Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Слово наканунѣ недѣли «О Страшномъ Судѣ».

Постепенно подходя къ Великому посту, Церковь завтрашній воскресный день посвящаетъ воспоминанію Страшнаго Суда Христова, о которомъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ подробно сказалъ Своимъ ученикамъ въ Своей соотвѣтствующей бесѣдѣ, которую, Богъ дастъ, завтра мы съ вами услышимъ за литургіей въ Евангельскомъ чтеніи.

Двѣ недѣли назадъ началась эта молитвенная подготовка къ посту. Церковь предложила намъ Евангеліе о Мытарѣ и Фарисеѣ, указывая намъ, какъ нужно молиться и какъ не нужно молиться Богу. Ибо постъ есть время молитвы по преимуществу. Наступилъ слѣдующій воскресный день, недѣля о Блудномъ Сынѣ, когда Церковь, успокаивая и ободряя человѣка, котораго подавляетъ сознаніе своей грѣховности, указываеть на эту притчу, въ которой мы видимъ, насколько милостивъ Господь, когда заблудившійся Его сынъ приходитъ къ Нему съ покаяніемъ. Какъ и сказано въ молитвахъ церковныхъ, Онъ принимаетъ его съ любовью, не понося, безъ всякихъ упрековъ за то, что тотъ натворилъ, а только съ любовью и прощеніемъ.

Но есть души твердокаменныя, которыя не размягчаются, не смягчаются этими трогательными примѣрами и для нихъ Церковь предлагаетъ завтра бесѣду Спасителя о Страшномъ Судѣ, чтобы заставить содрогнуться и затрепетать и затвердѣлое, связанное грѣхами сердце грѣхолюбиваго человѣка.

Сегодня была, такъ называемая, Родительская Суббота, когда Церковь молилась о упокоеніи всѣхъ православныхъ христіанъ по всей вселенной во всѣ времена скончавшихся. Это и естественно: обращая наше вниманіе къ Страшному Суду Христову, Церковь напоминаетъ намъ и о тѣхъ, кто также предстанетъ на Страшный Судъ, какъ и мы, но кто уже отъ этой земной жизни отошелъ за ея предѣлы, пребываетъ уже въ таинственномъ потустороннемъ загробномъ мірѣ. А тамъ, какъ говорятъ святые отцы, покаянія уже нѣтъ. Такъ говорилъ Святитель Григорій Богословъ — Богъ въ этой жизни земной назначилъ время дѣланія, труда, а въ той, загробной жизни, какъ мы знаемъ, изслѣдованіе сдѣланнаго и воздаяніе. Когда человѣкъ окончитъ свой земной путь, моментъ смерти прекращаетъ, пресѣкаетъ для него время его личнаго покаянія. Но Церковь говоритъ намъ о томъ, что если, напримѣръ, душа человѣка отошла во грѣхахъ, не принеся покаянія, и это бремя тяжкое, грѣховное мучаетъ ее за гробомъ, она страдаетъ, то не безнадежна, отнюдь не безнадежна ея участь. Самъ человѣкъ уже тамъ о себѣ не молится, его время покаянія прошло, но Церковь не оставляетъ его своимъ материнскимъ попеченіемъ и заботою и молится о немъ, чтобы Господь простилъ ему прегрѣшенія и сподобилъ его блаженной участи въ вѣчности.

Знаемъ мы изъ Житія Святыхъ многіе примѣры того, какъ молитва Церкви, молитва близкихъ, родныхъ, возносимая въ нѣдрахъ Церкви, оказывала помощь несомнѣнную и великую душѣ человѣка, которая отошла въ тотъ загробный міръ въ печальномъ состояніи, но не въ безнадежномъ. И вотъ такъ Церковь призываетъ насъ молиться о тѣхъ, кто предстанетъ на Страшный Судъ, а измѣнить самъ свою участь уже не можетъ. Такъ вотъ, Церковь насъ призываетъ, чтобы мы свои молитвы вознесли за нихъ, ибо такія молитвы Богомъ пріемлемы.

А сами мы? Вотъ будетъ завтра недѣля о Страшномъ Судѣ. А сами мы часто ли воспоминаемъ объ этомъ послѣднемъ отчетѣ? Когда ученику или ученицѣ нужно держать трудный экзаменъ, онъ объ этомъ заботится, волнуется, боится и старается, по мѣрѣ силъ, приготовиться. А тутъ будетъ экзаменъ страшный, послѣдній, послѣ котораго уже не будетъ никогда въ вѣчности никакой переэкзаменовки. Однако же, поразительна та легкость, то забвеніе, съ которыми человѣкъ относится къ этому страшному послѣднему моменту своего житія, предъ открывающейся вѣчностью, сплошь и рядомъ почти и не думая о ней. Не лишне будетъ вспомнить тутъ слово подвижника одного: «Трепетъ охватываетъ меня при мысли о послѣднемъ судѣ, но я думаю, что я тамъ удивлюсь, въ особенности, тремъ обстоятельствамъ. Во-первыхъ, тому, что я не увижу одесную, справа, Праведнаго Судіи, не увижу многихъ тѣхъ, кого думалъ увидать; еще больше удивлюсь, когда я справа отъ Судіи, одесную Его увижу многихъ тѣхъ, кого никакъ не ожидалъ увидать; а больше всего удивлюсь, если я окажусь самъ на правой сторонѣ, одесную». Такъ говорило смиреніе подвижника, который видѣлъ свои грѣхи, а добродѣтелей не замѣчалъ, ибо Своихъ вѣрныхъ рабовъ Господь такъ мудро ведетъ, что добродѣтели ихъ видятъ другіе, а они ихъ не видятъ. Зато грѣхи свои они видятъ и мучительно и болѣзненно ощущаютъ.

Святитель Филаретъ, Митрополитъ Московскій, въ одной изъ своихъ вдохновенныхъ проповѣдей, говорилъ: «Помни, человѣкъ, Господь для того тебѣ не открываетъ заранѣе картину Своего послѣдняго Суда, чтобъ пока еще не поздно, ты перебѣжалъ бы съ лѣвой стороны на правую». Если совѣсть твоя чутка, если она тебя во грѣхахъ обличаетъ, то несомнѣнно, ты не можешь не страшиться этого суда, потому что грозитъ тебѣ участь съ лѣвой стороны. Но вотъ, Господь для того и открываетъ, что намъ будетъ, чтобы ты опомнился и пока не поздно, пока не пресѣклась твоя земная жизнь, пока ты самъ въ этомъ отношеніи ея господинъ, ибо отъ твоей свободы цѣликомъ зависитъ, какъ ты опредѣлишь себя въ отношеніи вѣчности, — употреби же этотъ путь свободы на то, чтобы Богу послужить и, перейти съ лѣвой стороны на правую. Не поздно еще! Ибо Церковь, указывая, намъ говоритъ: Не поздно еще! Поздно уже для тѣхъ нашихъ братій, которые окончили земную жизнь, а для насъ еще время покаянія, исправленія идетъ. «Это время — дѣланія», какъ говорилъ Святитель Григорій Богословъ. И да не пройдетъ оно безплоднымъ у насъ, но да поможетъ намъ Господь принести добрый плодъ для Царствія Небеснаго. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 14-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0