Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 1. Въ недѣлю о Мытарѣ и Фарисеѣ.

Глаголю вамъ: яко сниде сей оправданъ въ домъ свой паче онаго: яко всякъ возносяйся смирится; смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14).

Божественный судъ Іисуса Христа, произнесенный на упоминаемыхъ въ Евангельской притчѣ Мытаря и Фарисея, какъ совершенно согласуетъ съ словомъ Его, сказаннымъ нѣкогда богодухновеннымъ Пророкомъ Исаіею! Не суть совѣти Мои, якоже совѣти ваши, ниже якоже путіе ваши путіе Мои. Но якоже отстоитъ небо отъ земли, тако отстоитъ путь Мой отъ путей вашихъ, и помышленія ваша отъ мысли Моея (Ис. 55, 8). По суду человѣческому, чего кажется недоставало къ оправданію Фарисея, который не убоялся стать предъ Всевѣдущимъ и воздать Ему хвалу за свою праведность? — Боже хвалу Тебѣ воздаю, рекъ онъ, яко нѣсмь якоже прочіи человѣцы, хищницы, неправедницы, прелюбодѣе, или якоже сей Мытарь. Пощуся двакраты въ седмицу, десятину даю всего, елико притяжу. На противъ, что могъ принесть въ оправданіе свое предъ Богомъ бѣдный Мытарь? ничего, кромѣ чувствованія недостоинства своего, искренняго признанія въ своихъ грѣхахъ и смиренной молитвы о помилованіи себя! — Мытарь же издалеча стоя, не хотяше ни очію возвести на небо: но біяше перси своя, глаголя: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшнику. На судѣ человѣческомъ, послѣ собственнаго признанія преступника закона, обыкновенно произносится приговоръ осуждающій его: но всевышній Судія неба и земли Господь Іисусъ глаголетъ: яко сниде сей оправданъ въ домъ свой паче онаго. Судьбы Твоя, Господи, бездна многа! При всей однакожъ непостижимости судовъ Божіихъ, извѣстно есть то, что они всегда основаны на вѣчной истинѣ; и самое безпредѣльное милосердіе Его изрекается не иначе какъ съ соблюденіемъ непреложной Его правды. Ежели и мы, слушатели, вникнемъ въ смыслъ сей притчи Евангельской: то ясно увидимъ, что въ смиренномъ сердцѣ кающагося Мытаря болѣе было правды, нежели въ гордой душѣ надѣявшагося на свои добродѣтели Фарисея.

Святая Церковь, яко попечительная матерь, приготовляя чадъ своихъ ко вступленію въ подвигъ спасительнаго поста, и предначавъ имъ нынѣ молитвенную пѣснь покаянія, съ премудрымъ намѣреніемъ указуетъ намъ на сію Евангельскую притчу. Ибо какъ гордость и тщеславіе есть начало грѣха и отпаденія отъ Бога и истины, такъ смиреніе и сознаніе своей грѣховности есть начало обращенія къ Богу и правдѣ. — Вникнемъ, братіе, съ собраннымъ сердцемъ въ начальный урокъ предлагаемый намъ Церковію, дабы твердою ногою стать на пути спасенія и всецѣлаго обращенія душъ нашихъ къ Господу Богу. Ибо отъ добраго начала зависитъ успѣхъ всего дѣла.

Конечно не за то лишился Фарисей оправданія на судѣ Божіемъ, что уклонялся отъ грубыхъ и явныхъ пороковъ, и съ точностію исполнялъ наружныя обязанности закона Божія; — сіи дѣла его сами въ себѣ добры и праведны: но поелику въ сердцѣ его гнѣздилась гордость, сей корень всякой неправды, по которой онъ самъ себя изключилъ изъ состоянія грѣховности, общей всѣмъ человѣкамъ; то правда Божія и не обрѣла въ немъ мѣста. Противъ всякой справедливости онъ принявъ на себя право самооправданія, принадлежащее единому Богу, праведно лишился истиннаго оправданія; не ожидая суда Божія, своевольно произнесъ свой судъ, возвышая себя и уничижая другихъ, и потому потерялъ награду за свои добродѣтели, и безразсудный праведнымъ судомъ Божіимъ сверженъ ниже грѣшнаго, но смиреннаго Мытаря. Тако всякъ возносяйся смирится!

Ежели же гордость, внѣдрившись въ сердцѣ самаго праведника, смертоноснымъ ядомъ своимъ отравляетъ его добродѣтели: то какихъ пагубныхъ дѣйствій не произведетъ она, угнѣздившись въ душѣ исполненной грѣхами, говоритъ св. Златоустъ? И откуда происходитъ та холодность и незаботливость наша къ исправленію жизни нашей по духу и заповѣдямъ Евангелія, и къ испрашиванію себѣ слезными мольбами у подножія креста Господня свѣта и силъ благодати къ исполненію оныхъ, какъ не отъ тѣхъ гордыхъ помышленій сердецъ нашихъ, которыя самъ Іисусъ обличаетъ въ откровеніи данномъ возлюбленному ученику своему Іоанну? Ты глаголеши яко богатъ есмь, и обогатихся, и ничтоже требую, и не вѣси, яко ты еси окаяненъ и бѣденъ, и нищь и слѣпъ и нагъ (Апок. 3, 17). Откуду происходитъ та безпечность наша объ изцѣленіи душевныхъ грѣховныхъ ранъ врачествомъ истиннаго покаянія, постомъ и молитвою; а безпрерывная заботливость о томъ только, чтобъ прикрыть грѣхи свои наружною честностію міра сего? не отъ того ли тщеславія, чтобъ въ очахъ людей и предъ собою казаться лучшими другихъ? Но какая намъ польза, что мы предъ собою, предъ очами другихъ покроемъ свои недуги, когда рана въ сердцѣ остается неизцѣленною? Не значитъ ли сіе покрывать наготу свою листвіемъ смоковничимъ? — Любообильный Спаситель и Господь нашъ Іисусъ Христосъ не такое тлѣнное и бѣдное одѣяніе наготы нашей хощетъ даровать намъ; но во множествѣ милосердія своего ко всѣмъ грѣшникамъ говоритъ: совѣщаю тебѣ купити отъ Мене злато разженно огнемъ, да обогатишися, и одѣяніе бѣло, да облечешися, и да не явится стыдъ наготы твоея. Азъ, ихже аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся. Се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 18-20). Какъ доступенъ всякому кающемуся грѣшнику милосердый Господь! и какой божественной чести и славы удостоиваетъ всѣхъ, истинно обращающихся къ Нему во смиреніи и сокрушеніи сердца, подобно кающемуся Мытарю! — Еще въ сей жизни на землѣ сподобляетъ ихъ святой таинственной вечери животворящаго тѣла и крови своея обѣщая непреложно вѣрнымъ рабамъ вѣчное царство въ обителяхъ Отца небеснаго. Тако всякъ смиряяй себе вознесется. — Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 17-21.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0