Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 2. Въ недѣлю о Мытарѣ и Фарисеѣ.

Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очію возвести на небо: но біяше въ перси своя, глаголя: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному. Глаголю же вамъ, яко сниде сей оправданъ въ домъ свой (Лук. 18, 13-14).

Единородный Сынъ Божій, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, пришедый въ міръ грѣшныя спасти, повсюду въ Евангеліи объявляетъ милость и прощеніе кающимся грѣшникамъ; объявляетъ словомъ, говоря: грядущаго ко Мнѣ неизжену вонъ (Іоан. 6, 37). Объявляетъ дѣломъ; ибо за всѣхъ проливаетъ на крестѣ божественную кровь свою; за всѣхъ полагаетъ душу свою; за всѣхъ приноситъ себе Богу Отцу въ умилостивительную о грѣсѣхъ жертву.

И послѣ сей жертвы, милосердое сердце Отца небеснаго всегда отверсто для принятія всякаго обращающагося къ Нему грѣшника. Отверсто, однакожъ не для того, чтобы грѣшники уповая на сіе милосердіе могли провождать жизнь свою безпечно; но для того, чтобы возчувствовавъ сіе великое и неизглаголанное милосердіе Бога, всѣмъ сердцемъ обратились къ Нему, и чрезъ покаяніе очистивъ себе отъ всякія скверны грѣха, со страхомъ содѣловали спасеніе свое, и силою благодати Его учинясь праведными, получили наслѣдіе вѣчной жизни, обѣтованной святымъ Его.

Святая Церковь, предначиная нынѣ съ чадами своими молитвенную пѣснь покаянія, во образъ онаго предлагаетъ намъ, братіе, кающагося Мытаря, дабы въ лицѣ его показать намъ грѣшникамъ и необходимость покаянія къ оправданію нашему, и свойство онаго ко спасенію.

Великой есть важности познать и самымъ дѣломъ пройти путь покаянія. Ибо отъ сего зависитъ спасеніе грѣшника, и участь его на всю нескончаемую вѣчность. Поучимся убо сему изъ примѣра кающагося Мытаря.

Мытарь вшелъ въ церковь помолитися. Вотъ начало обращенія сего грѣшника къ Богу. Господь Богъ, Иже хощетъ всѣмъ человѣкомъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4); Иже праведныя любяй и грѣшныя милуяй, и вся зовый ко спасенію, — Той внушилъ ему святую мысль, оставивъ суетныя забавы міра и прекративъ грѣховныя дѣла, войти въ церковь помолитися. И счастливъ сей грѣшникъ, что послушалъ гласа Божія, и по гласу Его охотно вшелъ въ церковь съ тѣмъ единымъ чувствомъ, чтобы истинно помолитися Господу.

Замѣтьте, братіе, сіе начало обращенія грѣшника Мытаря къ Богу, которое въ послѣдствіи времени учинилось столь плодотворнымъ.

Когда вы, среди попеченій житейскихъ, среди суетъ міра сего, среди борьбы сердца нашего со страстьми, или даже и среди самыхъ грѣховныхъ дѣлъ, почувствуете влеченіе къ молитвѣ: то знайте, что сіе влеченіе есть нѣжный гласъ милосердаго Спасителя вашего, зовущій васъ къ покаянію и обращенію къ Нему яко единому источнику жизни и блаженства нашего. Не отлагайте слѣдовать сему святому влеченію. Отлагать исполненіе молитвы самымъ дѣломъ подъ какимъ бы то предлогомъ ни было, значитъ уже не слушать гласа Спасителя своего; значитъ, съ оскорбленіемъ любви Его, презирать Его самаго и предпочитать Ему прелестный и гибельныи гласъ страстей. Но судите сами: развѣ изъ всѣхъ дѣлъ нашихъ есть что-либо важнѣе дѣла спасенія? А между тѣмъ Господь Богъ безпрерывно простирающій гласъ къ грѣшнику и безпрерывно отвергаемый его непослушаніемъ, наконецъ отвращаетъ лице Свое. И грѣшникъ, не слыша гласа Его, уже предается владычеству страстей своихъ, а потому и неизбѣжной погибели. И сколько есть таковыхъ гибнущихъ изъ среды Христіанъ, для коихъ молитва, сія сладостнѣйшая бесѣда съ Богомъ Отцемъ небеснымъ; сіе единое и единственное утѣшеніе на земли превратнаго и бѣдственнаго странствованія нашего, дѣлается скукою и бременемъ; а вмѣстѣ и покаяніе и обращеніе ихъ къ Богу, возбуждаемое гласомъ милосердія Его, умираетъ, такъ сказать, въ сердцахъ ихъ еще при самомъ зародышѣ своемъ, не принося плода спасенія. Но не таковы суть истинно кающіеся, послушные первому гласу милосердія Божія.

Мытарь же, издалеча стоя, не хотяше ни очію возвести на небо. Вотъ первое свойство истиннаго покаянія: признаніе своей грѣховности, соединенное съ глубокимъ чувствомъ уничиженія себя, не токмо предъ Богомъ, но и предъ всѣми людьми. Истинно кающійся Мытарь, считалъ себя грѣшнѣе всѣхъ грѣшниковъ на землѣ. А потому и въ церкви избралъ для себя самое послѣднее мѣсто, не смѣя стать ближе другихъ къ алтарю Господню. Глубоко чувствуя свою грѣховность, онъ не смѣлъ и очей возвести на небо, гдѣ престолъ Господа Бога, видящаго вся тайная сердецъ нашихъ. Сіе святое чувство смиренія есть великій даръ Божій сердцу кающагося грѣшника. Онъ посылается отъ Бога за послушаніе гласу Его, призывающему къ молитвѣ. Онъ есть лучь свѣта, проливаемый свыше въ темную храмину души нашей, безъ озаренія коего, мы никогда не увидимъ своей грѣховности и истинно не признаемъ оной. Подобно какъ сидящій въ темномъ домѣ, наполненномъ всякихъ нечистотъ, дотолѣ въ слѣпотѣ своей считаетъ оный чистымъ, пока не отворятся окна и проникнувшій свѣтъ солнца не покажетъ ему настоящаго его положенія. Такъ и въ то время, когда Господь открываетъ кающемуся грѣшнику всю его грѣховность, тогда онъ съ ужасомъ видитъ бѣдственное свое состояніе, коего и не предполагалъ даже, видѣть, и уничижая себя предъ Богомъ и всѣми людьми, повергается во прахѣ; и отселѣ получаетъ постоянное въ сердцѣ своемъ чувство смиренія, яко отличительное свойство истинныхъ Христіанъ и святыхъ душъ. Но кто никогда не ощущалъ въ себѣ сего святаго чувства; тотъ никогда еще истинно не молился и никогда истинно не каялся. Тому, какъ Фарисею, и въ церкви и въ молитвѣ и вездѣ твердитъ самолюбіе его: нѣсмь якоже прочіи человѣцы: хищницы, не праведницы, прелюбодѣе (Лук. 18, 11); твердитъ: я еще не такой грѣшникъ какъ другіе; есть еще и грѣшнѣе меня. И сколько таковыхъ лицемѣрно кающихся, коимъ за гордость и лукавство ихъ не отверзается дверь истиннаго покаянія! А потому и выходятъ изъ церкви съ гнѣздящимся въ сердцѣ ихъ зміемъ грѣховнымъ не получивъ оправданія. Но не таковы суть истинно сознающіе въ себѣ свою грѣховность.

Мытарь же не хотяше ни очію возвести на небо, но біяше въ перси своя. Вотъ второе свойство истиннаго покаянія: сокрушеніе сердца о содѣяніи грѣховъ.

Кающійся Мытарь до того былъ сокрушенъ о содѣянныхъ имъ злыхъ, что не могъ сокрыть сего внутрь себя, но билъ грудь свою какъ вмѣстилище грѣховнаго сердца: не хотяше ни очію возвести на небо, но біяше въ перси своя. Таковое сокрушеніе и болѣзнованіе сердца и всякому истинно кающемуся грѣшнику естественно; ибо грѣшникъ тогда видитъ, какого милосердаго Отца и Господа и Искупителя своего оскорбилъ онъ беззаконіями своими; видитъ, какого щедролюбиваго Владыку оставилъ онъ и изгналъ своими сквернами изъ сердца своего; и какому злому мучителю уступилъ въ немъ мѣсто, предавъ оное влеченію страстей своихъ? видитъ, въ какую бездну погибели готовъ онъ былъ низринуться, ежели бы милосердый Спаситель не поспѣшилъ къ нему на помощь. Видитъ, и съ вѣрою и упованіемъ на заслуги Искупителя своего, за спасеніе грѣшныхъ всего себя принесшаго на крестномъ алтарѣ, съ Мытаревымъ гласомъ вопіетъ къ Нему: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному. Вотъ третіе свойство истиннаго покаянія: живая во Іисуса Христа вѣра и сыновнее упованіе на то, что милосердый Отецъ небесный ради крови и смерти Единороднаго Сына своего не лишитъ и его великой своей благости; но правду Искупителя рода человѣческаго вмѣнитъ ему вмѣсто его правды, яко Той есть правда наша, по Апостолу, избавленіе же и освященіе (1 Кор. 1, 30).

Таковый грѣшникъ, послѣ оправданія своего, уже не возвращается къ прежнимъ грѣхамъ своимъ, но облекшись въ правду и святость Іисуса Христа начинаетъ провождать жизнь новую, святую праведную. Вотъ четвертое и послѣднее свойство истиннаго покаянія: дѣйствительная перемѣна сердца и жизни. Во святыню призвалъ насъ Богъ (1 Сол. 4, 7), говоритъ Духъ Святый, да покаяніемъ очистившись отъ всякія скверны грѣха, и облекшись во одежду оправданія Христова, явимся непорочни предъ Нимъ.

И такъ, братіе, ежели когда, то нынѣ наипаче подобаетъ намъ всѣмъ сердцемъ позаботиться объ истинномъ покаяніи и всецѣломъ обращеніи душъ нашихъ на путь спасенія; нынѣ, когда мы стоимъ предъ алтаремъ Вышняго, для принесенія Ему благодарственныхъ молитвъ за спасеніе всей страны нашей отъ всегубительныя язвы. Сіе посѣщеніе Божіе есть крѣпкій глаголъ Господа Бога, призывающій насъ на покаяніе. И естьли мы по благости Его оставлены въ живыхъ: то сей остатокъ жизни дарованъ намъ не для того, чтобы безразсудно истощать оный въ суетахъ и безплодныхъ занятіяхъ, но для того, чтобы дѣлами благочестія пріуготовить себя въ наслѣдіе жизни вѣчныя. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 22-28.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0