Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Слово въ Великій Пятокъ.

Изъ святого Евангелія мы знаемъ, что когда Господь Іисусъ Христосъ появился вновь у водъ Іорданскихъ, послѣ того, какъ Онъ сорокъ дней провелъ въ пустынѣ, то Іоаннъ Креститель, указывая на Него, сказалъ: «Се Агнецъ, вземляй грѣхи міра», т. е. это — Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхи міра. Рѣчь идетъ о выполненіи этихъ словъ, то здѣсь мы знаемъ, что рѣчь идетъ о великой, страшной и непостижимой для насъ тайнѣ нашего искупленія и спасенія.

Въ одномъ изъ акаѳистовъ, передъ причастіемъ Святыхъ Тайнъ, мы, обращаясь къ Спасителю, говоримъ, что Онъ умѣетъ творить то, что мы не можемъ ни уразумѣть, ни помыслить. И дѣйствія Божественныя постоянно таковы, что мы ихъ уразумѣть и помыслить не можемъ. Кто можетъ, напримѣръ, понять, какимъ образомъ Божье всемогущество изъ небытія вызвало весь міръ къ бытію. И если говорится въ Библіи, что въ началѣ сотворилъ Богъ небо и землю, то до этого творенія ни неба, ни земли не было, а Божье всемогущество изъ ничего, изъ небытія вызвало все это въ бытіе. Такъ и тутъ — таинственнымъ, страшнымъ, непостижимымъ дѣйствіемъ Своего всемогущества Сынъ Божій, воплотившійся отъ Дѣвы Маріи и Духа Святаго, взялъ на Себя грѣхи всего человѣческаго рода для того, чтобы спасти его отъ грѣха, проклятія и смерти. Взялъ на Себя, т. е., какъ бы присвоилъ ихъ Себѣ, какъ бы сдѣлалъ ихъ Своими. Это — тайна. Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній объ этой тайнѣ говорилъ, что нечего нашему разсудку и пытаться ее уразумѣть, нечего и желать того, чтобы заглянуть въ эту тайну. Ибо тамъ такая неизмѣримая бездна страданья и скорби, которыя перенесъ Господь изъ-за насъ грѣшныхъ, что если бы мы могли это только уразумѣть, то не выдержалъ бы нашъ составъ, мы бы сгорѣли.

Вотъ Геѳсиманскій садъ. Христосъ Спаситель въ саду молится Отцу Своему. О чемъ? Вѣдь Онъ какъ будто бы отказывается отъ того, для чего Онъ пришелъ. Онъ говоритъ: «Отче Мой, если возможно, да минуетъ Меня чаша сія!» Или, какъ передаетъ другой евангелистъ: «Авва Отче, все возможно Тебѣ, пронеси чашу сію мимо Меня!» Ибо страшна была чаша сія! Но тутъ же добавляетъ, съ полной покорностью Промыслу Божьему, какъ человѣкъ, конечно: «Не Моя воля, а Твоя да будетъ. Не яко же Азъ хощу, но яко же Ты». И вотъ, Онъ молится объ этой страшной чашѣ.

Приводимъ замѣчательныя, трогательныя слова Святителя Димитрія Ростовскаго, который, размышляя о страданіяхъ Христовыхъ, о молитвѣ Спасителя въ Геѳсиманскомъ саду, говоритъ: «Что сіе, Господи Спасителю, кто Тебя изранилъ? Еще нѣтъ терноваго вѣнца, еще нѣтъ страшнаго бичеванія, нѣтъ ни пытокъ, ни издѣвательствъ, почему Ты облитъ кровью? Кто Тебя изранилъ?» И отвѣчаетъ самъ: «Любовь изранила!» Тутъ къ Спасителю вплотную придвинулось то, что Онъ долженъ взять на Себя. И Онъ долженъ, какъ человѣкъ, сдѣлать окончательное рѣшеніе: или Онъ беретъ на Себя этотъ страшный подвигъ или нѣтъ. Онъ не былъ обязанъ его брать. Самъ Онъ былъ чистъ, безгрѣшенъ, но Его безконечная, безпредѣльная любовь никакъ не могла примириться съ мыслью, что если Онъ не возьметъ на Себя этого страшнаго подвига, то родъ человѣческій обреченъ на погибель, рухнетъ въ бездну вѣчной погибели. Не могъ Господь этого выдержать, и вотъ страшная борьба въ Его человѣческой природѣ происходила. Борьба и подвигъ такой, что Онъ до кроваваго пота боролся. И въ концѣ концовъ, Его человѣческая природа восторжествовала надъ слабостью естественной для всякой природы человѣческой, и Онъ принялъ этотъ крестъ, этотъ подвигъ! И уже пошелъ на него потомъ твердо, безъ всякихъ уже такихъ моленій, которыя произносилъ въ Геѳсиманскомъ саду. Помните, въ Геѳсиманіи, во время этой страшной молитвы, отъ которой потрясалось небо, Онъ объялъ всѣхъ насъ Своимъ Всевѣдѣніемъ Божественнымъ, всѣхъ насъ видѣлъ, всѣ наши грѣхи, всю нашу невѣрность, всю нашу грязь — взялъ все это на себя и оплакалъ насъ же и наши грѣхи. Каждаго и каждую изъ насъ Онъ тамъ видѣлъ Своимъ Боже-ственнымъ Всевѣдѣніемъ, для котораго нѣтъ ни будущаго, ни прошедшаго, а только всегда одно настоящее, одно созерцаніе сущности бытія. Тамъ Онъ принялъ этотъ подвигъ, и пошелъ потомъ на крестъ.

Что касается креста, то достаточно намъ подумать, братіе, о томъ, какъ сама природа реагировала на Распятіе Христово! Ибо крестъ былъ такъ тяжелъ, что отъ него земля затряслась. Крестъ былъ такъ страшенъ и такъ болѣзнененъ, что солнце не могло на него смотрѣть и омрачилось, и тьма покрыла всю землю, пока Господь тамъ страдалъ на крестѣ за всю эту бездну нашихъ грѣховъ. Онъ Самъ только знаетъ, какую неизмѣримую бездну страданій тогда пережилъ Онъ на крестѣ въ эти часы страшной крестной муки. Одно только мы знаемъ, что съ Его Устъ сорвался вопль: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ?» — Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставилъ! Зачѣмъ Ты оставилъ Меня? Какъ говорилъ одинъ изъ нашихъ лучшихъ русскихъ проповѣдниковъ, Святитель Иннокентій Херсонскій: «Здѣсь, въ эти страшные часы, Божество Спасителя какъ-то сокрылось въ Его Душѣ, и Онъ оказался, какъ одинъ изъ насъ, подъ этой страшной мукой. И страшнѣе всего и болѣзненнѣе для Него было то, что такъ какъ Онъ взялъ на Себя грѣхи всего міра и былъ покрытъ этой скверной грѣха, то Отецъ отвратился отъ Него, и Его оставилъ...» Что это была за мука, повторяю, намъ съ вами не понять и постигнуть мы этого не можемъ.

Но обратите вниманіе, что Онъ, всегда съ такой любовью говорившій о Своемъ Отцѣ и именовавшій Его Своимъ Отцомъ, здѣсь, какъ послѣдній изъ грѣшниковъ Его, уже Отцомъ и не называетъ, а только жалобно взываетъ: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ?» Наконецъ, исчерпалъ Онъ чашу этихъ неизмѣримо страшныхъ страданій до дна. И когда это было кончено, то, уже Побѣдителемъ, Онъ возглашаетъ съ креста: «Совершишася!» — Совершилось! Совершилось то, для чего Онъ пришелъ. И вотъ тутъ, совершивши подвигъ, взятый на Себя, Онъ снова уже къ Возлюбленному Своему Отцу обращается, говоря: «Отче, въ Руки Твои предаю Духъ Мой!»

Братіи, возлюбленные, о крестномъ подвигѣ и предкрестныхъ мученіяхъ Господа нашего можно безъ конца говорить, и въ краткомъ церковномъ словѣ и малой части не перескажешь. Мы съ вами должны помнить, когда мы склоняемся у Святой Плащаницы и благоговѣйно цѣлуемъ, лобызаемъ Язвы Спасителя нашего, что въ эти Язвы излился гнѣвъ Божьяго правосудія, за всю грѣховность человѣческую, которую Господь взялъ на Себя и перестрадалъ въ Себѣ. Такъ помните: когда мы склоняемся передъ Плащаницей, склоняемся какъ виновные — виновники этого страданія, этой смерти Христовой. Если мы съ вами не былы бы грѣшны, какъ и всѣ люди, живущіе на землѣ, то не нужна была бы ни Геѳсиманія, ни Голгоѳа, ни крестъ, а только была бы одна вѣчная радость, для которой Господь создалъ человѣка. Но такъ какъ мы во грѣхѣ, мы, какъ грѣшники безотвѣтные, склоняемся у Плащаницы съ сознаніемъ своей вины и съ безконечной благодарностью Тому, Кто за насъ такъ много перетерпѣлъ и перенесъ, и совершилъ этотъ подвигъ, которымъ Онъ спасъ все человѣчество. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 272-274.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0