Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Свѣтъ Христовъ.

Православная Церковь, по уставу своему, завтра призываетъ насъ прославить свят. Григорія Паламу, Архіепископа Солунскаго, который еще иначе называется Ѳессалонитскимъ — по имени того города, въ которомъ совершалъ свое архипастырское служеніе этотъ великій іерархъ.

Яркій слѣдъ оставилъ онъ послѣ себя, въ исторіи Церкви, въ области богословскихъ трудовъ, которыми такъ богата сокровищница церковная. Въ особенности обезсмертилъ онъ свое имя той богословской борьбой, которую велъ онъ когда-то противъ тѣхъ, кто въ заблужденіи своемъ, въ одномъ чисто богословскомъ вопросѣ заблуждались, и это заблужденіе свое настойчиво распространяли, вслѣдствіе чего возникъ споръ о такъ называемомъ Ѳаворскомъ свѣтѣ.

Вы знаете, конечно, исторію праздника Преображенія Господня, знаете, какъ Господь, преобразившись во славѣ, сіялъ свѣтомъ ярче, чѣмъ солнечнымъ. И вотъ, поднялся тогда споръ — какого рода былъ этотъ свѣтъ. Былъ ли это безначальный, присносущный свѣтъ, присносущнаго и безначальнаго Бога, или это былъ хотя и яркій, но нашъ обычный земной свѣтъ, такъ называемый «сотворенный свѣтъ». Иными словами, споръ шелъ на тему — былъ ли этотъ Ѳаворскій свѣтъ сотвореннымъ или не сотвореннымъ свѣтомъ?

Казалось бы, можно было бы сразу сказать, что посколько тамъ преобразился Самъ Господь Іисусъ Христосъ, Второе Лицо Святой Троицы, Богъ безконечный, то и слава Его была — слава божественная, и свѣтъ былъ — свѣтъ вѣчнаго безначальнаго божества, ибо когда мы съ вами и въ Символѣ вѣры говоримъ, что мы вѣруемъ въ Господа Іисуса Христа, Сына Божія, то какъ «свѣта отъ свѣта» — Того, Кто былъ Свѣтомъ отъ Свѣта — Отца Своего, еще до того, какъ былъ міръ сотворенъ.

Въ этомъ мірѣ все сотворено всемогуществомъ и десницею Господнею. Не только то, что мы видимъ и о чемъ помышляемъ, но и самые критеріи, самыя понятія и условія пространства и времени, созданы Творцомъ, Который Самъ выше этого и не подчиненъ ни времени ни пространству. И какъ все сотворенное въ этомъ мірѣ имѣетъ начало, имѣетъ начало и этотъ матеріальный сотворенный свѣтъ.

Мы знаемъ изъ Библіи, что Богъ, въ Которомъ, по слову апостола, «нѣтъ никакой тьмы» (Іоан. 1, 5), изрекъ въ началѣ творенія «да будетъ свѣтъ» и сталъ свѣтъ — появился этотъ сотворенный свѣтъ. Но Богъ есть свѣтъ несотворенный и вѣчный. И хотя заблуждающіеся упорно стояли на своемъ, въ этомъ богословскомъ спорѣ Святитель Григорій Палама одержалъ рѣшительную побѣду, и ложное ученіе было побѣждено и исчезло.

Могутъ сказать, — вѣроятно, говорили и тогда, а теперь тѣмъ болѣе — при удаленности нашей жизни отъ духовныхъ интересовъ и цѣнностей — могутъ сказать, что это былъ только отвлеченный богословскій споръ, схоластическій и не жизненный. Но тѣ, кто такъ говорятъ, указываютъ только на то, какъ они далеки отъ міра духовнаго.

Конечно, жизнь наша такова, что богословскія истины, основныя догматическія истины нашей вѣры если нами м. б. и исповѣдуются и признаются, то они какъ-то въ жизни не отражаются. Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній въ свое время постоянно, мудро и убѣдительно разъяснялъ, что всѣ догматы нашей вѣры тѣмъ и прекрасны, что открывая намъ, божественныя истины, они въ то же самое время нравственно и духовно насъ укрѣпляютъ, ибо должны они быть основными началами, на которыхъ должна быть построена и наша практическая жизнь.

Но увы, отъ насъ это далеко. И когда ведется рѣчь о томъ, какъ говорилъ когда-то св. Григорій, что свѣтъ божества на Ѳаворѣ былъ несотворенный и безначальный, а не тотъ свѣтъ, который во времени сотворенъ, то нѣкоторые говорятъ — это схоластика, это нѣчто оторванное отъ жизни, отвлеченное.

Да, дѣйствительно; иногда люди, такъ настроенные, такъ живущіе, бываютъ гораздо больше задѣты за живое, кода потухнетъ вотъ этотъ сотворенный свѣтъ, какъ это было, напримѣръ, въ нашемъ городѣ 5 лѣтъ тому назадъ.

Когда погасло все электричество и остановились всѣ моторы, то люди почувствовали, что такое свѣтъ! Это ихъ задѣло, потому что это былъ ударъ по практической жизни, по ея устроенію. А когда въ вопросахъ духовныхъ люди говорятъ «это нежизненно», то свидѣтельствуютъ тѣмъ, что не умѣютъ жить въ мірѣ духовныхъ цѣнностей.

Господь Іисусъ о Себѣ сказалъ «Я есмь Свѣтъ міру», и добавилъ, что кто идетъ за Нимъ, тотъ не будетъ во тьмѣ, но будетъ имѣть свѣтъ жизни. И церковь, вѣрная своему Господу, ежедневно исповѣдуетъ въ молитвѣ 1-го часа, что Христосъ есть свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ. И этотъ свѣтъ всегда сіяетъ. Онъ сіяетъ и теперь. И хотя мы съ вами видимъ, какая тьма окутала сейчасъ нашу землю, окутала человѣческій родъ, тьма и въ области догмы и въ области морали, но это не значитъ, что свѣтъ Христовъ пересталъ сіять — нѣтъ. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ въ томъ Евангеліи, которое читается въ Свѣтлую Пасхальную Ночь, говоритъ, что этотъ свѣтъ во тьмѣ свѣтится и тьма его не можеъ объять.

Но къ сожалѣнію, съ человѣкомъ часто бываетъ то, о чемъ насъ предупреждаетъ Священное Писаніе — что онъ самъ закрываетъ свои глаза и затыкаетъ свои уши, чтобы не видѣть и не слышать. Такъ и теперь, когда духовныя цѣнности, духовный свѣтъ предстаетъ предъ нимъ, онъ не только равнодушенъ къ нему, но и часто самъ произвольно отходитъ отъ него, чтобы не видѣть и не слышать то, что онъ долженъ видѣть, и то, что онъ долженъ слышать. Онъ отъ этого уклоняется, потому что живетъ совсѣмъ другими интересами. О такихъ людяхъ говоритъ евангельская притча: Царь зоветъ на царскій пиръ, а званные отказываются; у каждаго своя причина, но всѣ отказались. «Хотя тамъ и царскій пиръ, да вкусы у насъ не тѣ», какъ говоритъ св. Ѳеофанъ Затворникъ объ этой притчѣ. Людямъ не интересно и чуждо то, что предлагается въ мірѣ духовныхъ цѣнностей. Потому что человѣкъ всецѣло прильнулъ къ землѣ, только земнымъ и землею онъ живетъ, и тогда у него очи закрыты и уши заткнуты, чтобы и не видѣть и не слышать.

Но свѣтъ Христовъ свѣтитъ и всегда будетъ сіять, и тѣ, у кого очи и уши открыты, видятъ и слышатъ, освящаются и освѣщаются этимъ свѣтомъ. Этотъ свѣтъ всегда будетъ видимъ каждой христіанской душѣ, которая не закрыла себя отъ него.

Братъ-христіанинъ, не смущайся тьмой, которая разливается всюду. Конечно, нельзя не скорбѣть о томъ, что человѣчество теперь блуждаетъ въ такихъ мрачныхъ потемкахъ, но если человѣкъ ищетъ свѣта и стремится къ нему, то этотъ свѣтъ не закрытъ отъ него.

Господь Іисусъ Христосъ, по словамъ Его Первоверховнаго Апостола, «всегда, днесь тойже и во вѣки» (Евр. 13, 8). Если Онъ во время Своей жизни на землѣ былъ свѣтомъ, просвѣщающимъ всякаго человѣка, то и теперь Онъ просвѣщаетъ всякаго, кто не закрываетъ своихъ очей, кто не затыкаетъ свои уши, а идетъ навстрѣчу этому свѣту. И если онъ приметъ этотъ свѣтъ Христовъ, то на немъ сбудутся слова евангельскія: «дондеже свѣтъ имате, вѣруйте во свѣтъ, да сынове свѣта будете». Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 119-123.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0