Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 7. Въ недѣлю 2-ю св. поста.

Видѣвъ же Іисусъ вѣру ихъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).

Кто могъ быть несчастнѣе упоминаемаго въ нынѣ чтенномъ Евангеліи больнаго, надъ которымъ милосердый Спаситель, Всемогущій Врачь душъ и тѣлесъ, удивилъ Свою благость? Тѣло его до такой степени поражено было разслабленіемъ во всѣхъ членахъ, что онъ лежалъ недвижимъ на одрѣ болѣзненномъ. Четыремъ сострадательнымъ человѣкамъ надлежало употребить свои силы, чтобъ принести его предъ милосердый взоръ Іисуса Христа. Случаются болѣзни и благочестивымъ людямъ, въ которыхъ страждущій, подобно праведному Іову, находитъ утѣшеніе въ невинности и въ чистотѣ своей совѣсти; а разслабленный лишенъ былъ и сей отрады, — душа его обременена была грѣхами столько же, сколько тѣло болѣзнями. Онъ чувствовалъ, что неисцѣльная болѣзнь его была слѣдствіемъ его беззаконій. Но какъ скоро несчастное его состояніе премѣнилось въ самое счастливѣйшее, когда онъ приближился къ самому источнику жизни и всякихъ благъ подателю Господу Іисусу! — Какъ скоро безотрадное сердце его, колебавшееся между отчаяніемъ и слабою надеждою исцѣленія, исполнилось радости, когда сей страдалецъ услышалъ отъ самыхъ устъ Господа и Бога утѣшительнѣйшій для грѣшника гласъ: дерзай чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои! Когда милуетъ Богъ, милуетъ вполнѣ. По величію благости своей, Онъ любитъ изобильно изливать благодать свою, когда находитъ сердце способное къ принятію оной. Спаситель отпущеніемъ грѣховъ разслабленному, исторгнувъ изъ него корень его болѣзни, не умедлилъ даровать здравіе всему его составу. — Онъ простираетъ къ нему творческій всемогущій гласъ свой: тебѣ глаголю, востани и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И сей разслабленный, принесенный изъ дома своего къ Спасителю на одрѣ, тотчасъ востаетъ, и самъ приноситъ одръ свой въ домъ. Не остановимся, слушатели, на одномъ холодномъ вѣрованіи всемогущей силѣ Іисуса Христа, мгновенно исцѣлившей разслабленнаго; — изъ сего чудеснаго исцѣленія почерпнемъ назиданіе для душъ нашихъ, дабы слышаніе наше словесъ Евангелія было для насъ плодоносно. —

Спаситель, Божественный врачь, съ премудрымъ намѣреніемъ начинаетъ врачеваніе разслабленнаго съ души его, дабы показать, что начало всѣхъ болѣзней рода человѣческаго есть грѣхъ, сіе разрушительное жало смерти. Конечно прекраснѣйшее твореніе рукъ Божіихъ, человѣкъ сохранилъ бы и тѣло свое въ состояніи безболѣзненности и безсмертія, ежели бы не допустилъ грѣху уязвить душу свою смертоноснымъ своимъ жаломъ. Но подивимся безпредѣльной премудрости и милосердію Создателя нашего, который и самыя тѣлесныя болѣзни наши обращаетъ во врачевство душъ нашихъ, и самую временную смерть для насъ дѣлаетъ входомъ въ вѣчную жизнь. Грѣшнику страдать, болѣзновать и умирать есть естественная и неизбѣжная его дань, и дань безъ всякой для него заслуги. Но Единородный Сынъ Божій, Господь Іисусъ Христосъ, всеблагій Искупитель нашъ, своими крестными болѣзнями и смертію, и самыя болѣзни и смерть вѣрующихъ въ Него содѣлалъ для нихъ средствами очищенія и освященія, и обратилъ ихъ имъ въ заслугу. Истинно вѣрующіе, страданіями своими пріобщаяся къ живоноснымъ страстямъ Спасителя, дѣлаются общниками Его жизни и славы: съ Нимъ страждемъ, говоритъ св. Апостолъ Павелъ, да и съ Нимъ воцаримся во славѣ Его (2 Тим. 2, 11-12). —

Такъ, братіе, не всегда состоитъ въ волѣ нашей отвратить отъ себя болѣзни и скорби, но всегда въ волѣ Христіанина обратить ихъ въ истинную для себя пользу. Часто Господь, посѣщая насъ болѣзнями, которыя мы считаемъ для себя несчастіями, посредствомъ ихъ отечески сохраняетъ истинное наше счастіе. Упоминаемый въ Евангеліи разслабленный, вѣроятно, накогда бы не приближился къ Спасителю, а, можетъ быть, и присталъ бы къ Богоубійственному совѣту Іудеевъ распинателей Іисуса Христа, ежели бы не былъ пораженъ болѣзнію. Ежели и каждый изъ насъ внимательно разсмотритъ свою жизнь, — безъ сомнѣнія много найдетъ случаевъ, въ которыхъ рука Господня, подобными посѣщеніями своей благости, охраняла Его отъ истинныхъ бѣдъ и золъ.

Часто, и болѣе всего попущаетъ Господь болѣзни тѣлесныя для очищенія душъ нашихъ отъ грѣховъ, и для освященія нашего: надлежитъ только умѣть пользоваться сими посѣщеніями милосердія Его. Здѣсь благовременно замѣтить тотъ неблагоразумный обычай многихъ больныхъ и близкихъ къ нимъ: вмѣсто того, чтобъ въ таковыхъ случаяхъ прежде всего обращаться къ Богу, и принеся Ему покаяніе пріобщиться самому источнику жизни, Святымъ и животворящимъ Тайнамъ — Божественной плоти и крови Господа Іисуса Христа, обыкновенно отлагаютъ сіе до самой крайности; а прежде всего и болѣе всего прибѣгаютъ къ средствамъ человѣческимъ къ пособіямъ врачей. Развѣ не Богъ умудряетъ и самыхъ врачей, и врачевствамъ ихъ подаетъ цѣлительную силу? Отъ сего-то и бываетъ что больный отходитъ въ вѣчность безъ напутствія Святыми таинствами Христовыми — а хотя тѣло и врачуется, но душа болящаго, и послѣ болѣзни, остается въ болѣзненномъ состояніи грѣховности. Грѣшникъ, оставленный самому себѣ, въ состояніи своей грѣховности, есть истинно разслабленный душею, когда онъ не имѣетъ въ себѣ силъ ни побѣждать свои страсти, ни оставлять грѣховныхъ своихъ навыковъ, ви ходить безпреткновенно по пути заповѣдей Господнихъ. Одно для него врачевство, — истинное покаяніе. Но почему часто бываетъ, что и послѣ принятія таинства покаянія, и даже послѣ причащенія св. Тайнамъ тѣла и крови Господни, грѣшникъ возвращается въ домъ свой съ прежними своими слабостями? Отъ того, братіе, что покаяніе таковыхъ не было истинное; что они еще не сокрушили и не смирили сердца своего болѣзненнымъ раскаяніемъ во грѣхахъ своихъ; еще не стяжали живой, крѣпкой вѣры во Іисуса Христа; еще не положили твердаго и непреклоннаго намѣренія исправить свою жизнь, не по своимъ мечтательнымъ правиламъ, но по заповѣдямъ Евангелія. А каждый истинно кающійся, вѣрно, услышитъ отъ милосердаго Спасителя утѣшительный и животворящій гласъ: дерзай чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои, — и во увѣреніе прощенія отъ Господа грѣховъ своихъ, ощутитъ самымъ дѣломъ въ душѣ своей новыя силы благодати Божіей — востать и ходить твердыми стопами во свѣтѣ заповѣдей Господнихъ. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 49-53.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0