Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Слово въ недѣлю «О Страшномъ Судѣ».

Первая часть 25-ой главы Евангелія отъ Матѳея начинается притчею «О десяти дѣвахъ», вторая часть этой главы является также притчею, притчею «О талантахъ» и, наконецъ, послѣдняя заключительная часть этой 25-ой главы является бесѣдой Спасителя о Страшномъ Судѣ. Это то самое евангельское чтеніе, которое мы съ вами слышали сегодня за Божественной литургіей.

Господь началъ эту бесѣду словами: «Егда пріидетъ Сынъ Человеческій во славѣ Своей и всѣ святіи ангелы съ Нимъ, тогда сядетъ на престолѣ Славы Своея». Святитель Іоаннъ Златоустъ, бесѣдуя объ этой 25-ой главѣ отъ Матѳея, примѣняя къ этому повѣствованію, говоритъ: «Слово Его становится страшнымъ, потому что Онъ самое небо, самые небеса представляетъ какъ бы опустѣвшими совсѣмъ, потому что и Онъ оттуда уходитъ на Престолъ Своей Славы и всѣ святые ангелы съ Нимъ сходять съ неба туда, гдѣ Онъ будетъ совершать Свой послѣдній судъ. «Пріидетъ во Славѣ Своей, сядетъ на Престолѣ Славы Своея».

Не напрасно Господь подчеркиваетъ это. Первый разъ пришелъ Онъ на землю въ смиренномъ, уничиженномъ состояніи, родился въ вертепѣ, былъ положенъ въ ясляхъ, въ земной Своей жизни «не имѣлъ, гдѣ Главу подклонить» — по Его собственнымъ словамъ, наконецъ, былъ пригвожденъ ко кресту и погребенъ. Совершенно другимъ будетъ Его Второе пришествіе. Придетъ Онъ во славѣ Своей. Какой игрушкою, какой пустой покажется предъ Его Божественною Славою тогда всякая пышность, всякое великолѣпіе, всякая слава земная! Онъ придетъ во всей Славѣ Своей!

Когда-то на горѣ Ѳаворъ, апостолы видѣли только малѣйшую частицу Славы Его, видѣли «якоже можаху» — такъ, какъ они могли только вмѣстить. И то они видѣли ризы Его бѣлыми, какъ снѣгъ, а Лицо Его сіяющимъ, какъ солнце, во всей Славѣ Своей. Это была малѣйшая часть Его Славы — какова же будетъ та Слава, съ которой придетъ Онъ на Свой послѣдній судъ, чтобы потребовать отъ человѣчества отчета въ томъ, какъ оно использовало то великое дѣло и ту великую милость, которыя Онъ явилъ людямъ?! Страшенъ будетъ этотъ судъ послѣдній, потому что окажется, что отъ всевѣдѣнія Божія не утаилось ничто въ жизни, въ душѣ человѣка: ни самый внутренній сокровенный помыселъ, ни внутреннее какое-то рѣшеніе или переживаніе. Только то, какъ говорятъ святые отцы, что было отпущено, разрѣшено въ покаяніи на исповѣди, то будетъ уничтожено, того не обнаружитъ и не явитъ Господь, потому что таинство покаянія не только прощаетъ человѣку грѣхи, но и уничтожаетъ ихъ такъ, какъ будто бы ихъ не было совсѣмъ. А все остальное явитъ Господь, явитъ такъ, что и всѣ люди и всѣ ангелы увидятъ человѣка не такимъ, какимъ онъ имъ казался въ его земной жизни, а такимъ, какимъ онъ былъ въ дѣйствительности. Каждый хранилъ отъ чужого взора свои внутреннія переживанія, особенно то, что въ нихъ есть нечистаго, грѣшнаго и постыднаго. Все это, если только не будетъ оно омыто покаяніемъ, повторяю, Господь, выведетъ «на свѣжую воду». Увидятъ насъ, тогда знавшіе насъ, каковы мы въ дѣйствительности были, увидятъ и вѣроятно ужаснутся... Да и сами мы ужаснемся, потому что, какъ говорилъ Святитель Ѳеофанъ Затворникъ: «Тогда правда Божія будетъ владычествующей и при свѣтѣ этой правды, человѣкъ самъ себя осудитъ, за свои грѣхи, за свою немощь, за свои грѣхопаденія, за все, въ чемъ онъ былъ неисправенъ».

Какой радостной будетъ первая часть этого Страшнаго Суда, когда Спаситель міра, съ любовью обратится къ тѣмъ, кто будетъ стоять одесную Его и скажетъ: «Пріидите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ сложенія міра». Еще, когда насъ не было, когда только міръ создавался, уже Отецъ Небесный позаботился о насъ и тогда еще уготовалъ намъ Царство — «Пріидите, наслѣдуйте его!» И дальше говоритъ: «Ибо Я взалкалъ и дасти Ми ясти, возжаждался (жаждалъ), вы напоили Меня, нагъ былъ — вы одѣли Меня, боленъ былъ, въ темницѣ — вы посѣтили Меня». И хотя, угодники Божіи знаютъ Евангеліе, знаютъ, что это было сказано, но такъ потрясающа будетъ картина этого неприступнаго и страшнаго Величія, въ которомъ будетъ возсѣдать Царь на Престолѣ, то они, растерявшись, скажутъ: «Господи, когда мы Тебя видѣли алчущаго, жаждущаго, больного, нищаго, въ темницѣ? Когда мы Тебя видѣли? Мы старались помогать ближнимъ своимъ по заповѣди Твоей, но Тебя мы не видѣли». И скажетъ тогда имъ Царь: «Аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ — Мнѣ сотвористе» — то, что вы сдѣлали одному изъ братій Моихъ меньшихъ, то сдѣлали Мнѣ.

Обратите вниманіе на то, на что такъ мало обращаютъ вниманія, на безпредѣльную Его любовь, когда Онъ этихъ смиренныхъ, нищихъ, больныхъ, которымъ благотворили, именуетъ «братіями» Своими и такъ ихъ любитъ, что въ любви Своей то, что имъ сдѣлано добраго, Онъ вмѣняетъ Себѣ Самому, подобно тому, какъ, напримѣръ, любящая мать, если сынъ ея получилъ подарокъ, радуется такъ, какъ будто сама она его получила — это свойство любви. Такъ Господь Себѣ Самому вмѣняетъ то, что сдѣлали праведные, благочестивые люди меньшей его братіи.

Но, если такимъ радостнымъ будетъ этотъ первый моментъ Страшнаго Суда, то какъ ужасно страшенъ будетъ второй! Когда обратится уже Страшный и Грозный Судія къ тѣмъ, кто будетъ ошуюю Его и скажетъ: «Идите отъ Менѣ, проклятіи, въ огонь вѣчный!» Никогда мы о проклятіи не читаемъ въ Новомъ Завѣтѣ, никогда никого не сердимъ, кто другой или противъ насъ, а это страшное слово изъ Его устъ услышатъ тогда грѣшники, когда Онъ скажетъ: «Отойдите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный (Кому? Вамъ? Нѣтъ, не сказано такъ, а уготованный) діаволу и ангеламъ его!» Этому злобному первоотступнику и его послѣдователямъ, этимъ носителямъ, этимъ сѣятелямъ зла въ жизни и въ мірѣ — имъ было уготовано это, а не вамъ — вамъ было приготовлено Царство Небесное, но вы сами себя сдѣлали такими, что иного жребія для васъ нѣтъ и не можетъ быть. Какой ужасъ будетъ тогда для этихъ несчастныхъ, какое отчаяніе ихъ охватитъ!.. Попытаются они послѣдній разъ въ вѣчности, еще разъ оправдаться, какъ они привыкли въ земной жизни себя возвеличивать, во всемъ оправдывать, ни въ чемъ себя не обвинять, такъ и тутъ попытаются оправдаться: «Господи, когда мы Тебя видѣли въ нуждѣ, больного, въ темницѣ, нагого — не одѣли? Мы видѣли этихъ дармоѣдовъ, этихъ попрошаекъ, этихъ пьяницъ — они не заслуживали помощи. Если бы мы Тебя увидѣли, мы бы помогли Тебѣ». Но услышатъ они категорическій отвѣтъ. «Истинно говорю вамъ: то, что вы не сдѣлали одному изъ братій Моихъ меньшихъ, то не сдѣлали Мнѣ Самому!» И вотъ тогда и закончилъ Господь эту бесѣду о Страшномъ Судѣ: «Идутъ тіи въ муку вѣчную, а праведницы въ животъ вѣчный!» Какъ и говорили отцы, что не только тѣмъ страшенъ будетъ этотъ судъ, что всѣ люди увидятъ, каковы мы, что мы изъ себя представляемъ по внутреннему содержанію жизни и личности своей, не только это, а потому что Судія НЕУМОЛИМЪ! Господь Іисусъ Христосъ въ теченіе земной Своей жизни никогда никого не оттолкнулъ, Онъ Самъ говорилъ: «Приходящаго ко Мнѣ, не изгоню вонъ», и послѣ Его Вознесенія, во все время исторіи человѣчества Іисусъ Христосъ, какъ сказалъ Его апостолъ: «ОДИНЪ И ТОТЪ ЖЕ И ВО ВѢКИ!» Онъ вѣренъ Самъ Себѣ въ безконечной любви и милосердіи Своемъ и какъ ужъ не разъ мы говорили, не было случая, не бываетъ и не будетъ никогда такого, чтобы человѣка, приходящаго къ Нему съ покаяніемъ, Онъ не принялъ и не простилъ. Не можетъ быть такого случая!

Но вотъ тамъ, покаянію будетъ конецъ и уже тамъ Судія будетъ НЕУМОЛИМЪ, какъ говорили Святые Отцы. Правда, у насъ, грѣшныхъ, есть еще упованіе, то упованіе, которое прекрасно изобразилъ на иконѣ вѣрующій и благочестивый иконописецъ, на иконѣ Страшнаго Суда. Тамъ все овѣяно ужасомъ и страхомъ, уже не слышна проповѣдь Іоанна Предтечи, онъ молчитъ — онъ призывалъ всѣхъ къ покаянію; безмолвны апостолы, безмолвны уста праведниковъ, въ ужасѣ стоятъ грѣшники и только ОДНА НЕ УМОЛКЛА — это Матерь Божія, Она склонилась къ плечу Своего Сына и умоляетъ Его за несчастныхъ грѣшниковъ, которые вотъ-вотъ услышатъ сейчасъ это грозное осужденіе на вѣчную муку. И таково упованіе наше христіанское, что Матерь Божія будетъ за насъ ходатайствовать и на Страшномъ Христовомъ Судѣ.

О, если бы человѣкъ почаще бы думалъ объ этомъ концѣ своей жизни, не земной только, а вообще о концѣ исторіи человѣческаго рода, чѣмъ она окончится? Но какъ разъ, теперешніе люди совсѣмъ объ этомъ не думаютъ, а если и думаютъ, вспомнятъ, то стараются отмахнуться. Иные успокаиваютъ себя, говоря: «Богъ милостивъ и Онъ долженъ всѣхъ простить». Такимъ только можно сказать: «Помилуйте, да вы откройте Евангеліе, что Самъ-то Богъ говоритъ, что Онъ Самъ сказалъ? Что Онъ всѣхъ поголовно проститъ? Совсѣмъ не такъ! Онъ говоритъ, что праведники наслѣдуютъ жизнь вѣчную, а грѣшники пойдутъ въ муку вѣчную». Господь для того предъ нами открываетъ эту картину Страшнаго Суда заблаговременно, указывая намъ на нее, чтобъ дать намъ возможность перейти съ лѣвой стороны, которая намъ угрожаетъ за нашу земную жизнь, на правую. Говорилъ когда-то въ древности мудрецъ: «Поминай послѣдняя твоя и во вѣкъ не согрѣшишь». Это не значитъ, конечно, что онъ обѣщаетъ человѣку безгрѣшность — нѣтъ! Но онъ говоритъ, что если человѣкъ «послѣдняя своя» — конецъ свой будетъ помнить, то не будетъ относиться къ грѣху такъ легкомысленно, какъ относятся люди обычно. Поминай послѣдняя твоя, душа христіанская, поминай Страшный Христовъ Судъ, поминай то, что этотъ Судъ будетъ послѣднимъ и окончательнымъ на вѣчность и всегда искренно молись, когда слышишь за богослуженіемъ: «Христіанскія кончины живота нашего безболѣзнены, непостыдны, мирны и ДОБРАГО ОТВѢТА НА СТРАШНѢМЪ СУДИЩИ Христовѣ, просимъ». Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 17-20.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0