Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Св. Григорій Палама.

По церковному уставу, во второй воскресный день Великаго Поста, Православная Церковь, помимо празднованія воскреснаго дня, еще вспоминаетъ одного изъ великихъ іерарховъ и проповѣдниковъ чистого Православія, святителя Григорія Паламу, который былъ архіепископомъ города Солуни или иначе Ѳессалоникъ.

Святитель Григорій принадлежалъ къ числу тѣхъ великихъ благовѣстниковъ христіанской истины, у которыхъ дѣло съ жизнію не расходилось, и поэтому, помимо тѣхъ богословскихъ сокровищъ знанія, которыя онъ оставилъ въ изобиліи, какъ наслѣдство для Православной Церкви, онъ привлекалъ къ себѣ души человѣческія своею святою и подвижническою жизнью и, такимъ образомъ, его духовное воздѣйствіе было двойнымъ: онъ училъ и своимъ словомъ и самою жизнію своею.

Ему приходилось бороться съ еретиками, которые искажали истину православія самыми различными способами.

Былъ одинъ вопросъ, чисто богословскій, изъ-за котораго у него была долгая борьба съ исказителями истины. Когда Господь Іисусъ Христосъ преобразился на горѣ Ѳаворъ и просіялъ тамъ, какъ солнце — по ихъ утвержденіямъ, этотъ чудесный свѣтъ, былъ обычнымъ свѣтомъ, какой мы постоянно видимъ въ солнцѣ и другихъ источникахъ свѣта — свѣтомъ обычнаго порядка.

Святитель Григорій Палама, возражая на это, училъ, что это былъ совсѣмъ иного порядка свѣтъ, ибо онъ указывалъ на слова апостольскія «Богъ есть Свѣтъ и нѣтъ въ Немъ никакой тьмы». А символъ вѣры нашъ, какъ вы знаете, говоря о Сынѣ Божіемъ, о Господѣ Іисусѣ Христѣ и Его воплощеніи на землѣ, гласитъ, что Онъ есть «Свѣтъ отъ Свѣта, Богъ истинный отъ Бога истиннаго». А о нашемъ обычномъ свѣтѣ Библія говоритъ, что онъ не присущъ Богу, какъ вѣчное свойство самой Его Природы, а сотворенъ Имъ во времени: «и сказалъ Богъ, да будетъ свѣтъ — и сталъ свѣтъ» (Быт. 1, 3). Въ концѣ концовъ, эта чисто православная точка зрѣнія восторжествовала и противники святителя были посрамлены.

Въ наше время теперь часто говорятъ, что это «отвлеченно-богословская тема». Можетъ быть, конечно, для нашихъ теперешнихъ современниковъ это и такъ, потому что ихъ обыкновенно интересуютъ совсѣмъ другіе вопросы, а что касается истинъ бытія Божественнаго, истинъ духовнаго порядка, относящихся къ тому, что невидимо и что вѣчно, это къ сожалѣнію теперь мало кого интересуетъ.

Сейчасъ вообще, братіе, когда мы наблюдаемъ окружающую жизнь, то мы видимъ, какія сбивчивыя, какія неправильныя представленія объ истинѣ христіанской наблюдаются у теперешнихъ людей, у многихъ изъ тѣхъ, кто именуетъ себя и можетъ искренно считаетъ себя вѣрными чадами Православной Церкви. А въ дѣйствительности, какъ приходится часто наблюдать, объ православіи, объ основныхъ истинахъ православія, они имѣютъ самыя сбивчивыя и неясныя понятія, а часто и вообще никакихъ не имѣютъ.

Чтобы убѣдиться въ этомъ въ наше время, достаточно напримѣръ, задать православнымъ христіанамъ такой вопросъ: назовите три главныхъ догмата нашей православной вѣры (это — догматы Святой Троицы, воплощенія Сына Божія и искупленія). Многіе ли смогутъ это сдѣлать? А къ сожалѣнію, сейчасъ мы слышимъ и видимъ, какъ люди мало церковные и мало свѣдущіе въ истинахъ вѣры берутся разсуждать и о богословіи и о церковной жизни, о томъ, какъ должна жить Церковь, и какъ нужно Церковью управлять; причемъ, говорятъ это они чрезвычайно самоувѣренно, и чѣмъ меньше они въ этомъ дѣлѣ понимаютъ, тѣмъ больше у нихъ самоувѣренности...

Справедливо было сказано нѣсколько времени тому назадъ въ одномъ православномъ органѣ печати, что въ послѣдніе годы вдругъ всѣ себя возомнили знающими все — знающими и православную вѣру и богословскія истины и все, что касается церковной жизни, и администрированія и т. д. Рѣшили, что они все знаютъ и все понимаютъ и могутъ всѣхъ учить и наставлять. Потому то такъ много сейчасъ путаницы, неразберихи, и несогласій, внутри церковной ограды. Люди сами не знаютъ и того, что они говорятъ, Эти слова не мнѣ принадлежатъ; еще святой Апостолъ Павелъ говорилъ о томъ, что люди хотятъ быть учителями, но не понимаютъ того о чемъ они говорятъ и не понимаютъ какъ слѣдуетъ даже и того, что сами они говорятъ.

А когда звучитъ голосъ истины, то ему мало внимаютъ.

Когда жилъ святитель Григорій Палама, было время иное. Это теперь людямъ кажется, что тотъ вопросъ изъ-за котораго онъ боролся съ еретиками, былъ «отвлеченно богословскій» вопросъ; а тогда, все что относилось къ истинѣ Православія, живо интересовало людей — оно было близко ихъ душѣ и сердцу, поэтому для нихъ это не были отвлеченные споры. А теперь все это, къ сожалѣнію, далеко отъ сознанія и сердца нашихъ современниковъ, поэтому они и считаютъ что это какіе-то оторванные отъ жизни теоретическія положенія, а никакъ не что-то такое, что можетъ душу человѣка наполнить, заинтересовать и освятить. Но будемъ съ вами помнить, что только Церковь Христова есть столпъ и утвержденіе истины, что только Господь Іисусъ Христосъ есть источникъ чистаго, истиннаго ученія. Онъ Самъ о Себѣ сказалъ: «Я есмь путь и истина и жизнь». Онъ есть сама воплощенная истина. Только Пилатъ и ему подобные не умѣли и не умѣютъ по своему равнодушію эту истину увидать, а тотъ, у кого очи открыты, чтобы видѣть и уши отверсты, чтобы слышать, знаетъ и чувствуетъ душею своею, что дѣйствительно истина — это Христосъ. И потому-то, христіанинъ долженъ всегда, когда онъ встрѣчается съ какимъ-либо ученіемъ, всегда провѣрить его истиною Христовою. То, что насъ приводитъ ко Христу, истинно и благословенно, а то что насъ отводитъ отъ Христа и отъ православія, есть только гибельный обманъ, въ какіе бы привлекательные виды ни облекался этотъ обманъ, и какъ бы красиво о немъ ни говорилось. Еще разъ повторяю: помните, все, что отводитъ насъ отъ Христа Спасителя, отъ Его ученія и чистой православной церковности, все это только заблужденіе и гибель. Поэтому разъ и навсегда скажи себѣ, душа христіанская: «Не принимаю никакого ученія, кромѣ Христова, и не знаю никакого другого учителя, кромѣ Христа Спасителя, — не знаю и знать не хочу»... Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 116-119.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0