Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ (Тит. 2, 11-12).

Если память жизни и дѣяній Святыхъ естественно приводитъ къ размышленію о добродѣтеляхъ и совершенствахъ, которыми жизнь ихъ была ознаменована: то къ настоящему торжественному воспоминанію посвященія Богу Преблагословенныя и Пречистыя Дѣвы Маріи чтó можетъ быть ближе, какъ размышленіе о дѣвствѣ и цѣломудріи?

Ибо не Она ли положила твердое основаніе дѣвства? Не Она ли возвела оное до безмѣрной высоты?

Міръ ветхозавѣтный ревновалъ о чадородіи, а потому и о бракѣ, домогаясь родить Спасителя міра. Онъ такъ мало понималъ и чтилъ дѣвство, что дѣвство, навсегда чуждое брака, было для него предметомъ оплакиванія. Дщерь Іефѳаева, которая должна была умереть, не познавъ мужа, не только иде сама, и другини ея, и плакася дѣвства своего на горахъ, но и послѣ смерти ея отъ дней до дней исхождаху дщери Израилевы плакати о дщери Іефѳая Галаадитина четыре дни въ лѣтѣ (Суд. 11, 38. 40). Жизнь Іоанна Крестителя, и, еще прежде, жизнь Пророковъ Иліи и Елисея, — вотъ раннія указанія на достоинство дѣвства: но и сіи указанія въ свое время не поняты; потому что Евреи чаще видали Пророковъ, не чуждающихся жизни супружеской, какъ на примѣръ: Моисея, Самуила и другихъ. Были отъ начала міра человѣки Божіи: но первая Дѣва Божія есть Преблагословенная Марія. Въ непорочности младенческой бывъ посвящена Богу на всегдашнюю чистоту, Она сдѣлалась первымъ, навсегда непоколебимымъ, основаніемъ Ангельской на земли жизни.

И въ какой, больше нежели небесной, высотѣ, Она показала намъ достоинство дѣвства! Отъ Евы до Нея, женскій полъ, такъ какъ и мужескій, служилъ закону брака, въ чаяніи той награды, что рано или поздно произведетъ на свѣтъ благословенное Сѣмя, Которое сотретъ главу адскаго змія (Быт. 3, 17), и о Которомъ благословятся вси языцы земніи (Быт. 22, 18): но сія награда не браку была предназначена. Бракъ могъ раждать только человѣковъ. Одно дѣвство достойно было родить Богочеловѣка.

Но прежде нежели скажу что нибудь о дѣвствѣ собственно для васъ, которые меня слушаете, опасаюсь помысла, который, можетъ быть, захочетъ отражать отъ вашего сердца слово о дѣвствѣ — «Дѣвство Пресвятыя Богородицы, избранное быть пріятелищемъ воплощенія Сына Божія, есть единственное въ родѣ человѣческомъ, которое какъ предъ собою не имѣло примѣровъ, такъ и по себѣ не будетъ имѣть подражателей». — То правда, что не будетъ другаго воплощенія Бога Слова, ни другой Матери Божіей: однако, братія, изъ сего не должно заключать, будто дѣвство Преблагословенныя Маріи не представляетъ намъ никакого примѣра для подражанія, не подаетъ никакого ученія для жизни.

Если Дѣва Марія удостоена высочайшаго избранія Божія: то разсуждайте, почему сіе сдѣлано? Скажете: по особенной благодати Божіей? — Не спорю. Но разсуждайте далѣе: благодать Божія можетъ ли быть въ противорѣчіи съ правдою Божіею? — Нѣтъ, безъ сомнѣнія. Если въ человѣкѣ несогласіе съ самимъ собою есть нелѣпость: кольми паче въ Богѣ, существѣ всесовершенномъ, должно быть совершенное согласіе свойствъ и дѣйствій, сродное чистѣйшему единству. Итакъ, если Дѣва Марія удостоена высочайшаго избранія по благодати Божіей; то равномѣрно и по правдѣ Божіей. Превыше всѣхъ вознесена Она избраніемъ; потому что превыше всѣхъ явилась достойною избранія, по своимъ душевнымъ качествамъ и расположеніямъ, и, между прочимъ, по чистѣйшему дѣвству, которымъ Она, какъ солнце, взошла, очевидно превыше всего древняго, вѣрно же и превыше всего грядущаго міра. Отсюда надлежитъ заключить, что если Преблагословенная Марія чистѣйшимъ дѣвствомъ достигла высочайшаго и безмѣрнаго избранія Божія: то, хотя и не возможно равное сему избраніе, однако подражающій, по возможности, Ея дѣвству, по правдѣ Божіей, можетъ, подобно Ей, уповать особенной благодати Божіей, особеннаго избранія, особеннаго приближенія къ Богу. Если Ее одну дѣвство содѣлало честнѣйшею Херувимъ, и славнѣйшею безъ сравненія Серафимъ: то Ея подражателей по крайней мѣрѣ оно можетъ содѣлать равными Ангеламъ. Если Ее одну дѣвство содѣлало осѣненною скиніею Духа Святаго, Матерію Сына Божія: то можетъ оно тѣмъ не менѣе и другія души содѣлать дщерями Божіими, ближними Царя небеснаго, невѣстами Хрістовыми. Сіе именно возвѣщаетъ намъ тайнознаменательный псаломъ: приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея (Псал. 44, 15).

Если умозаключенія кажутся вамъ не довольно надежны; а рѣчи Пророковъ и гаданія не довольно ясны: то хотите ли отъ Самого Господа узнать о равноангельномъ достоинствѣ дѣвства? Слышите собственное слово Его: въ воскресеніе ни женятся, ни посягаютъ, но яко Ангели Божіи на небеси суть (Матѳ. 22, 30); или, какъ пересказываетъ другой Евангелистъ, равни суть Ангеломъ (Лук. 20, 36). Состояніе, въ которомъ ни женятся, ни посягаютъ, слѣдственно, всегдашнее дѣвство, Господь называетъ состояніемъ равноангельнымъ.

Хотите ли узнать изъ слова Божественнаго, что дѣвство не только для многихъ возможно къ соблюденію, но и для всѣхъ вожделѣнно? — Слышите слово Апостола Павла къ Коринѳянамъ: хощу, да вси человѣцы будутъ, якоже азъ (1 Кор. 7, 7). Чтó значитъ: якоже азъ? — Сіе изъясняетъ онъ далѣе въ томъ же Посланіи: еда не имамы власти сестру жену водити? Но не сотворихомъ по области сей, но вся терпимъ, да не прекращеніе кое дамы благовѣствованію Хрістову (1 Кор. 9, 5. 12). То есть, онъ лишилъ себя помощи и утѣшеній брачнаго состоянія, чтобы тѣмъ безпрепятственнѣе заниматься проповѣданіемъ Евангелія. Слѣдственно и всѣмъ Апостолъ желалъ бы того, чтобы посвятили себя на служеніе Богу и благочестію въ дѣвствѣ.

Хотите ли видѣть высокій жребій, уготованный дѣвству отъ Бога? — Смотрите очами тайновидца Іоанна: и видѣхъ, и се Агнецъ стояше на горѣ Сіонстѣй, и съ нимъ сто и четыредесять и четыре тысящи, имуще имя Отца Его, написано на челѣхъ своихъ. Онъ слышалъ ихъ поющихъ пѣснь нову предъ престоломъ Божіимъ, и никтоже можаше навыкнути пѣсни, токмо сіи. Кто жъ это? — спросите вы. — Онъ отвѣтствуетъ: сіи суть, иже съ женами не осквернишася: зане дѣвственницы суть: сіи послѣдуютъ Агнцу, аможе аще пойдетъ; сіи суть куплени отъ людей, первенцы Богу и Агнцу (Апок. 14, 1-4).

Видите превосходное достоинство дѣвства. Полюбопытствуйте знать, чтó такое дѣвство, и какъ сія добродѣтель совершается.

Каждый, по собственному опыту, знаетъ дѣвство, какъ естественное состояніе, предшествующее браку, не испытавшее таинъ брака, не пробужденное къ познанію ихъ. Но это есть только несовершенный начатокъ того, о чемъ теперь бесѣдуемъ. Это еще только трава лиліи, а не цвѣтъ; только лѣторасль яблони, а не яблоко благовонное. Дѣвство младенчества, по тому самому, что есть просто естественное состояніе, не есть дѣло свободы, ни плодъ подвига, слѣдственно не есть еще добродѣтель. Прилично называется оно невинностію, потому что въ немъ нѣтъ вины, противоположной дѣвству; но и все тутъ: а еще нѣтъ въ немъ превосходнаго достоинства, принадлежащаго дѣвству совершенному.

Дѣвство, какъ подвигъ, какъ добродѣтель, какъ цвѣтъ чистоты, какъ плодъ цѣломудрія, какъ путь совершенства, является тогда, когда человѣкъ, въ возрастѣ, по обыкновенному ходу тѣлесной природы, болѣе или менѣе располагающему къ супружеству, не предаваясь влеченію природы, не увлекаясь обычаемъ, примѣрами, пріятностями и нуждами общежитія, рѣшается не пріобщаться браку, а соблюсти дѣвство навсегда.

Но какъ и подвизающійся не будетъ увѣнчанъ, если незаконно будетъ подвизаться (2 Тим. 2, 5): то рѣшающійся на подвигъ дѣвства долженъ знать, всегда помнить и соблюдать главный законъ сего подвига, состоящій въ томъ, чтобы подвигъ дѣвства предпринимаемъ и проходимъ былъ для Бога. Царствія ради небеснаго, говоритъ Самъ Верховный Законоположникъ дѣвства Іисусъ Хрістосъ (Матѳ. 19, 12); и Апостолъ: — не оженивыйся печется о Господнихъ, како угодити Господеви. — Не посягшая печется о Господнихъ, како угодити Господеви, да будетъ свята и тѣломъ и духомъ (1 Кор. 7, 32. 34). Угожденіе Богу, и для сего освященіе духа и тѣла есть цѣль подвизающихся въ дѣвствѣ. Кто бѣжитъ на поприщѣ дѣвственной жизни не къ сей цѣли: тотъ не къ вѣнцу бѣжитъ. Для того дѣвственникъ и устраняетя отъ супружества, чтобы особенная склонность къ существу земному не задерживала, или не кривила его стремленія къ Богу. По сему стремленію всею силою ума и любви къ Господу, и по направленію всей дѣятельности къ благоугожденію Ему, дѣвствующая душа и называется невѣстою Небеснаго Жениха.

Изъ сего главнаго закона дѣвства не трудно уразумѣть, что тѣлесное удаленіе отъ всего принадлежащаго браку, не есть совершенное дѣвство, а только низшій степень онаго: ибо стремленіе и приближеніе къ Богу, какъ Существу духовному, можетъ и должно совершаться собственно въ духѣ; дѣвство же тѣла отъемлетъ только препятствія стремленію духовному, и пресѣкаетъ стремленія противоположныя. Отсюда происходятъ разныя подробныя правила дѣвства.

Господь сказалъ: всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже людобѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Посему, какъ есть любодѣяніе сердца: такъ должна быть и противоположная сему пороку добродѣтель — дѣвство сердца. Подвизающійся въ сей добродѣтели долженъ сохранять сердце свое чистымъ отъ всякаго плотскаго вожделѣнія, отъ всякихъ помысловъ, противныхъ цѣломудрію; невольныя прираженія нечистыхъ помысловъ безъ укоснѣнія отражать, для сего бдѣть осторожно надъ движеніями своихъ помышленій и желаній, занимать и ограждать умъ и сердце свое, то упражненіемъ въ Словѣ Божіемъ, то внимательною, внутреннею молитвою.

Какъ Господь показалъ, что любодѣянію сердца бываетъ служителемъ око: то въ противоположность сему и око надлежитъ обучать, чтобы оно служило дѣвству, то есть, отвращать взоры отъ всякаго соблазнительнаго предмета, а на представляющіеся неизбѣжно взирать безъ страсти, безъ помысла, видя не видѣть, и, какъ можно скорѣе, пресѣкать опасное видѣніе. И сіе-то есть, умерщвлять чувство зрѣнія, по завѣщанію Господнему: аще око твое десное соблазняетъ тя, изми é, и верзи отъ себе (Матѳ. 5, 29). Отсюда покрывало на очахъ, пустынножительство, затворничество.

Но если для охраненія дѣвства отъ соблазна и нечистоты нужно умерщвлять чувство зрѣнія: то, по сравненію, можно понять и убѣдиться, что подобнымъ образомъ нужно умерщвлять и прочія чувства, какъ то: слухъ — отъ слышанія нескромныхъ и соблазнительныхъ рѣчей, вкусъ, обоняніе, осязаніе — отъ соотвѣтствующихъ имъ ощущеній, наклоняющихъ къ нѣгѣ и роскоши. Отсюда упражненіе въ молчаніи, постъ, сухояденіе, простота и суровость въ одеждѣ, одрѣ, жилищѣ, порабощеніе и умерщвленіе тѣла трудомъ, молитвенными бдѣніями, колѣнопреклоненіями.

Чтобы сократить изображеніе дѣвства въ одну черту, привожу прекрасное и многознаменательное изреченіе святаго Златоуста: корень и плодъ дѣвства есть жизнь распятая (О дѣвст. гл. 79).

Но не много ли уже бесѣдую я о предметѣ, о которомъ многіе изъ слышащихъ могутъ думать, что сіе не до нихъ касается? Въ самомъ дѣлѣ, Господь Самъ предварилъ насъ, что не всѣ способны дѣвствовать: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имже дано есть (Матѳ. 19, 11). Онъ Самъ призывалъ къ подвигу дѣвства не всѣхъ, но только тѣхъ, которые способны, которымъ дано сіе дарованіе: могій вмѣстити, да вмѣститъ (Матѳ. 19, 12). И поелику дѣвство не для всѣхъ; то вы можете даже спросить: для чего ко всѣмъ объ ономъ бесѣдуемъ? — Пріемлю сей вопросъ. Онъ приведетъ меня къ цѣли и къ концу моего слова.

Ко всѣмъ говоримъ о дѣвствѣ: потому что между всѣми находятся тѣ, имже дано есть сіе; и слово ищетъ между всѣми тѣхъ, которыхъ Богъ призываетъ слышать и творить оное, и которыхъ человѣкъ часто не знаетъ.

Ко всѣмъ говоримъ о дѣвствѣ: чтобъ и брачные знали, что есть состояніе выше брака; чтобы смиренно мыслили о бракѣ; и чтобы, уважая дѣвство, хотя въ другихъ, и смиренно мысля о бракѣ, пріобрѣтали браку благословеніе, близкое къ благословенію дѣвства.

Ко всѣмъ говоримъ о истинномъ дѣвствѣ: чтобы, зная оное, остерегались ложныхъ путей буіихъ дѣвъ, которыя, съ невозженными свѣтильниками ума, безъ сердечнаго елея, скитаются вдали отъ чертога, и, вмѣсто небесной любви къ небесному Жениху, питаютъ въ себѣ только вражду противъ благословеннаго брака. Ибо еще съ Апостольскихъ временъ духъ явственнѣ глаголетъ, яко въ послѣдняя времена, отступятъ нѣцыи отъ вѣры, внимающе духовомъ лестчимъ и ученіемъ бѣсовскимъ, въ лицемѣріи лжесловесникъ, сожженныхъ своею совѣстію, возбраняюще женитися (1 Тим. 4, 1-3).

Наконецъ, ко всѣмъ говоримъ о дѣвствѣ: чтобы и брачные и безбрачные, отъ высокой красоты дѣвства, отъ средняго благообразія честнаго и непорочнаго брака, осторожнымъ и заботливымъ окомъ различали неблагообразіе того состоянія, которое ни златаго таланта дѣвства, ни сребрянаго таланта брака не воздѣлываетъ вѣрно по волѣ Господа всѣхъ талантовъ и даровъ. Дѣвство и бракъ не для всѣхъ: но цѣломудріе для всѣхъ. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно, праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ. — Чтó значитъ цѣломудренно? — Или въ чистотѣ дѣвства, или въ честности брака, въ томъ и другомъ случаѣ, съ отверженіемъ мірскихъ похотей, и въ особенности плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Петр. 2, 11). Только такъ живущіе въ нынѣшнемъ вѣкѣ, могутъ ожидать блаженнаго упованія въ будущемъ (Тит. 2, 13). Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Сѵнодальнаго Члена Филарета, Митрополита Московскаго. Изданіе второе, дополненное. Часть первая. — М.: Въ Типографіи Готье и Монигетти, 1848. — С. 144-147.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0