Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 2. На новый годъ.

Міръ преходитъ, и похоть его: а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 17).

Итакъ сподобилъ насъ Отецъ небесный еще окончить теченіе лѣта благодатнаго на земли царствованія Господа нашего Іисуса, возлюбленніи во Христѣ братіе. Содержай въ руцѣ Своей времена и лѣта, Господь Вседержитель, еще отверзаетъ для насъ отеческую руку благости Своей, и даруетъ намъ жизнь и силы, исполняя пищею и веселіемъ сердца наша (Дѣян. 14, 17); Премилосердый еще не отвращаетъ отъ насъ грѣшныхъ лица Своего, и не запрещаетъ солнцу Своему сіять на злыя и благія, и облакамъ дождить на праведныя и не праведныя (Матѳ. 5, 45): отверзшу бо Ему руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу же Ему лице, возмятутся; отыметъ духъ ихъ, и изчезнутъ, и въ персть свою возвратятся (Псал. 103, 28-29), по словамъ святаго Псалмопѣвца. Царь вѣковъ, не хотяй смерти ни единаго отъ грѣшникъ, еще долготерпитъ на насъ, и продолжаетъ бытіе преходящаго вѣка и міра сего, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Призвавый насъ изъ тьмы въ чудный Свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9), еще простираетъ къ намъ милосердый гласъ слова Своего, зовущій насъ въ наслѣдіе нетлѣнно, нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесѣхъ насъ ради (1 Петр. 1, 4).

Такъ, братіе, не здѣсь, не здѣсь истинное наслѣдіе наше, не здѣсь неотъемлемое сокровище безсмертныхъ душъ нашихъ, созданныхъ для вѣчнаго наслажденія въ безконечно блаженномъ соединеніи съ Богомъ и Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, въ небесномъ отечествѣ нашемъ. Міръ преходитъ, и похоть его: а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки.

Миръ преходитъ. Мудрѣйшій изъ царей Израилевыхъ Соломонъ, испытавшій непостоянство всѣхъ вещей и дѣлъ человѣческихъ, и съ Божественнымъ искуствомъ описавшій суету ихъ, находитъ твердость въ однихъ только твореніяхъ рукъ Божіихъ: родъ преходитъ, говоритъ онъ, и родъ приходитъ, а земля во вѣкъ стоитъ (Еккл. 1, 4). Но и сей вѣкъ, котораго продолженіе Отецъ небесный положилъ во Своей власти (Дѣян. 1, 7), получитъ свой конецъ. Не только земля, но и небо прейдетъ (Матѳ. 5, 18), по непреложному глаголу Господа Іисуса. И небо, изъ всѣхъ видимыхъ самое твердое и постоянное, по выраженію Пророка Исаіи, ничто иное есть, какъ скинія (Ис. 40, 22), простертая рукою Господа для нашего подъ нею обитанія на время, которая тотчасъ снимется, коль скоро не будетъ въ ней надобности, и минуетъ сіе время — въ очахъ нашихъ, безъ сомнѣнія, долгое, но предъ Богомъ — тысяща лѣтъ яко день единъ (2 Петр. 3, 8), по словамъ Писанія; предъ нескончаемою вѣчностію многія тысящи лѣтъ, какъ нѣсколько капель въ океанѣ. Пріидетъ бо день Господень, говоритъ Апостолъ Петръ, яко тать въ нощи, въ оньже небеса убо съ шумомъ мимоидутъ, стихіи же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10). Нынѣшняя небеса и земля прейдутъ, — и уступятъ мѣсто новому небеси и новой земли, которыхъ мы, по непреложному обѣтованію Господа нашего, чаемъ, въ нихже правда живетъ (2 Петр. 3, 13), гдѣ есть истинное сокровище наслѣдія вѣрующихъ, призванныхъ въ сонаслѣдіе Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа (Гал. 4, 7).

Ежели же и небо и земля, сіи прекрасныя и великолѣпныя дѣла рукъ Творческихъ, въ которыхъ столь живо начертаны слѣды безпредѣльнаго всемогущества, премудрости и благости Божіей, такому подлежатъ измѣненію: то что сказать о ежемгновенной превратности міра сего, который на священномъ языкѣ означаетъ собраніе, или толпу людей, или невѣрующихъ и неотрожденныхъ благодатію Крещенія, или хотя увѣровавшихъ, но благодать отрожденія и плоды вѣры погубившихъ нечестивою жизнію и порочными дѣлами своими, — толпу людей, водимыхъ не Духомъ Божіимъ Святымъ, духомъ истинной, живой, вѣры во Христа Господа, сыновней на Него надежды и святой любви къ Отцу небесному, но духомъ похоти плотской, похоти очесъ и гордости житейской (1 Іоан. 2, 16)?

Похоть плотская — мечты роскоши и сластолюбія, порочныя удовольствія и плотоугодія, — всѣ забавы и веселости, не освященныя Христіанскою невинностію и скромностію, но истребляющія изъ сердца сыновній страхъ Божій и молитву, которая въ душѣ Христіанина должна быть непрестанная (1 Сол. 5, 17), по точному завѣщанію Евангелія, — сія прелестная похоть не преходитъ ли скорѣе вѣтра? Не исчезаетъ ли скорѣе дыма? И въ сердцѣ похотливца что оставляетъ, кромѣ безобразной пустоты и мучительнаго, безплоднаго раскаянія? Нѣсть бо радоватися нечестивому глаголетъ Господь (Ис. 48, 22), но скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка, творящаго злое (Рим. 2, 9).

Похоть очесъ — непомѣрная жажда къ сребру и злату, изгоняющая изъ сердца всецѣлую любовь къ Богу, — нечестивое упованіе на богатство и тлѣнныя сокровища — сіе исчадіе невѣрія Господу Промыслителю; — суетныя украшенія тѣла, отнимающія у души силы и время на украшеніе себя благолѣпіемъ добродѣтелей, — сія тлетворная для духа нашего похоть не преходитъ ли подобно тѣни, въ день посѣщенія праведнаго суда Божія? Богатство ваше изгни и ризы ваша моліе поядоша: злато ваше и сребро изоржавѣ (Іак. 5, 2-3), глаголетъ Писаніе.

Гордость житейская — высокомѣрное стремленіе къ славѣ человѣческой, погашающее въ душѣ ревность къ славѣ Божіей, — властолюбивое присвоеніе себѣ не принадлежащей чести, противное духу смиренія Христіанскаго, — сія суетная похоть не преходитъ ли, не увядаетъ ли подобно цвѣту травному? Зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человѣча яко цвѣтъ травный. Изсше трава, и увѣтъ ея отпаде (Ис. 40, 6-7), глаголетъ Господь. Тако всякая похоть мірская преходитъ и исчезаетъ весьма часто еще по сю сторону гроба, въ которомъ и наслажденія, и богатства, и слава міра сего погребаются навсегда; — тако міръ преходитъ и похоть его.

Среди сихъ безпрерывныхъ прехожденій и исчезновеній — творяй волю Божію пребываетъ во вѣки. Но что есть воля Божія, твореніе коей доставляетъ намъ истинное бытіе, вѣчную жизнь? Святый Апостолъ Павелъ всю блаженнотворную волю сію заключаетъ въ единомъ многозначительномъ словѣ: сія есть воля Божія, говоритъ онъ къ вѣрующимъ, — святость ваша (1 Сол. 4, 3). Христіанинъ, порожденный не отъ сѣмене истлѣнна, но неистлѣнна, Словомъ живаго Бога и пребывающа во вѣки (1 Петр. 1, 23), для того и изводится рукою Господа Искупителя на дѣло и на дѣланіе, отъ утра жизни своей до самаго вечера ея, чтобы со дня на день расти и успѣвать во всякой добродѣтели и плодоприношеніи благихъ дѣлъ, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13), по словамъ святаго Апостола Павла. Для того и Единородный Сынъ Божій пришелъ на землю и искупилъ насъ кровію Своею, чтобы силою благодати Его исхищенныхъ изъ среды міра, во злѣ лежащаго, членовъ Церкви Своея содѣлать святыми и благопріятными Богу: Христосъ возлюби Церковь, говоритъ языковъ Учитель, и Себе предаде за ню: да освятитъ ю, очистивъ банею водною въ глаголѣ; да представитъ ю Себѣ славну церковь, неимущу скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ, но да будетъ свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27). Для того Отецъ небесный, по премудрому строительству Промысла Своего, и продолжаетъ бытіе вѣка сего, и обновляетъ времена и лѣта, дабы званные въ наслѣдіе небесное совершились въ святости и правдѣ, какъ сказалъ Ангелъ Божій въ откровеніи святому Апостолу Іоанну: праведный правду да творитъ еще, и святый да святится еще (Апок. 22, 2). Таковые, творящіе волю Божію, еще въ сей жизни, въ духѣ своемъ прешли отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24; Іоан. 3, 14), по слову Спасителя, и смерть тѣлесная для нихъ есть прехожденіе въ истинную, блаженную, вѣчную жизнь: творяй волю Божію пребываетъ во вѣки.

И такъ, братія святая, званія небеснаго причастницы (Евр. 3, 1), привѣтствуя васъ со вступленіемъ въ новое лѣто благодати не моими словами, но словомъ Божіимъ, отъ алтаря Господня предлагаю Пастырское желаніе сердца моего: молю васъ щедротами Божіими, представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служеніе ваше; — и не сообразуйтеся вѣку сему, но преобразуйтеся обновленіемъ ума вашего, во еже искушати вамъ, что есть воля Божія, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 1-2); отложити вамъ ветхаго человѣка тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ: обновлятися же духомъ ума вашего, и облещися въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины (Ефес. 4, 22-24), — во еже не ктому человѣческимъ похотемъ, но воли Божіей прочее во плоти жити время (1 Петр. 4, 2).

Отче, Господи небесе и земли! посли свѣтъ Твой и истину Твою, и озари сердца наши, омраченныя дымомъ міра сего, во злѣ лежащаго, всемогущею силою благодати Твоей; разтерзай узы, приковавшія души наши къ тлетворнымъ похотямъ его; свяжи насъ любовію Твоею толь крѣпко, дабы мы возжелали лучше умрети, нежели когда какимъ либо грѣхомь оскорбить Твое, безпредѣльно нѣжное, человѣколюбіе! Когда сердца наши истинно возлюбятъ Тебя, Источника жизни и блаженства нашего; тогда чего Ты, Отецъ милосердія, не даруешь намъ, непощадѣвшій за насъ возлюбленнаго Сына Твоего, единственное, неоцѣненное сокровище сердца Твоего? Ради Божественной крови Его, вопіющей къ Тебѣ о помилованіи насъ: благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, Господи (Псал. 64, 12)! Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 9-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0