Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Слово 1. Въ новый годъ.
О томъ, что временная жизнь и даруется намъ отъ Бога и сохраняется Его промысломъ для того единственно, дабы пріуготовить и воспитать насъ къ грядущей, вѣчной жизни.

Нова небесе и новы земли по обѣтованію Его чаемъ, въ нихъ же правда живетъ (2 Петр. 3, 13).

Содержай въ руцѣ своей времена и лѣта Господь Вседержитель сподобилъ насъ, братіе, еще со святою Церковію, воинствующею на землѣ, начать новый годъ времени царства благодати Его. Милосердый Отецъ небесный, сіяющій солнце свое на злыя и благія, и посылающій дождь свой на праведныя и неправедныя, еще продолжаетъ благотворить намъ, сохраняя жизнь нашу, исполняя пищею и веселіемъ сердца наши, дабы мы взыскали Его, и по безпрерывнымъ милостямъ Его къ намъ какъ бы осязали Его, яко не далече отъ единаго коегождо насъ суща: въ немъ бо живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 28), по выраженію св. Писанія. Единородный Сынъ Божій, сладчайшій Іисусъ Христосъ, спасшій насъ и искупившій насъ кровію Своею, вѣчный о насъ Ходатай предъ престоломъ правды Божіей, еще сохраняетъ бытіе нынѣшнихъ небесъ и земли, огню блюдомыхъ на день суда, долготерпя на насъ, и не хотя, да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ.

Такъ, братіе, продолженіе жизни нашей въ семъ преходящемъ и безпрерывно ветшающемъ мірѣ, есть продолженіе милосердаго гласа Отца небеснаго, которымъ Онъ зоветъ насъ въ новый и вѣчно нестарѣющійся міръ, уготованный святымъ и праведнымъ. Новаго небеси и новой земли, по непреложному обѣщанію Господа Іисуса Христа, чаемъ, въ нихъ же правда живетъ. Настоящая, временная жизнь и даруется намъ отъ Бога, и сохраняется Его промысломъ, для того, чтобы пріуготовить и воспитать насъ къ наслѣдію грядущей, вѣчной жизни.

Посвятимъ, братіе, нѣсколько минутъ перваго дня новаго лѣта на размышленіе о сей важной истинѣ.

Святый Апостолъ Павелъ сказалъ нѣкогда о себѣ: аще въ животѣ семъ точію уповающе есмы, окаяннѣйши всѣхъ человѣкъ есмы (1 Кор. 15, 19); т. е. ежели бы надежды наши ограничивались только настоящею жизнію, мы были бы несчастнѣйшіе изъ всѣхъ человѣковъ. Апостолъ Іисуса Христа произнесъ слова сіи отъ сердца, чувствуя всю тяжесть страданій и креста, который онъ носилъ до самой смерти, по подобію Божественнаго Крестоносца Господа и Искупителя нашего.

Хотя никто изъ насъ, братіе, не носитъ креста, подобнаго Павлову, во тѣмъ не менѣе каждый имѣетъ свой крестъ. Непреложный судъ Божій, изреченный праотцу нашему Адаму, по преступленіи имъ заповѣди Господней: въ печалѣхъ и въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой во всѣ дни живота твоего (Быт. 3, 17. 19), — простирается на всѣхъ чадъ его. Младенецъ, исходя на свѣтъ изъ чрева матери, первый знакъ жизни подаетъ плачемъ. Сколько бы кто ни старался упоевать чувства свои удовольствіями и забавами міра сего: но, или превратность счастія, или болѣзнь, или, навѣрное, часъ смертный каждому напомнитъ жребій его, и извлечетъ изъ его сердца признаніе, подобное Павлову. Такъ, поистинѣ, настоящая временная жизнь, безъ надежды будущей вѣчной, есть одна суета. Истина сія и опытами прошедшихъ временъ, и собственнымъ чувствомъ каждаго изъ насъ, ежели мы не хотимъ самихъ себя обманывать, такъ ясно свидѣтельствуется, что не требуетъ и доказательствъ. А ежели бы кто изъ легкомысленныхъ усумнился въ ней; то Богъ какъ бы нарочно, во свидѣтельство всѣмъ временамъ, самыми разительными чертами представилъ оную въ лицѣ Соломона, Царя Израильскаго. Онъ былъ мудрѣйшій изъ царей, и самый счастливѣйшій въ отношеніи къ настоящей жизни, — и вотъ его признаніе: возвеличихъ, говоритъ онъ, твореніе мое, создахъ ми домы, насадихъ ми винограды, сотворихъ ми вертограды и сады, и насадихъ въ нихъ древесъ всякаго плода; притяжахъ рабы и рабыни, и домочадцы быша ми: собрахъ ми злато и сребро, и имѣнія царей и странъ: сотворихъ ми поющихъ и поющія. И возвеличихся, и приложихся мудрости паче всѣхъ, бывшихъ прежде мене во Іерусалимѣ; и все, егоже просиста очи мои, не отъяхъ отъ нихъ, и не возбранихъ сердцу моему отъ всякаго веселія. И призрѣхъ азъ на вся творенія моя и на трудъ имъ же трудихся — и се вся суета (Еккл. 2, 4-11)!

Суета суетствій и всяческая суета (Еккл. 1, 2)! И кто бы могъ жизнь нашу, сей драгоцѣнный даръ Божій, освободить отъ гибельнаго рабства всеобщей суетѣ; ежели бы не самъ Единородный Сынъ Божій Іисусъ Христосъ, Источникъ и Податель жизни, пришелъ на землю, и даровалъ намъ, вмѣсто нашей суетной и тлѣнной, Свою истинную и вѣчную жизнь? Отъ Его любообильнаго сердца, въ которомъ Отецъ небесный положилъ всѣ сокровища свѣта, жизни, радости, блаженства, отъ сердца, отверстаго на Крестѣ копіемъ воинскимъ и никогда незакрывающагося для принятія кающихся грѣшниковъ, излился и изливается во всѣ концы вселенныя неизсякаемый источникъ жизни, дабы оживотворить всѣхъ, умерщвленныхъ смертоноснымъ жаломъ грѣха; да якоже о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси оживутъ (1 Кор. 15, 22), — по выраженію св. Апостола Павла. Онъ единъ Богъ, любовь воплощенная, животворящею смертію Своею стеръ жало смерти — грѣхъ, и воскресеніемъ Своимъ даровалъ вѣрующимъ новую, истинную, блаженную жизнь, и содѣлался небеснымъ Родоначальникомъ нашимъ. Здѣсь, братіе, открывается новое рожденіе, новая жизнь, новое небо, новая земля въ чудномъ свѣтѣ, въ Божественномъ порядкѣ. Вѣрующіе въ Сына Божія возраждаются Святымъ животворящимъ Духомъ Его въ купѣли крещенія, прививаются къ живоносной лозѣ Іисуса, и яко вѣтви; отъ Него получаютъ истинную духовную жизнь; просвѣщаются живымъ и свѣтоноснымъ Словомъ Его; питаются Его животворящею плотію и кровію; растутъ твореніемъ заповѣдей Его, и приносятъ плодъ добродѣтели и святыни; подъ матернимъ руководствомъ святой Церкви Его созрѣваютъ къ наслѣдію вѣчнаго блаженства и славы.

Здѣсь и страданія временной жизни отъ Креста Іисусъ-Христова получаютъ величайшую цѣну. Грѣшникъ долженъ страдать. Когда онъ страждетъ, — онъ на своемъ мѣстѣ; ибо радость принадлежитъ невинности и святости. Но страданія вѣрующихъ не суть уже наказанія гнѣва Божія, а залоги отеческой Его любви и нѣжнѣйшаго объ нихъ попеченія, предохраняющаго сердца ихъ отъ заразы временной грѣха сладости, и подающаго имъ случаи къ заслугѣ бóльшихъ, чистѣйшихъ радостей въ вѣчности. И что суть минутныя скорби въ сравненіи съ вѣчною, неотъемлемою радостію Святыхъ? Недостойны бо страданія нынѣшняго вѣка къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18), свидѣтельствуетъ Ап. Павелъ.

Здѣсь и земныя благословенія, посылаемыя отъ сокровищей любви Отца небеснаго вѣрнымъ чадамъ своимъ, освящаются намѣреніемъ употребленія ихъ въ славу Божію, и обращаются въ средства питать и умножать въ сердцахъ нашихъ сыновнюю нашу благодарность къ Господу. Любящимъ бо Бога вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28), глаголетъ тотъ же св. Апостолъ.

Здѣсь и міръ сей, сколь онъ ни суетенъ, имѣетъ свое назначеніе, достойное премудрости Божіей. Тотъ весьма заблуждаетъ, кто мѣсто изгнанія и странствованія своего силится обратить въ рай наслажденій и безпечнаго въ немъ пребыванія. Кто полагаетъ въ немъ сокровище сердца своего и славу свою, тотъ найдетъ одну суету и тлѣніе. — Для вѣрующихъ міръ сей есть мѣсто подвиговъ благочестія и добродѣтели, мѣсто безпрерывной борьбы и сраженій, гдѣ они должны и могутъ показать, точно ли сохранили свою вѣрность къ Господу своему до послѣдняго издыханія своего, и получить отъ Его руки не увядаемый вѣнецъ побѣды и славы. Буди вѣренъ до смерти, говоритъ Іисусъ Христосъ, и дамъ ти вѣнецъ живота, побѣждаяй нислѣдитъ вся (Апок. 2, 10).

А когда настанетъ конецъ времени борьбы и сраженій: тогда, по непреложному свидѣтельству Духа Святаго, пріидетъ день Господень яко тать въ нощи, въ оньже небеса убо съ шумомъ мимоидутъ, стихіи же сжигаеми разорятся, земля же, и яже на ней дѣла, сгорятъ (2 Петр. 5, 10). Но, вмѣсто сего неба и вмѣсто сей земли, откроется небо ново и земля нова, въ которыхъ Отецъ небесный сокрылъ, для благословенныхъ во Христѣ чадъ своихъ, безпредѣльно богатое наслѣдіе жизни, блаженства и славы вѣчной, о великолѣпіи и красотѣ которыхъ на земномъ языкѣ нѣтъ словъ. О неизреченномъ блаженствѣ и славѣ, уготованной любящимъ Бога, наши бѣдныя души никакого бы понятія не имѣли, ежели бы всеблагій Іисусъ Христосъ, по безприкладной любви къ Церкви своей, воинствующей на земли, не открылъ нѣкоего образа ихъ чрезъ возлюбленнаго ученика и наперсника своего Іоанна: и видѣхъ, говоритъ онъ въ двухъ послѣднихъ главахъ Апокалипсиса, небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря нѣсть ктому. И азъ Іоаннъ видѣхъ градъ святый Іерусалимъ новъ, сходящь отъ Бога съ небесе, приготованъ яко невѣсту, украшенну мужу своему: и слышахъ гласъ велій съ небесе глаголющь: се скинія Божія съ человѣки, и вселится съ ними: и тіи людіе Его будутъ, и самъ Богъ будетъ съ ними Богъ ихъ. И отъиметъ Богъ всяку слезу отъ очію ихъ, и смерти не будетъ ктому, ни плача, ни вопля, ни болѣзни не будетъ ктому, яко первая мимоидоша (Апок. 21, 1 — 4).

И насъ, братіе, сподобилъ Господь быть участниками сихъ неизреченно драгоцѣнныхъ и великихъ обѣтованій своихъ; и мы, получивши отъ благости Его равночестную съ Апостолами вѣру, съ ними чаемъ сего новаго небеси и сей новой земли! Каковымъ же подобаетъ быть намъ во святой жизни и благочестивыхъ дѣлахъ, ожидающимъ пришествія Божіяго дня и откровенія славы царствія Его, въ которое, по глаголу Господа, ничтоже внидетъ скверно (Апок. 21, 27)?

Тѣмъ же, о возлюбленніи! сихъ чающе, потщимся нескверни и непорочни Тому обрѣстися въ мірѣ (2 Петр. 3, 14). Вступая въ новое лѣто благодати Его, ускоримъ шествіе наше въ обѣтованное намъ царство славы Божіей путемъ живымъ и истиннымъ, который обновилъ намъ Господь и Искупитель нашь Іисусъ Христосъ, да не лишимся наслѣдія нашего непоколебимаго въ новой землѣ и подъ новымъ небомъ. Усугубимъ подвиги благочестія и добрыхъ дѣлъ, да улучимъ неувядаемый вѣнецъ живота. Проліемъ предъ Господомъ силъ теплыя мольбы наши, да Онъ, содержай въ руцѣ Своей судьбу вселенныя, съ новымъ лѣтомъ благодати Своея, изліетъ изобильно на Августѣйшаго Монарха нашего, на любезное Отечество, и на всѣхъ насъ новыя благословенія, Своей любви и милосердія. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Киевопечерскія Лавры, [1857]. — С. 1-8.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0