Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, митр. Кіевскій († 1857 г.)
Бесѣды на Евангеліе.

Бесѣда I.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Азъ есмь свѣтъ міру: ходяй по Мнѣ не имать ходити во тмѣ (Іоан. 8, 12), глаголетъ Господь Іисусъ Христосъ. Воситинну, братіе, сладчайшій Спаситель нашъ есть свѣтъ и міра духовнаго — невидимаго, и міра стихійнаго — видимаго, и вѣка настоящаго, и вѣка грядущаго. Отъ Его присносущнаго свѣта озаряются сонмы Ангеловъ, блаженныхъ жителей блаженнаго міра духовнаго. Онъ даетъ имъ и жизнь, и премудрость, и сладчайшее чувство всецѣлой, пламенной любви къ Богу, приснотекущему источнику радости и блаженства.

Когда еще полагаемы были основанія неба и земли, когда еще тьма покрывала бездну, Онъ рекъ: да будетъ свѣтъ, и бысть свѣтъ (Быт. 1, 3). Онъ поставилъ на тверди небесной солнце, освѣщающее вселенную, которое есть только слабый отблескъ Его присносущнаго свѣта. Онъ премудростію своею образовалъ перваго человѣка, превосходнѣйшее рукъ своихъ дѣло, вѣнецъ всѣхъ дѣлъ своихъ, и въ лице его вдунулъ дыханіе жизни (Быт. 2, 7), и вмѣстѣ съ симъ сообщилъ ему лучи своего Божественнаго свѣта.

Ходя во свѣтѣ Его, невинный человѣкъ зрѣлъ Бога въ себѣ самомъ, въ образѣ Его, по которому онъ сотворенъ (Быт. 1, 27); зрѣлъ Бога въ чистомъ, свѣтоносномъ сердцѣ своемъ такъ ясно, какъ въ чистомъ зеркалѣ ясно созерцается лице смотрящаго; проникалъ природу вещей такъ точно, такъ глубоко, что однимъ взоромъ нарекъ имена всѣмъ животнымъ (Быт. 2, 19), сообразныя ихъ свойствамъ. Доколѣ прародитель нашъ ходилъ вѣрно во свѣтѣ заповѣдей Сына Божія, дотолѣ тьма не смѣла прикоснуться ему. Уклоненіе его отъ сего свѣта произвело ужасное его паденіе изъ блаженной области свѣта въ несчастную и гибельную область тьмы.

Но присносущный и безпредѣльный свѣтъ и во тьмѣ свѣтитъ (Іоан. 1, 5). Источникъ свѣта, единородный Сынъ Божій къ падшему во тьмѣ простираетъ правосудно-милосердый гласъ свой. Въ смиренномъ и сокрушенномъ сердцѣ его возжигаетъ свѣтоносный лучъ вѣры въ обѣтованнаго Спасителя, въ благословенное Сѣмя жены, въ Себя самого Сына Божія и Сына Дѣвы, который явленіемъ своимъ сотретъ главу (Быт. 3, 15) змія обольстителя, сокрушитъ царство князя тьмы діавола, и несчастныхъ плѣнниковъ его изведетъ изъ тмы въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9).

Ходящіе во свѣтѣ вѣры въ сіе первоевангеліе Господа, обѣтованнаго Спасителя міра, древніе святые Патріархи безпреткновенно переходили изъ области тьмы въ блаженныя обители свѣта.

Во свѣтѣ семъ ходилъ предъ Богомъ Енохъ, и, не вкусивъ смерти, преложенъ на небо въ присносущное царство свѣта (Быт. 5, 24).

Во свѣтѣ семъ ходилъ Ной, и среди всеобщаго развращенія, среди сѣни смертной и самъ спасся, и останки рода человѣческаго спасъ отъ потопа въ ковчегѣ (Быт. 7, 1).

Во свѣтѣ семъ ходилъ Авраамъ, и среди глубокой тьмы идолопоклонства, свѣтомъ Господнимъ руководимъ и воспитанъ, содѣлался отцемъ вѣрующихъ всѣхъ вѣковъ (Быт. 12, 1-3).

Живоносною силою свѣта сего просвѣщенный Моѵсей изъ темной области Египта извелъ Церковь Божію — избранный народъ Израильскій (Исх. 13, 14). Сіяніемъ сего свѣта въ столпѣ облачномъ провелъ его чрезъ мрачную пустыню до земли обѣтованной (Исх. 16, 19-20). Во свѣтѣ семъ глаголалъ съ Богомъ лицемъ къ лицу (Исх. 33, 11), какъ другъ съ другомъ, и законъ Божій, изглаженный изъ растлѣнныхъ сердецъ человѣческихъ, покрытый мракомъ беззаконій всѣхъ сыновъ Адама, извелъ во свѣтъ, и, рукою Господа начертанный на скрижалѣхъ каменныхъ (Исх. 34, 1), даровалъ Церкви, да освѣщаетъ шествіе ея, среди мрачной области вѣка сего, въ вѣчное жилище свѣта.

Озаряемые свѣтомъ симъ Богодухновенные Пророки обличали тайная сердецъ человѣческихъ, проникая во мракъ отдаленныхъ будущихъ временъ, и содѣлались свѣтилами, сіяющими въ темномъ мѣстѣ (2 Петр. 1, 19) суемудрія сыновъ вѣка сего.

Но всѣ сіи свѣтила, свѣтившія не своимъ, а заимствованнымъ свѣтомъ, были только зарею, предшествовавшею явленію на земли самаго Солнца правды, Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа. Сый сіяніе славы и образъ Ѵпостаси (Евр. 1, 3) Бога Отца, пришелъ Онъ на землю, покрытую мракомъ грѣха, по неизреченному человѣколюбію своему, лучи неприступнаго свѣта Божества своего сокрывъ подъ смиренною одеждою плоти человѣческой. На сѣдящихъ во тмѣ и сѣни смертной (Матѳ. 4, 16) излилъ кроткое и благотворное сіяніе свѣта своего, проповѣдуя самъ Божественными устами своими Евангеліе Царствія Божія во всѣхъ странахъ земли Израильской. Совершивъ на земли спасеніе рода человѣческаго крестною смертію, и Божественнымъ руководствомъ своимъ приготовивъ достойные сосуды своего свѣта — Учениковъ и Апостоловъ, по преславномъ воскресеніи, съ прославленною плотію своею паки взошелъ ко Отцу, и сокрылся въ облакѣ неприступнаго свѣта Божества. Возсѣдши одесную престола величествія на небесныхъ (Евр. 1, 3), излилъ живоносные лучи Божественнаго свѣта въ чистыя сердца Апостоловъ, яко достойныя онаго пріятелища, пославъ имъ Духа Святаго, превѣчно исходящаго отъ Отца свѣтовъ. И сіи свѣтоносніи орли, облеченные силою свыше, сколь многія и сколь далекія протекли страны, повсюду разливая сіяніе свѣта Христова! И Церковь, созданная на твердомъ камени исповѣданія Христова, имѣющая Главу и Царя своего Господа силъ и Царя славы, не восторжествовала ли силою и свѣтомъ Его надъ всѣми силами и кознями князя тьмы? Іисусъ Христосъ вчера и днесь, тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Свѣтоносное слово Евангелія Его проповѣдуется во всѣхъ языкахъ, и проповѣстся до скончанія вѣка, доколѣ Онъ самъ — свѣтъ истинный — паки пріидетъ судити живыхъ и мертвыхъ, изведетъ въ явленіе тайная сердецъ, сокрушитъ въ конецъ главу змія — князя тьмы, и сыновъ тьмы отдѣлитъ на вѣки отъ сыновъ свѣта.

Тако Господь и сладчайшій Спаситель нашъ Христосъ есть свѣтъ и міра духовнаго, и міра стихійнаго, и вѣка настоящаго, Онъ же есть свѣтъ и вѣка грядушаго.

Христіане! И насъ Господь, по неизреченному милосердію своему, призвалъ изъ тьмы въ чудный свой свѣтъ; и насъ водою крещенія и живоноснымъ словомъ своимъ возродилъ въ сыновъ свѣта. Но чтобы истинно быть таковыми и имѣть общеніе съ Богомъ, должно ходить вѣрно во свѣтѣ заповѣдей Его. Святый Апостолъ Іоаннъ Богословъ весьма выразительно говоритъ: Сіе есть обѣтованіе, еже слышахомъ отъ Господа, и повѣдаемъ вамъ: яко Богъ свѣтъ есть, и тмы въ Немъ нѣсть ни единыя. Аще речемъ, яко общеніе имамы съ Нимъ, и во тмѣ ходимъ, лжемъ, и не творимъ истины. Аще ли же во свѣтѣ ходимъ, якоже самъ Той есть во свѣтѣ, общеніе имамы другъ ко другу, и кровь Іисуса Христа Сына Его очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха (1 Іоан. 1, 5-7). А всякій тотъ во тьмѣ ходитъ, кто не слѣдуетъ неуклонно во всѣхъ путяхъ жизни своея свѣтоноснымъ стопамъ Спасителя и Господа нашего; всякій тотъ во тьмѣ ходитъ, кто или не знаетъ святѣйшей и достоподражаемой жизни и живоносныхъ словъ Іисуса Христа; или и знаетъ, но лучше хочетъ слѣдовать темному образу міра сего лукаваго и прелюбодѣйнаго и внушеніямъ страстей растлѣннаго сердца своего, нежели ходить во свѣтѣ заповѣдей Господнихъ. Ходяй по Мнѣ, говоритъ Спаситель, не имать ходити во тмѣ. Жизнь и слова Іисуса Христа въ мірѣ духовномъ-нравственномъ суть тоже, что солнце въ мірѣ стихійномъ. Пусть престанетъ свѣтить солнце — что тогда будетъ? Глубокая, непроницаемая тьма покроетъ всю землю, и ни одно животное, ни одно растеніе не можетъ жить. Такъ точно когда въ душахъ нашихъ не свѣтитъ солнце правды — Іисусъ Христосъ, что остается для нихъ? тьма грѣховная и смерть. Ходяй по Мнѣ, глаголетъ Спаситель, не имать ходити во тмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12). Тѣ только ходятъ во свѣтѣ, которые для ума своего не имѣютъ другаго свѣта, кромѣ свѣта Христова; которые для сердца своего не имѣютъ другаго правила, кромѣ заповѣдей любви Его; которые для жизни своей не имѣютъ другаго наставленія, кромѣ образа святѣйшей жизни Его; которые не совратимыми очами въ подвигѣ благочестивой и добродѣтельной жизни своей взираютъ на Начальника и Совершителя вѣры Іисуса (Евр. 12, 2). Но Іисусъ Христосъ вознесся отъ земли на небо. Облакъ сокрылъ Его и отъ чистыхъ очей возлюбленныхъ учениковъ Его. А отъ насъ грѣшныхъ сверхъ того сокрываетъ Его густой облакъ соблазновъ міра сего лукаваго, облакъ собственныхъ заблужденій ума и сердца, облакъ темныхъ внушеній князя тьмы, врага спасенія нашего, который не дремлетъ, но, по словамъ Апостола, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8), тьма грѣховная покрываетъ насъ.

Но удивимся неизреченному милосердію Господа Спасителя нашего! Неизсякаемый Источникъ свѣта, какъ во тьмѣ всѣхъ вѣковъ свѣтилъ, такъ и во тьмѣ нашего времени свѣтитъ. Свѣтитъ всѣмъ, которые самопроизвольно не отвращаютъ и не закрываютъ очей своихъ отъ сіянія Его; глаголетъ всѣмъ, которые своевольно не затыкаютъ ушей сердца своего отъ слышанія живоносныхъ словесъ Его; и нынѣ овцы Его гласа Его слушаютъ (Іоан. 10, 27). Онъ вознесся на небо — но оставилъ намъ сокровище своего свѣта, Евангеліе, Духомъ Святымъ написанное Апостолами Его; съ неба послалъ намъ такой даръ, котораго драгоцѣннѣе не могла изобрѣсть безпредѣльная любовь Его къ Церкви своей. Въ семъ Евангеліи и жизнь Его, и дѣла Его, и страданія и смерть Его, и все строительство спасенія нашего, и заповѣди Его такъ полно и такъ точно начертаны, что мы ничего не можемъ желать болѣе ко спасенію нашему.

Но замѣтьте, братіе, что Евангеліе есть сокровище (Матѳ. 13, 44): такъ называетъ его самъ Спаситель; — а всякое сокровище и земное глубоко сокровенно въ нѣдрахъ земли. Простые камни повсюду обрѣтаются на земной поверхности, и ихъ безъ труда можно брать и употреблять въ свою пользу. Но злато и сребро и другія драгоцѣнныя вещи сокрыты глубоко, и чтобъ ископать ихъ и воспользоваться ими, потребенъ великій трудъ: такъ и Евангеліе есть сокровище духовное. Чтобъ уразумѣть его, чтобъ найти сокровенную въ немъ манну для души своей, чтобъ истинно напитать сердце свое сею живоносною пищею, потребно люботрудное, благоговѣйное и внимательное поученіе въ немъ.

Стяжанія сего-то сокровища свѣта желаю вамъ, возлюбленніи въ Господѣ братіе, — и, симъ пастырскимъ желаніемъ побуждаемый, призвавъ въ помощь Господа Спасителя, принялъ я намѣреніе излагать, по возможности, то, что четыре Святыхъ Евангелиста написали въ Богодухновенныхъ книгахъ своихъ. Бесѣды мои будутъ предлагаться въ храмѣ въ каждый воскресный день, какъ такой, который самъ Богъ освятилъ, и отдѣлилъ на служеніе Ему и на поученіе въ законѣ Его.

Приступая къ сему важному подвигу, я не имѣю нужды убѣждать васъ ко вниманію бесѣдѣ моей. — Будучи совершенно увѣренъ въ благочестивой любви вашей къ словесамъ Господа Іисуса, единаго прошу отъ благочестія вашего, — споспѣшествовать мнѣ молитвами вашими, да дастся ми слово во отверзеніе устъ моихъ, съ дерзновеніемъ сказати тайну благовѣствованія Христова (Ефес. 6, 19). Аминь.

Источникъ: Бесѣды, говоренныя Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, Кіево-Печерскія Лавры Священно-архимандритомъ и разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Томъ I. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1883. — С. 1-7.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0