Той есть во свѣтѣ, общеніе имамы съ Богомъ, и кровъ Іисуса Христа Сына Его очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (1 Іоан. 1, 5-7).

А тотъ только ходитъ во свѣтѣ, кто весь умъ свой покоряетъ истинѣ ученія Іисуса Христа; тотъ только ходитъ во свѣтѣ, кто во всѣхъ дѣлахъ своихъ поступаетъ по заповѣдямъ Іисуса Христа. — Тотъ только ходитъ во свѣтѣ, кто всемѣрно старается всю жизнь свою располагать по примѣру святѣйшей на землѣ жизни Іисуса Христа. Ибо Іисусъ Христосъ единъ есть Свѣтъ міра, какъ самъ Онъ глаголетъ: Азъ есмь свѣтъ міра, ходяй по Мнѣ, не имать ходити во тьмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12). Подобно какъ въ видимомъ мірѣ единое есть солнце: — когда оно свѣтитъ, тогда мы видимъ все окружающее насъ, и знаемъ путь, куда намъ итти надлежитъ: такъ и въ духовномъ, невидимомъ мірѣ единое есть вѣчное Солнце правды — Іисусъ Христосъ. Когда Онъ освѣщаетъ и умъ и сердце наше: тогда мы знаемъ и видимъ истину и идемъ путемъ, ведущимъ насъ въ жизнь вѣчную, послѣдуя Ему по заповѣдямъ Его, и по стопамъ святѣйшей Его жизни. А когда начинаемъ жить по своей развратной волѣ, тогда грѣхи и соблазны міра и плоти ослѣпляютъ очи сердца нашего, мы теряемъ путь открытый намъ Господомъ въ жизнь вѣчную. — Вотъ отъ чего, братіе, случается не рѣдко, что люди и ученые и многознающіе, но мало имѣющіе вѣры и не старающіеся соблюдать заповѣдей Іисуса Христа, такъ несчастно заблуждаютъ, что и живутъ и умираютъ во грѣхахъ, не имѣя и надежды получить жизнь вѣчную. Такъ-то для спасенія нашего всего нужнѣе, чтобъ мы сколь можно чаще и внимательнѣе слушали и читали слова и жизнь Іисуса Христа и старались располагать жизнь свою по примѣру Его святѣшней жизни.

Но кто мы, скажете вы, что дерзаемъ надѣяться подражать жизни Іисуса Христа? Онъ Святый святыхъ; а мы въ беззаконіяхъ зачинаемся и во грѣсѣхъ раждаемся. Онъ Творецъ всемогущій, а мы бреніе и самая немощь. — Это истинно. — Но для того Онъ и пришелъ на землю, дабы спасти грѣшниковъ; для того и принялъ на Себя бренную плоть нашу, дабы даровать намъ свой Божественный Духъ жизни и силы. Для того и пролилъ на крестѣ пречистую кровь Свою, дабы освятить насъ и содѣлать чистыми и непорочными. Для того и омылъ насъ водою крещенія, дабы мы жили такъ чисто и непорочно, какъ выходимъ въ чистотѣ изъ купѣли крещенія. —

Долгъ нашъ есть самый первѣйшій — сію чистую одежду всячески хранить, дабы непостыдно явиться въ ней предъ лицемъ Іисуса Христа, когда Онъ придетъ судить живыхъ и мертвыхъ. Ибо тѣ только внидутъ въ чертогъ Царствія небеснаго, которые будутъ облечены въ брачную одежду чистоты и святости Христовой; а въ осквернившимъ себя грѣхами Господь речетъ: како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна? — Связавше ему руцѣ и нозѣ, возмите его, и верзите во тму кромѣшную, ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Матѳ. 22, 12-13).

Но кто изъ насъ, братіе, похвалится своею невинностію? Кто изъ насъ столько счастливъ, что чистую одежду крещенія незапятналъ какимъ-нибудь грѣхомъ? Аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8), глаголетъ слово Божіе. Такъ, братіе, всѣ мы грѣшники. Но милосердіе Господа и Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, столько къ намъ велико, что и тогда, когда теряемъ мы грѣхами юности или немощи чистоту, полученную нами въ крещеніи, Онъ даруетъ намъ способъ возвращать оную паки посредствомъ покаянія. Только бы покаяніе наше было безъ отлагательства и истинное. Какъ въ болѣзняхъ тѣлесныхъ весьма легко и удобно врачевать ихъ съ начала, пока они еще не укоренились: такъ и въ болѣзняхъ душевныхъ надобно врачевать ихъ съ начала, пока язва грѣховъ не заразитъ всего сердца нашего. Для сего то необходимо для насъ всегдашнее покаяніе; ибо мы вседневно согрѣшаемъ. — Мы весьма скоро успѣли бы очистить себя, и при всесильной помощи благодати Божіей содѣлаться святыми, ежели бы внимательно смотрѣли за своими мыслями, словами и дѣлами. Когда приходитъ тебѣ грѣховная мысль, сколько бы малъ ни былъ грѣхъ замышляемый тобою, изгони ее тотъ часъ изъ твоего сердца, какъ смертоносный ядъ для души твоей; обратись ко Господу въ молитвѣ покаянія — и мысли твои всегда будутъ чисты. Когда ты произнесъ какое-либо слово, или соблазнительное или оскорбительное для ближняго твоего, или ложное, — обратись ко Господу въ покаяніи, и испроси у Него помощи, чтобъ сохранилъ тебя на будущее время; и слова твои всегда будутъ вѣрны, истинны и назидательны. — Но когда ты такъ несчастенъ, что и самый грѣхъ сотворилъ дѣломъ, — не закоснѣвай въ немъ, исповѣдуй, покайся съ сокрушеніемъ сердца и слезами и съ твердымъ намѣреніемъ удаляться отъ него, какъ отъ смертоноснаго яда. — И вѣренъ Господь, яко очиститъ согрѣшеніе твое (1 Іоан. 1, 9), и подастъ тебѣ силы и крѣпость къ добродѣтельной и святой жизни.

Тысящи тысящей святыхъ, уже блаженствующихъ на небесахъ, раждались такъ же во грѣхахъ, и съ таковыми же слабостями, какъ и мы. — Но поелику всѣмъ сердцемъ вѣровали въ Господа Іисуса Христа и всею любовію къ Нему прилѣпились, и всѣми силами старались исполнять Его заповѣди и слѣдовать по стопамъ Его жизни: то Господь и грѣхи ихъ загладилъ милосердіемъ своимъ и даровалъ имъ силы Духа Святаго къ добродѣтельной и благочестивой и святой жизни, и пріялъ ихъ въ блаженныя обители Отца небеснаго. Іисусъ Христосъ вчера и днесь, тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). И для насъ Онъ также милосердъ, какъ былъ милосердъ для нихъ. Также всегда готовъ и намъ подать силы и крѣпость содѣлаться святыми. Какой же будетъ стыдъ для насъ, когда увидимъ собратій нашнхъ въ торжествѣ грядущихъ получить наслѣдіе жизни вѣчной, а насъ за безпечность о спасеніи нашемъ лишаемыхъ? Время настоящей жизии пройдетъ скоро; — за предѣлами гроба одинъ есть предметъ и радости и блаженства нашего — Господь и Богъ нашъ, Іисусъ Христосъ, коего лицезрѣніемъ вѣчно будутъ наслаждаться возлюбившіе Его на землѣ всѣмъ сердцемъ.

Онъ, по неизреченному милосердію Своему, дивныя даровалъ намъ удобства къ обновленію, къ освященію и ко спасенію нашему. Когда приносилъ всего Себя въ умилостивительную о насъ правдѣ Божіей жертву: тогда съ крестнаго жертвенника поручилъ насъ предстательству и заступленію Пресвятыя и Преблагословенныя Дѣвы, Матери Своея. Се мати твоя — рекъ Онъ возлюбленному ученику своему Іоанну (Іоан. 19, 27) а въ лицѣ его и ко всѣмъ христіанамъ. Поручилъ насъ матернему Ея ходатайству, дабы никто изъ кающихся грѣшниковъ не отчаявался въ помилованіи своемъ. Дабы мы грѣшные, взирая на примѣръ высочайшей Ея чистоты и святости, которою Матерь Божія превознесена паче херувимовъ и серафимовъ, всемѣрно старались и себя очищать отъ сквернъ грѣховныхъ.

Іисусъ Христосъ безпредѣльно щедродаровитъ. — Когда нѣкая жена, восхитившись Божественными Его словами и дѣлами, изъ среды множества народнаго произнесла сей Богодухновенный гласъ: Блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссалъ; Онъ тотчасъ открылъ, что блаженство Матери Своея хощетъ раздѣлить со всѣми истинно вѣрующими въ Него и хранящими Его заповѣди: тѣмже убо, блажени слышащіи слово Божіе и хранящіи е (Лук. 11, 27-28). Доколѣ время имѣемъ, поспѣшимъ, братіе, всѣмъ сердцемъ прилѣпиться къ щедродаровитому Спасителю и Богу нашему. Проліемъ мольбы наши къ Пресвятой Матери Его, заступницѣ нашей усердной, да матернимъ Ея предстательствомъ Господь Іисусъ Христосъ подастъ намъ силы духа и крѣпость ходить непреткновенно во свѣтѣ заповѣдей Его и преуспѣвать въ наслѣдіе жизни вѣчной. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 139-146.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0