Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.)
Торжество Православія.

Вчера за всенощнымъ бдѣніемъ, братіе, говорили мы о томъ, черезъ какія трудности проходила Православная Церковь на своемъ пути въ древнія времена, когда была сначала эпоха гоненій, а послѣ нея — эпоха ересей. Но это было, и ушло; и отъ насъ это уже далеко.

Осмотримся вокругъ, въ какихъ условіяхъ сейчасъ находится Церковь и истинное Православіе? Ереси въ древности были, но не было того, чего такъ много теперь: духовныхъ поддѣлокъ, духовной фальши, соблазновъ подмѣнить истинную Церковь и истинное Православіе лже-церковью или, во всякомъ случаѣ, лже-православіемъ (искаженнымъ православіемъ).

Сами вы знаете, какъ теперь разливается повсюду зараза такъ наз. экуменизма, на платформу котораго охотно становятся всѣ, у кого гибкая спина и гибкая совѣсть; удобна эта платформа! Говорятъ: «Мы всѣхъ хотимъ воедино соединить. Мы признаемъ, что каждая Церковь, каждое исповѣданіе имѣетъ долю истины, и вотъ эти доли истины мы хотимъ соединить вмѣстѣ, чтобы получилось одно цѣлое — новая истинная Церковь». Это значитъ, какъ я уже прежде говорилъ, что и наша русская православная Церковь должна согласиться съ тѣмъ, что она полнотой истины Христовой не обладаетъ, а только частицей ея, а все остальное — ложь и заблужденіе. Что сказали бы преп. Серафимъ Саровскй или св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій, если бы имъ сказали такую вещь?

Наша Православная Церковь истину имѣетъ и въ истинѣ твердо стоитъ, и никогда отъ истины не отступитъ. Мы — люди слабые, и служители Церкви и рядовые чада Ея, каждый изъ насъ погрѣшаетъ, спотыкается, но истиной мы, находясь въ Церкви, обладаемъ — по великой милости Божіей — и никогда не согласимся съ тѣмъ, что это не вся истина, а только часть ея.

Изъ этого соблазна вырастаетъ другой; принципіальная невѣрность всегда влечетъ за собой и практическую невѣрность. Возьмите теперь т. наз. модернизмъ, который въ наши дни тоже вклинивается всюду въ церковную жизнь. Развѣ мы не видимъ, какъ искажается и опустошается до неузнаваемости самое наше богослуженіе и, вообще, все содержаніе нашей церковной жизни? Когда священныя традиціи, какъ древнія, святоотеческія, такъ и наши православныя россійскія, называются чемъ-то отжившимъ, съ чѣмъ уже считаться не нужно. Сами вы хорошо помните, сколько было смущенія и соблазна, когда тѣ, которые здѣсь въ Америкѣ когда-то откололись отъ Зарубежной Церкви, и о которыхъ мы надѣялись, что когда-нибудь да совершится желанное ихъ возвращеніе и возсоединеніе, объявили свою такъ наз. «автокефалію». Недаромъ отошли отъ нихъ нѣкоторые приходы со своими духовными руководителями, а въ послѣднее время отошелъ отъ автокефаліи и одинъ изъ архипастырей, который сегодня уже молится и служитъ здѣсь — Преосвященный Архіепископъ Амвросій. Онъ увидѣлъ, во что обращается эта красная автокефалія, и своимъ переходомъ къ намъ засвидѣтельствовалъ, что архипастырская совѣсть русскаго православнаго архіерея никогда не помирится съ этой преступной затѣей.

Но грустно то, что реакція на красную автокефалію — далеко не такая, какая должна была бы быть. Казалось бы, и приходы и православные русскіе люди должны бы въ массѣ своей отойти отъ этой заразы. Но мы этого пока не видимъ. Отошла только незначительная часть. Это и указываетъ на то, какъ трудно становится теперь защищать Православіе, и какимъ труднымъ становится путь Зарубежной Церкви, которая своей священной задачей поставила сохраненіе всѣхъ святоотеческихъ преданій и добрыхъ православныхъ традицій нашей русской православной Церкви.

Конечно, знаемъ мы съ вами хорошо, что гдѣ правда, тамъ и Богъ, и если мы стараемся хранить вѣрность правдѣ и истинѣ, то Господь насъ не забудетъ и не оставитъ.

Но мнѣ хотѣлось бы повторить то, что уже приходилось говорить не одинъ разъ, но приходится повторять потому, что, во-первыхъ, это забывается, а, во-вторыхъ, потому, что многіе этого не слышали раньше и задаютъ вопросы: какимъ это образомъ Православная Церковь въ недѣлю Православія проклинаетъ тѣхъ, кто заблудился, кто отошелъ отъ Православія и отъ Церкви и почему она ихъ проклинаетъ? Это слишкомъ сурово, это слишкомъ жестоко!

Да будетъ извѣстно каждому, что Церковь никогда и никого не проклинаетъ. Слово «проклятіе» — страшное слово. И въ Евангеліи мы знаемъ одно только указаніе, когда это страшное слово будетъ произнесено Тѣмъ, Кто одинъ только можетъ его произнести, — когда на Страшномъ Судѣ грозный Судія тѣмъ, кто былъ невѣренъ Ему, скажетъ: «Идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его».

Онъ только одинъ можетъ это сказать, а мы никого не проклинаемъ. Анаѳема, возглашаемая Церковью, есть никакъ не проклятіе, не призываніе на голову человѣка кары и гнѣва Божія, а только отлученіе отъ Церкви, отлученіе отъ нея того, кто фактически пересталъ въ ней уже состоять. Въ Церкви состоитъ и ея членомъ является только тотъ, кто вѣренъ ей.

Вчера мы приводили слова Спасителя: «Кто Церковь не слушаетъ, тотъ все равно, что язычникъ и мытарь», т. е. пересталъ уже быть христіаниномъ. О такихъ Церковь и объявляетъ, что они себя отсѣкли отъ общенія съ Церковью, перестали слушаться ея материнскаго голоса. И это — не только для свѣдѣнія другихъ, чтобы они знали это, но и для пользы самихъ отлучаемыхъ. Церковь уповаетъ, что хоть это грозное предупрежденіе подѣйствуетъ на нихъ — они содрогнутся, слыша, какому суду Церковь ихъ подвергла за ихъ заблужденія, и одумаются.

Когда-то Апостолъ Павелъ писалъ къ Галатійскимъ христіанамъ о томъ, что послѣ него закрались лжеучители, которые старались ихъ сбить столку, проповѣдуя имъ не то, что онъ проповѣдывалъ. Указывая Галатамъ на это, Апостолъ Павелъ говоритъ: «Если не только мы, но и ангелъ съ неба будетъ вамъ благовѣствовать не то, что вы приняли отъ насъ раньше, анаѳема да будетъ». Такъ Апостолъ и сказалъ — и послѣ этого снова повторилъ: «Анаѳема да будетъ». Вотъ потому-то Церковь и возглашаетъ анаѳему.

Но помните, что провозглашеніе анаѳемы соединяется въ Торжествѣ православія съ умилительными молитвами ко Господу о томъ, чтобы Господь Самъ вразумилъ заблудившихся. Церковь вынуждена о нихъ сказать, что они — анаѳема, т. е. отступники — и отлучаются отъ Церкви, но она скорбитъ о нихъ и молится за нихъ, чтобы Господь помогъ имъ образумиться и вернуться въ лоно Матери Церкви. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 112-116.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0