Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.)
Входъ Господень въ Іерусалимъ.

Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ входилъ въ городъ Іерусалимъ, въ день торжественнаго Входа Своего, это было наособицу. Не однажды и не дважды Онъ приходилъ въ этотъ градъ, много разъ Онъ его навѣщалъ, много бесѣдъ провелъ съ книжниками и фарисеями, знатоками закона Моисеева, но этотъ входъ былъ совершенно особенный. Сбылись пророчества нѣсколькихъ пророковъ, которые предсказывали о томъ, какъ Царь Сіона «грядетъ къ нему кротокъ и спасающій, сѣдяшій на жребяти и ослицѣ».

Вчера въ Евангеліи мы слышали, какъ евангелистъ Матѳей говоритъ, что когда Господь входилъ, то «потрясеся весь градъ». Весь городъ былъ потрясенъ, пришелъ въ волненіе и возбужденіе отъ этого Входа. А евангелистъ Іоаннъ пояснилъ намъ, почему былъ такой торжественный Входъ. Сегодняшнее Евангеліе оканчивалось указаніемъ святого евангелиста на то, что всѣ окружавшіе Спасителя свидѣтельствовали объ Его великомъ, потрясающемъ и страшномъ чудѣ — воскрешеніи Лазаря. Поэтому, какъ точно отмѣчаетъ евангелистъ, потому и встрѣтилъ Его такъ народъ, что слышалъ о Немъ то, что Онъ такое сотворилъ знаменіе, такое чудо!

Христосъ Спаситель спускался по Елеонской горѣ къ святому граду и храму. Часть этого пути проходитъ черезъ садъ Геѳсиманской обители, которая принадлежитъ нашей Духовной Миссіи. Тамъ указанъ путь нашего Спасителя, который Онъ проходилъ. Когда Господь вступилъ туда, то весь народъ радовался, кромѣ Его озлобленныхъ враговъ. А Самъ Онъ не только не раздѣлилъ эту радость, а заплакалъ, когда увидѣлъ городъ, прекрасный, лежавшій предъ Нимъ. Какъ на ладони былъ видѣнъ Іерусалимъ, съ его святынями, съ горы Елеонской. Господь заплакалъ и сказалъ: «О, если бы хоть въ этотъ день ты уразумѣлъ, что служитъ спасенію твоему. Но это сокрылось отъ твоихъ очей. И вотъ, придетъ время, когда враги тебя окружатъ, разорятъ и возьмутъ и камня на камнѣ на тебѣ не останется, за то, что ты не уразумѣлъ этого дня, посѣщенія твоего».

Христа Спасителя встрѣтилъ народъ, потому что Онъ совершилъ чудо воскрешенія Лазаря. И до этого Онъ воскрешалъ мертвыхъ. Воскресилъ дочь начальника синагоги Іаира, воскресилъ сына наинской вдовы, но эти были жертвы смерти, только что, ею схваченныя. Дѣвица Тавиѳа умерла, когда Господь уже шелъ туда, въ домъ, гдѣ она жила; юноша умеръ уже, его выносили на кладбище. Но надо имѣть ввиду, что тамъ хоронятъ въ тотъ же день, когда человѣкъ умеръ. Поэтому и это была свѣжая жертва смерти. А тутъ Начальникъ жизни приблизился къ полному торжеству смерти, врага рода человѣческаго, ибо смерть уже наполовину разрушила тѣло умершаго Лазаря и былъ смрадный и разрушившійся почти трупъ. Вотъ почему такъ называемые теософы и оккультисты страшно не любятъ этого чуда и всячески стараются его оболгать и извратить. Про два первыя чуда воскрешенія, когда Господь дѣвицу воскресилъ, а потомъ юношу возвратилъ къ жизни, они говорятъ, что Іисусъ Христосъ былъ въ Индіи и тамъ изучилъ всякія тайныя оккультныя науки. Они говорятъ, что дѣвица и юноша не умерли, а только заснули летаргическимъ сномъ, а Онъ, извѣстнымъ Ему способомъ, ихъ разбудилъ. Но ни о какомъ летаргическомъ снѣ не можетъ быть и рѣчи тамъ, гдѣ было разложеніе. Поэтому они пытаются какъ-то это чудо отрицать.

А былъ такой писатель, по имени Ренанъ, который написалъ книгу «Жизнь Іисуса», въ которой онъ, какъ будто бы воздавая нашему Спасителю много похвалъ, однако же не признаетъ Его Богочеловѣкомъ, воплотившимся Богомъ, а только обыкновеннымъ человѣкомъ, мудрымъ учителемъ и только. Эта богохульная книга была довольно популярна и, къ сожалѣнію, еще до революціи и послѣ революціи. Объ этомъ чудѣ — воскрешеніи Лазаря этотъ богохульникъ пишетъ вотъ какую ересь. Якобы Лазарь вовсе не умиралъ, а спрятался, и положили въ гробъ что-то такое мертвое, отъ чего шелъ смрадный запахъ, а Лазарь былъ живъ. Мало того, онъ говоритъ, что Іисусъ Христосъ зналъ объ этомъ. Т. е., представляетъ Его обманщикомъ, мистификаторомъ, устраивающимъ ложныя чудеса. Что стоили его похвалы Іисусу Христу, если онъ, въ концѣ концовъ, объявилъ Его такимъ человѣкомъ, который совершаетъ прямое духовное преступленіе? И люди читали! Но Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній въ свое время, уже заграницей, занялся этимъ богохульнымъ трудомъ Ренана и вывелъ богохульника на свѣжую воду. Ренанъ въ своей книгѣ дѣлаетъ много ссылокъ на Священное Писаніе, а Владыка Антоній, привыкшій къ точной работѣ, провѣрилъ его ссылки. Оказалось, что онъ приводилъ много несуществующихъ ссылокъ! Тексты, — которыхъ въ дѣйствительности нѣтъ! Къ сожалѣнію, это было уже послѣ революціи. Было бы хорошо, если бы это было сдѣлано еще до революціи въ Россіи. Но, повторяю, Владыка Антоній обличилъ этого богохульника въ явномъ обманѣ, и послѣ этого книга его потеряла всякій авторитетъ.

Но будемъ помнить, братіе, какъ Господь заплакалъ, подъѣзжая къ Іерусалиму. Какъ Онъ горько оплакалъ невѣрность Іерусалима и то, что Іерусалимъ не узналъ времени посѣщенія своего. Что бы было съ Господомъ нашимъ, если бы Онъ на насъ теперь поглядѣлъ?! Не заплакалъ ли бы Онъ тоже? Потому что, теперь, когда мы наблюдаемъ жизнь такъ называемаго христіанскаго міра, мы видимъ, что онъ такъ далеко ушелъ отъ всякихъ христіанскихъ и нравственныхъ началъ, что становится жутко. Какое-то безуміе обуяло міромъ, безуміе злобы, грязи, разврата и лжи! И просто страшно становится вѣрующему человѣку въ мірѣ жить.

Но падать духомъ и унывать не слѣдуетъ. Апостолъ давно сказалъ: «Идѣже умножится грѣхъ, тамъ преизобилуетъ благодать». Чѣмъ больше грѣха окружаетъ человѣка, чѣмъ больше вокругъ него грязи и злобы, если онъ хочетъ быть христіаниномъ, то ему готова особая благодатная помощь, онъ все равно сможетъ быть христіаниномъ. Но это будетъ тяжкій подвигъ, потому что, дѣйствительно, теперь христіанинъ идетъ среди теперешняго міра и среди теперешнихъ, такъ называемыхъ, христіанъ, какъ овечка, посреди волковъ. Помните объ этомъ, возлюбленные, не забывайте и о томъ, что начинается Страстная Седмица и Пасха, самое прекрасное время въ нашемъ богослужебномъ году. Церковь въ эти дни предлагаетъ вамъ пиръ богатства духовнаго! Не томи же свою душу голодомъ, человѣкъ, а стремись къ тому, чтобы въ эти святые дни какъ можно больше посѣщать Божій храмъ и тогда твоя душа напитается, насытится и напоится духовно на будущее время жизни твоей. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 59-61.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0