Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.)
О Крестѣ Господнемъ.

Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, возьметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ.

Такое строгое условіе поставилъ Господь Іисусъ Христосъ передъ всякимъ, кто хотѣлъ бы, дѣйствительно, не на словахъ, а на дѣлѣ послѣдовать Ему. Что же значатъ эти слова сегодняшняго евангельскаго чтенія? Да отвержется себе значитъ — пусть поступитъ съ самимъ собою, съ наличнымъ содержаніемъ своей внутренней жизни, со всѣмъ, чѣмъ до сихъ поръ душа жила, въ чемъ находила удовольствіе, успокоеніе и утѣшеніе — такъ, какъ поступаетъ человѣкъ съ изношенной и никуда уже не годной одеждой — онъ отвергаетъ ее и выбрасываетъ вонъ. Въ духовномъ смыслѣ человѣкъ долженъ такъ же поступить по отношенію къ своему внутреннему содержанію, устремиться къ иной, лучшей жизни и просить у Бога помощи, чтобы жить по христіански, а не по началамъ мірской суеты.

Евангеліе дальше говоритъ: Кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, и отщетитъ душу свою. Или что дастъ человѣкъ измѣну на души своей? Эти слова Господа можно такъ объяснить: Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ не только большое богатство или что-нибудь такое, чему другіе будутъ завидовать, но даже — если онъ весь міръ пріобрѣтетъ, а душѣ своей повредитъ? Какой выкупъ онъ дастъ за душу свою?

Когда окажется на послѣднемъ судѣ, что человѣкъ жилъ только землею, только земными интересами и земными пріобрѣтеніями, вообще былъ погруженъ только въ сферу, въ стихію земныхъ переживаній и всецѣло прилѣпился къ землѣ, и откроется, что для вѣчности, для жизни въ Богѣ онъ ничего не пріобрѣлъ, и, будучи въ матеріальномъ смыслѣ богатымъ человѣкомъ, въ духовномъ смыслѣ оказался полнымъ бѣднякомъ и банкротомъ — какова будетъ его участь? О такихъ сказано въ Апокалипсисѣ: окаяненъ и бѣденъ, нищъ и слѣпъ и нагъ. Когда это станетъ явнымъ такъ, что онъ самъ и весь міръ увидитъ его полное банкротство передъ вѣчностью, въ которую онъ вступаетъ, тогда — какой выкупъ онъ дастъ за душу свою? Чѣмъ онъ ее выкупитъ тогда? Матеріальными богатствами, которыхъ онъ столько пріобрѣлъ на землѣ? Нѣтъ, на нихъ и смотрѣть никто не станетъ. И погибнетъ бѣдная душа для вѣчности изъ-за того, что она вся погрузилась въ земное.

Вотъ этотъ Евангельскій урокъ намъ нужно крѣпко запомнить, возлюбленные. Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ даже весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Скажите, много ли найдется такихъ людей, которые были бы свободны отъ желанія быть побогаче, имѣть побольше и т. д.? Не бѣда, если у человѣка есть богатство, если онъ пріобрѣлъ многое; это не плохо, но только онъ долженъ помнить указаніе св. Библіи — богатство аще течетъ, не прилагай къ нему сердца — т. е. не привязывайся къ нему, смотри на него какъ на нѣчто преходящее. Пробьетъ моментъ твоей кончины — и ты все это оставишь. Ничто за тобой не пойдетъ. А когда человѣкъ обогащается духовно, тогда онъ это богатство духовное понесетъ съ собою за гробъ, за могилу и принесетъ съ собою въ вѣчность.

Будемъ же помнить этотъ евангельскій урокъ! Господь непремѣннымъ условіемъ слѣдованія за Нимъ ставитъ отверженіе себя и устремленіе къ иной, новой жизни. Могутъ спросить тутъ: «Что же дѣлать? Значитъ, надо со всѣмъ порвать? Все бросить и искать какихъ-то совершенно новыхъ путей?» Нѣтъ, не нужно думать такъ.

Правда, есть души, которыя, загорѣвшись огнемъ божественнаго желанія, дѣйствительно, порвали со всѣмъ земнымъ, все отбросили и устремились только въ духовную жизнь, чтобы служить одному Богу, чтобы постоянно предстоять предъ Нимъ, Имъ жить, Имъ дышать и въ Немъ находить успокоеніе и свое духовное богатство. Есть такія души, но ихъ не такъ много. Но для всякаго христіанина необходимо, чтобы онъ ни къ чему земному не привязывался и, имѣя достатокъ, относился къ нему спокойно, не прилѣпляясь къ нему сердцемъ; а если онъ живетъ въ недостаткѣ и нуждѣ, чтобы не унывалъ и не падалъ духомъ отъ этого, зная, что человѣкъ, матеріально нуждающійся, можетъ быть духовно богаче многихъ другихъ.

Господь призываетъ отвергнуться себя и идти за Нимъ, взявши крестъ. Каждый христіанинъ долженъ быть крестоносцемъ въ томъ смыслѣ, чтобы покорно принимать отъ десницы Господней всѣ земныя прискорбности, изъ которыхъ и складывается нашъ христіанскій крестъ. И не только покорно, но и охотно, съ радостью, съ убѣжденіемъ, что въ этомъ его спасеніе.

Почему св. Отцы были такъ могучи, такъ непоколебимы въ перенесеніи скорбей и страданій? Почему св. мученики были такъ стойки въ страданіяхъ и пыткахъ? Потому, что они прекрасно понимали, что это все посылается промысломъ Божіимъ — на пользу имъ. Подобно благоразумному разбойнику принимали они благодарнымъ и преданнымъ сердцемъ все то, что Господь имъ посылалъ, зная, что все это полезно для души.

Отецъ Небесный вмѣсто хлѣба камня никому не даетъ; и если Онъ послалъ человѣку испытаніе и скорбь, то это значитъ, что наступилъ очередной моментъ принятія и несенія креста.

Вотъ и молись, христіанинъ, передъ Животворящимъ Крестомъ, чтобы Господь силою крестною утвердилъ тебя на несеніе твоего христіанскаго креста. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 129-132.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0