Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.)
О Страшномъ судѣ.

Въ житіи святителя Василія Великаго былъ случай, когда онъ однажды сдѣлалъ вразумленіе одной богатой женщинѣ, которая неправильно поступала, а она, вмѣсто того, чтобы смиренно принять наставленіе великаго святителя, стала ему прекословить, и такъ дерзко, что онъ ей отвѣтилъ письмомъ, приблизительно такъ: ты меня не учи, а почаще вспоминай о послѣднемъ днѣ.

О какомъ «послѣднемъ днѣ» говорилъ Святитель? Святая Церковь объ этомъ же днѣ говоритъ намъ въ сегодняшнемъ евангельскомъ чтеніи. Это чтеніе — повѣствованіе о томъ, какъ Спаситель повѣдалъ своимъ ученикамъ о Страшномъ судѣ — о томъ, какъ совершится во время, вѣдомое только одному Богу, этотъ Страшный судъ, помнить о которомъ призывалъ Василій Великій грѣшную женщину, и о которомъ, къ сожалѣнію, слишкомъ мало думаютъ современные христіане. А вѣдь это — единственное, въ чемъ можно быть увѣреннымъ вполнѣ. Много бываетъ у человѣка плановъ, замысловъ, предпріятій, но вѣдь сплошь и рядомъ бываетъ такъ, что въ самомъ разгарѣ этихъ предпріятій смерть своей косой подсѣкаетъ его и «въ тотъ день погибнутъ вся помышленія его», какъ говоритъ Святая Церковь. А вотъ, что Страшный судъ будетъ и никто отъ него никуда не уйдетъ, это несомнѣнный фактъ. Но странно, съ какимъ безразличіемъ къ этому относятся люди, даже казалось бы, вѣрующіе христіане. Изрѣдка быть можетъ и вспомнятъ, потомъ иногда даже отмахнутся отъ этой печальной, непріятной для нихъ думы и займутся обычными дѣлами. А вѣдь даже и школьникъ, знаетъ, что ему предстоитъ трудный экзаменъ, котораго ему никакъ не избѣгнуть, объ этомъ не забудетъ и старается приготовиться такъ, чтобы на этомъ экзаменѣ не провалиться. Но въ школьныхъ экзаменахъ бываетъ и такъ, что провалившемуся школьнику даютъ льготу, милость, т. наз. «переэкзаменовку», а намъ слѣдуетъ помнить, что кто «провалится» на этомъ страшномъ послѣднемъ экзаменѣ, тотъ никакой переэкзаменовки не получитъ никогда.

Величественную картину раскрываетъ предъ нами Тотъ, Кто будетъ судить. Напередъ, заблаговременно говоритъ Онъ намъ объ этомъ судѣ; заранѣе указываетъ на то, что будетъ основой этого суда. Онъ говоритъ: когда Царь Небесный сядетъ на престолѣ славы Своей, предъ Нимъ соберутся всѣ народы и Онъ отдѣлитъ овецъ отъ козловъ — послушныхъ, кроткихъ овецъ отъ непослушныхъ, упрямыхъ и бодливыхъ козловъ и тогда послѣдній судъ и приговоръ.

Какимъ свѣтлымъ, какимъ радостнымъ будетъ тотъ моментъ, когда Господь Спаситель обратится къ могучему свѣтоносному сонму вѣрныхъ Своихъ и скажетъ: «пріидите благословенные Отца Моего, наслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ созданія міра» (Матѳ. 26, 34). Радостный, свѣтлый торжественный моментъ! Господь Спаситель, пришедшій спасти родъ человѣческій, совершившій страшный подвигъ, пролившій Свою святѣйшую и безцѣнную кровь, увидитъ передъ Собой великій неисчислимый свѣтоносный сонмъ, и возрадуется Его святѣйшая душа тому, что не напрасно Онъ пришелъ на землю, не напрасно перенесъ страшныя страданія, не напрасно пролилась Его святая кровь, потому что весь этотъ сонмъ, всѣ эти вѣрные Его рабы, если бы Онъ не совершилъ Своего подвига спасенія, были бы добычей геенны огненной. Но Онъ своимъ подвигомъ спасъ ихъ и теперь съ радостью зоветъ ихъ въ то царство, которое Его Небесный Отецъ приготовилъ еще до созданія міра, и указываетъ намъ на основу Своего суда — законъ любви. По любви Онъ пришелъ, по любви Онъ пострадалъ; Апостолъ любви, Его любимый ученикъ прямо сказалъ, что «Богъ есть любовь» (1 Іоан. 4, 8). И вотъ теперь передъ Нимъ предстоитъ сонмъ тѣхъ, которые приняли и исполнили Его законъ любви. Онъ перечисляетъ всѣ виды благотворенія, которыя они по этому закону любви оказали: «взалкался Я, вы дали мнѣ ѣсть, жаждалъ, — вы Меня напоили; былъ путникомъ — вы Меня приняли, нагъ былъ — вы Меня одѣли, боленъ и въ темницѣ и вы Меня посѣтили, любовію своею... но несмотря на то, что всѣ эти праведники знаютъ святыя евангельскія обѣтованія, слишкомъ великъ будетъ контрастъ между тѣмъ, что они дѣлали на землѣ, и передъ величіемъ этого Небеснаго Царя, ярче солнца сіяющаго во славѣ и силѣ Своей! И съ ихъ устъ услышится смиренный отвѣтъ: Господи! когда мы ТЕБЯ видѣли жаждущимъ, алчущимъ, нагимъ, путешествующимъ, больнымъ, въ темницѣ...? Но неложно Его вѣчное слово и Онъ отвѣчаетъ: «Аминь — истинно говорю вамъ, то, чтó вы сдѣлали одному изъ братій Моихъ меньшихъ», (къ которымъ Онъ въ любви Своей, приравниваетъ Себя), что вы имъ сдѣлали, тó сдѣлали Мнѣ самому».

Свѣтлое торжество! Какой радостный моментъ! Но увы, всякая медаль имѣетъ свою оборотную сторону. И обращается Царь Славы къ тѣмъ, кто стоятъ налѣво отъ Него, и говоритъ страшныя слова, которыхъ никогда не говорилъ никому, когда былъ въ первый разъ на землѣ: «отойдите отъ Меня ПРОКЛЯТЫЕ въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его». (Матѳ. 26 ,41).

За что же Онъ такъ ихъ именуетъ? За что изгоняетъ отъ пресвѣтлаго лица Своего? Какой это ужасъ! Іоаннъ Златоустъ когда-то говорилъ, въ проповѣди о страшномъ судѣ, что лучше подвергнуться безчисленнымъ ударамъ молніи, лучше испытать тысячу огненныхъ гееннъ, чѣмъ увидѣть, что Господь отъ тебя отворачивается, и Его свѣтлыя кроткія очи не могутъ взирать на тебя. Какой это будетъ ужасъ! Какъ страшно это отверженіе! А за что? Почему? Потому что они отвергли тотъ законъ любви, который праведники восприняли и исполнили. И Онъ перечисляетъ тѣ случаи, когда они могли Ему помочь въ лицѣ ближнихъ своихъ, въ лицѣ Его меньшихъ братій, и — не помогли. Они попытаются тутъ, передъ лицемъ страшной для нихъ вѣчности, въ послѣдній разъ оправдаться, какъ они привыкли оправдываться на землѣ, а не смиренно себя осуждать: Господи, когда мы Тебя видѣли больнымъ, или страждущимъ, голоднымъ и т. д.? Если бы мы Тебя видѣли Мы бы Тебѣ помогли, мы только этимъ тунеядцамъ, нищимъ лѣнтяямъ не помогали, а Тебѣ бы помогли. Но не пріемлетъ этого оправданія грозный Судія и отвѣчаетъ: аминь, говорю вамъ, то что вы не сдѣлали одному изъ братій Моихъ меньшихъ, то не сдѣлали Мнѣ.

Но помните: насколько отрадно и радостно будетъ для Самого Господа, вѣчнаго Судіи, то что Онъ скажетъ праведникамъ, настолько скорбно будетъ Ему изрѣчь свой праведный судъ на тѣхъ кто осуждается отъ Него. Съ какой скорбью будетъ Онъ на это смотрѣть! Все сдѣлалъ для нихъ: пришелъ на землю, чтобы ихъ спасти, пострадалъ, кровь пролилъ, призывалъ ихъ къ Себѣ, говорилъ имъ: «пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные и Я упокою васъ» (Матѳ. 11, 28). Нѣтъ! не приняли заботы и любви Его, отвергли Его, жили себялюбивыми эгоистами, утопали въ страстяхъ и вотъ ихъ страшный конецъ...

Почаще вспоминай объ этомъ, братъ христіанинъ. Вѣдь это то, чѣмъ окончится все. Откроется вѣчность, о которой мы забываемъ, и на порогѣ этой вѣчности и будетъ производиться тотъ страшный экзаменъ, о которомъ сегодня напоминаетъ Церковь. Кто изъ насъ не сознаетъ себя безотвѣтно виновнымъ предъ Богомъ? Такъ вспоминай же объ этомъ почаще и моли Господа, чтобы Онъ наставилъ тебя на правильный путь.

Какъ-то уже здѣсь мы приводили, кажется въ такой же день, слова великаго московскаго святителя митрополита Филарета о томъ, что Грозный Судія заранѣе открываетъ передъ тобою картину суда, чтобы ты смогъ заблаговременно, пока еще есть время, пока ты живешь, перебѣжать съ лѣвой стороны на правую. Тебѣ грозитъ лѣвая сторона, но Господь зоветъ тебя стать одесную Его. Воспользуйся же, этимъ пока ты живъ еще. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 87-91.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0