Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
«Покаянія отверзи ми двери».

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче.

Эти слова мы съ вами впервые услышали отъ Церкви въ этомъ богослужебномъ году. Невольно мысль возвращается назадъ; годъ тому назадъ мы съ вами молились этими же словами — и какъ много ушло уже изъ этой жизни тѣхъ, кто тогда вмѣстѣ съ нами молился.

Намъ Господь посылаетъ еще эту милость. Мы съ вами стоимъ предъ дверьми покаянія. Церковь намъ напоминаетъ этимъ пѣснопѣніемъ не только о томъ, что Великій Постъ приближается, но и о томъ, что безъ Божіей милости и безъ Божіей помощи мы какъ слѣдуетъ никогда не покаемся.

Представьте себѣ человѣка, который стоитъ передъ закрытыми дверями; ему необходимо туда войти, ибо снаружи ему грозитъ какая-то страшная опасность, а ключа у него нѣтъ и если ему никто не отворитъ этихъ дверей, то онъ погибнетъ. Грѣшникъ, безъ всякаго преувеличенія, именно въ такомъ положеніи и находится. Вѣдь, что такое покаяніе? И какъ долженъ каяться человѣкъ?

Когда-то о. Амвросій Оптинскій на вопросъ какой-то вѣрующей души, сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяніе, отвѣтилъ такъ: для истиннаго покаянія не нужны ни годы, ни мѣсяцы, ни недѣли, а мгновеніе! Мгновеніе поворота — рѣшительнаго поворота отъ грѣшной нерадивой, пустой, легкомысленной жизни къ жизни во Христѣ, къ жизни истинно христіанской.

Бѣда наша — въ томъ, что намъ все кажется, что мы не такъ ужъ и грѣшны. Что слова о покаяніи, объ исправленіи жизни относятся къ какимъ-то другимъ отчаяннымъ грѣшникамъ, а къ намъ это не такъ ужъ относится — мы себя особенно грѣшными не чувствуемъ. Многіе вѣдь, даже приходя на исповѣдь, начинаютъ ее заявленіемъ: «особенныхъ грѣховъ не имѣю...»

Полезно тутъ будетъ припомнить то, что, быть можетъ, извѣстно нѣкоторымъ изъ васъ. Существуетъ разсказъ о томъ, какъ къ одному старцу-подвижнику пришли двѣ женщины; у одной былъ тяжкій грѣхъ, она, кажется, отравила своего мужа и съумѣла это скрыть, но совѣсть ее мучила постоянно, а у другой не было такого тяжкаго грѣха.

И вотъ, когда они пришли къ старцу, то старецъ этотъ сказалъ каждой: «Пойди на мой огородъ и принеси оттуда камни». Той, у которой былъ тяжкій грѣхъ на душѣ, онъ сказалъ: «Ты возьми самый большой камень, какой только можешь поднять и принеси ко мнѣ». А другой сказалъ: «Вотъ тебѣ мѣшокъ. Набери мелкихъ камней и принеси сюда». Когда они обѣ это исполнили, то старецъ поблагодарилъ ихъ за послушаніе и сказалъ: «А теперь отнесите это обратно. Ты, грѣшница, отнеси и положи свой большой камень туда, откуда взяла, а ты, праведница, у которой нѣту большихъ грѣховъ, всѣ эти камешки положи каждый на свое мѣсто. Первая сдѣлала это безъ труда, а другая растерялась и вернулась фактически съ полнымъ мѣшкомъ, потому что она, конечно, не могла вспомнить, какой камень откуда взятъ, а обманывать старца не хотѣла; такъ съ полнымъ мѣшкомъ и вернулась.

Вотъ тогда старецъ ей и говоритъ «Смотри, у этой женщины тяжкій грѣхъ, но она постоянно о немъ помнитъ и все время его оплакиваетъ, а покаянныя слезы омоютъ любой грѣхъ. А ты не можешь оплакать свои грѣхи, потомучто ты даже и не помнишь этихъ, такъ наз. повседневныхъ грѣховъ; а вѣдь тяжесть твоего мѣшка — такая же, какъ и этого большого камня.

Такъ вотъ и нужно намъ помнить, что всѣ мелкіе грѣхи, которые изъ нашей памяти ускользаютъ, которые сливаются въ одно неопредѣленное сознаніе грѣховности («конечно, мы грѣшные, но можетъ быть и не такъ ужъ сильно»), всѣ эти грѣхи для души нашей являются страшною тяжестью и погубятъ ее, если мы свою душу не освободимъ отъ нихъ въ этой жизни, ибо послѣ смерти покаянія нѣту.

Когда человѣкъ это пойметъ, почувствуетъ тяжесть грѣховъ своихъ, то тогда онъ устремится отъ жизни грѣховной къ доброй христіанской жизни, если только онъ рѣшится на тотъ поворотъ, для котораго, какъ говорилъ великій старецъ, нуженъ только моментъ, чтобы рѣшиться и повернуться.

Вотъ скоро будетъ читаться Евангеліе о блудномъ сынѣ, который осознавъ неправильность своего поведенія и ужасъ своего состоянія, не остался тамъ, гдѣ онъ былъ, а сказалъ: «Встану и пойду къ отцу своему». И это не осталось у него только на словахъ, а онъ сразу всталъ и пошелъ. А какъ его принялъ отецъ — мы знаемъ, да и услышимъ скоро въ святомъ Евангеліи.

Итакъ — напоминая намъ о покаяніи Церковь напоминаетъ и о томъ, что безъ милости и помощи Божіей мы не можемъ покаяться какъ слѣдуетъ, т. к. не видимъ какъ должно своихъ грѣховъ и не чувствуемъ ихъ тяжести.

Потому-то мы и молимся, чтобы Господь просвѣтилъ наши очи, и этимъ открылъ предъ нами двери покаянія, безъ котораго мы въ царствіе Божіе никогда не войдемъ. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 82-84.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0