Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.)
Бесѣда на слова псалма: «Поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой...» (Псал. 76, 4).

Мнѣ хочется сказать еще нѣсколько словъ вотъ по какому поводу. Если сейчасъ смотрѣть на то, какъ совершенно обезумѣвшій міръ все дальше и дальше отходитъ отъ евангельскихъ началъ и проваливается въ пропасть матеріализма, разврата, злобы и лжи. Если въ это все вглядываться и вдумываться, то можно, къ этому относиться двояко — два впечатлѣнія или настроенія можно вынести изъ такого наблюденія. И эти два разныхъ настроенія точно указаны въ одномъ изъ псалмовъ, который читался сегодня во время утрени на каѳисмахъ и въ которомъ сказано: Помянухъ Бога, и возвеселихся; поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой (Псал. 76, 4). По-русски «глумиться» значитъ насмѣхаться, надъ кѣмъ-нибудь, издѣваться. Но древній смыслъ этого слова, въ которомъ оно употребляется въ славянскомъ языкѣ, совсѣмъ другой. Глумиться — значитъ размышлять, испытывать, углубляться въ смыслъ того или другого. Поэтому поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой, это значитъ: я сталъ размышлять, и тогда духъ мой впалъ въ малодушіе. И дѣйствительно, глядя на все то, что совершается, человѣкъ, не имѣющій твердаго упованія на Божій промыслъ, можетъ впасть въ полное малодушіе и отчаяніе. Настолько часты всюду ложь и зло. Міръ изолгался совершенно. Люди врутъ своимъ ближнимъ, тѣ тоже врутъ; другъ другу не вѣрятъ, дѣлаютъ видъ, что вѣрятъ, и ложь прямо затопила міръ. Смотрите, напримѣръ, какъ много въ послѣдніе годы кричали: «О мирѣ всего міра». И главное, т. н. самая передовая страна всего міра, которая кричала и все кричитъ о томъ, что въ ней свобода совѣсти, а въ дѣйствительности тамъ свобода отъ совѣсти. Эта страна какъ разъ говоритъ, что она провозвѣстница мира, а вѣдь мы же съ вами знаемъ, что та изолгавшаяся, жестокая, коварная, богохульная и убійственная власть, которая никогда о мирѣ не думаетъ, она даже прикрывается этимъ для того, чтобы добиться своихъ цѣлей. И однако же говоритъ о мирѣ всего міра. Подписывали какія-то воззванія, собирали какія-то собранія, организовали какія-то комиссіи мира, и все это пропитано ложью отъ начала до конца. Въ Библіи говорится о подобнаго рода «миролюбивыхъ предпріятіяхъ»: Нечестивымъ нѣтъ мира, — говоритъ Господь, — и не будетъ. И все это вранье, вся эта ложь способна въ концѣ концовъ вызвать просто какую-то духовную тошноту. Настолько все омерзительно. И однако же объ всемъ этомъ говорится. А въ этой самой странѣ, въ Совѣтскомъ Союзѣ, тамъ и Церковь, заставили служить этимъ лживымъ цѣлямъ и она тоже примкнула къ этому движенію за миръ всего міра. Во-первыхъ, отсутствіе мира — это грѣхъ всего міра, если бы о мирѣ даже искренне говорили, все равно это есть несбыточная пустая мечта, утопія. При терперешнемъ настроеніи, когда различные части человѣчества другъ на друго скалятъ зубы какъ разъяренные псы, какой можетъ быть миръ? Какъ можно свалить въ одну кучу начала, которыя непримиримо враждуютъ между собою и другъ друга отрицаютъ. Навязывать Церкви такія цѣли — это значитъ навязывать ей не то, для чего она существуетъ. Церковь отнюдь не равнодушна къ міру, но она свое дѣло дѣлаетъ, когда она къ страшному престолу Господа Славы возноситъ свои моленія о мірѣ: «Миромъ Господу помолимся...», «О свышнемъ мирѣ...», «О мирѣ всего міра...». Сплошь и рядомъ мы объ этомъ мирѣ постоянно слышимъ въ молитвѣ. И эта истина — ея голосъ. А заставлять ее ввязываться въ эти лживыя мѣропріятія это значитъ навязывать ей чуждыя цѣли съ которыми она и согласиться не можетъ, потому что истинно церковный человѣкъ не можетъ не чувствовать, не видѣть того, какъ все это пропитано ложью. И вотъ это-то могло бы дѣйствительно въ малодушіе привести человѣка, и если онъ забываетъ объ этомъ объ одномъ, объ единомъ нужномъ на потребу, тогда дѣйствительно понятно, что онъ можетъ упасть духомъ и можетъ до отчаянія дойти. Это и значитъ «поглумляхся» — размышлялъ я, наблюдалъ, чтó происходитъ въ мірѣ и сталъ малодушествовать. Но помянувъ Бога, и «возвеселихся», потому что вѣрующая душа при одной только памяти о томъ, что существуетъ Тотъ, Кто правитъ міромъ сразу ободрится. Вѣрующій человѣкъ самъ себя предаетъ всецѣло въ любящую руку Господню. А о томъ, что совершается въ мірѣ онъ знаетъ. Господь по Своимъ премудрымъ цѣлямъ попускаетъ иногда злу разливаться въ мірѣ, но во-первыхъ до того предѣла, который ему полагается и за который оно не пойдетъ никакъ. А во-вторыхъ во временномъ порядкѣ. Это еще батюшка Іоаннъ Кронштадтскій, ободряя пастырей, которые унывали, отъ того, что зло какъ будто бы торжествуетъ, говорилъ: да, конечно, трудно для пастырскаго сердца видѣть какъ будто бы торжество этого зла. Но помните, что это только временно, и Господомъ попущено по Его премудрымъ, непостижимымъ для насъ цѣлямъ. Христіанинъ — онъ помнитъ всегда, что въ какихъ бы трудныхъ условіяхъ онъ ни находился, какъ бы не разбушевались волны житейскаго моря, — кто на Бога уповаетъ, тотъ возвеселится. Помню, какъ мой покойный родитель, Владыка Димитрій, любилъ говорить, что христіанинъ, который вдругъ начинаетъ унывать, т. е. теряетъ упованіе на Господа, онъ своего Господа этимъ обижаетъ. Господь обижается, когда перестаютъ на него уповать, потому что Онъ только того и ждетъ, чтобы человѣкъ къ Нему обратился, и сразу беретъ его подъ Свою крѣпкую и могучую руку. Недаромъ Его Единородный Сынъ сказалъ, что вѣрныхъ Его никто не исхититъ изъ руки Отца Его. И когда мы помнимъ, что Тотъ кто съ нами, больше, чѣмъ кто-либо въ мірѣ, тогда мы не впадемъ въ уныніе. Конечно, скорбно то, чтó происходитъ, какъ гибнутъ души человѣческія, особенно молодежи. Но все-таки въ уныніе христіанинъ не впадаетъ, ибо знаетъ, что это Богомъ попущено на какой-то срокъ, въ какихъ-то непостижимыхъ для насъ цѣляхъ. И вотъ когда онъ могъ бы впасть въ малодушіе, онъ воспоминаетъ Бога и возвеселяется, потому что вспомнить вѣрующему о Богѣ, это значитъ уже возвеселиться; ибо какъ не веселиться христіанину, когда онъ вспомнитъ — Кто его защищаетъ, подъ Чьею рукою, подъ Чьею крѣпкою защитой находится онъ. Вотъ это мнѣ захотѣлось вамъ сказать сегодня, когда читались эти стихи: Помянухъ Бога и возвеселихся; поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой.

Источникъ: «Поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой...» Бесѣда Митрополита Филарета († 1985 г.). // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Свято-Троицкій монастырь, 1994. — №18 (1519). — С. 4, 15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0