Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Слово въ Преполовеніе.

Мы съ вами знаемъ, что со среды оканчивающейся седмицы, Церковь стала пѣть содержательный и трогательный тропарь праздника Преполовенія Пятидесятницы, въ которомъ говорится: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестія напой водами». Этотъ призывъ христіанской души понятенъ каждому, особенно, конечно, въ наше страшное время, когда рѣчь идетъ не о «благочестіи водами», а въ волнахъ нечестія, которое все больше и больше заливаетъ весь міръ, весь человѣческій родъ. Душа христіанская, подъ напоромъ этого нечестія, и молится, чтобы Господь ее, жаждущую, напоилъ благочестія водами. Словно отвѣтомъ на этотъ призывъ является то Евангеліе, которое мы сегодня за литургіей слышали, въ которомъ Господь, какъ бы идя навстрѣчу душѣ, призывающей Его въ этомъ тропарѣ, говоритъ: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененные, и Азъ упокою вы». И знаете вы еще другое трогательное мѣсто въ Евангеліи, гдѣ Господь говоритъ: «Возьмите иго Мое на себе и научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое — благо и бремя Мое легко есть».

Когда-то святой апостолъ говорилъ, что заповѣди Господни «тяжки не суть». Вотъ Господь и призываетъ насъ къ тому, чтобы научились отъ Него, ибо Онъ кротокъ и смиренъ сердцемъ. Научившись отъ Него этой кротости и смиренію, мы нашли бы сразу покой душамъ нашимъ. Вотъ теперешняя жизнь, съ ея суетой, съ ея грязью, со всѣми ея затрудненіями и сложностями — развѣ она не какое-то каверзное лихо, которое лежитъ на человѣкѣ, подъ которымъ онъ задыхается и теряетъ силы. Господь въ противовѣсъ этому говоритъ: «Иго Мое — благо, бремя Мое — легко», совсѣмъ не та страшная тяжесть, которую налагаетъ на своихъ чадъ обезумѣвшій міръ. И вотъ, если чада вѣка сего уразумѣли бы призывъ Господенъ и поняли бы, что только Господь можетъ дать покой душѣ и снять ту тяжесть, которая лежитъ на ней, тогда вся жизнь перемѣнилась бы совсѣмъ чудесно. Но увы!.. Изъ Евангелія мы знаемъ и изъ наставленій святыхъ отцовъ мы знаемъ, что тьма, которая налегла на человѣчество, чѣмъ дальше, тѣмъ больше будетъ густѣть, сгущаться и темнѣе еще будетъ.

Отъ этого не нужно, конечно, никоимъ образомъ въ унынье впадать. Только надо помнить, что и Евангеліе и святые отцы насъ предупреждали о томъ, что жизнь будетъ становиться все хуже и тяжелѣй. Нѣкоторые говорятъ о какомъ-то позднѣйшемъ улучшеніи. Но великій старецъ Амвросій Оптинскій напередъ предупреждалъ, что эта тьма будетъ густѣть и густѣть, и все тяжелѣе и тяжелѣе будетъ людямъ. Наконецъ, наступитъ та эпоха антихриста, въ которую тѣ, кто вѣренъ дѣйствительно Богу, и Церкви будутъ испытывать такія скорби, какихъ никогда еще люди не знали. Въ то же самое время, будучи вѣрны Господу, они будутъ возвѣщать одновременно, что иго Господне — благо и бремя Его — легко. Тотъ, кто подклонитъ свою выю (шею) подъ это благое иго и подъ это легкое бремя Христово, сразу почувствуетъ, что онъ свободенъ, что иго Христово не давитъ его, что оно не затрудняетъ его жизнь, а, наоборотъ, облегчаетъ. Если бы обезумѣвшее человѣчество наконецъ-то уразумѣло этотъ Евангельскій призывъ, обратилось бы къ Своему Спасителю, Который зоветъ его къ Себѣ, и научилось бы отъ Него, потому что Онъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, тогда человѣчество уразумѣло бы, гдѣ дѣйствительно правда и свѣтъ и гдѣ ложь и заблужденіе. Но, повторяю, надежды нѣтъ на то, чтобы человѣческій родъ образумился, потому что совсѣмъ не объ этомъ говорятъ предсказанія изъ Священнаго Писанія и святыхъ отцовъ. Но падать духомъ христіанину никакъ не должно: Господь знаетъ вѣрныхъ Своихъ и хранитъ ихъ, какъ зѣницу ока. Помни, какъ ободряюще говоритъ Господь въ Апокалипсисѣ ангелу Филадельфійской Церкви, подъ которой разумѣются всѣ вѣрные Ему. Онъ говоритъ: «Такъ какъ ты сохранилъ слово терпѣнія Моего (Его Божественное слово), то и Я сохраню отъ той годины искушеній, которая придетъ, чтобы испытать всѣхъ живущихъ на землѣ». Господь Іисусъ Христосъ, какъ мы съ вами слишкомъ хорошо знаемъ, никогда неправды не говорилъ — если Онъ такъ сказалъ, такъ и будетъ! И слѣдственно, наша забота должна быть о томъ, чтобы сохранить Ему вѣрность. Если мы слово Его терпѣнья, Его Божественное слово будемъ хранить, какъ святыню, и исполнять, то и Онъ исполнитъ Свое слово Божественное и насъ можетъ сохранить отъ тѣхъ скорбей, отъ той годины искушеній, которая уже наступила и которая все еще продолжается. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 298-300.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0