Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1858 годъ.

CDXXXIII.
344. Бесѣда въ день восшествія на Всероссійскій Престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича.

(Говорена въ Чудовомъ монастырѣ февраля 19-го; напечатана въ Твор. Св. Отц. 1858 г. и въ собр. 1861 г.)

Не своихъ си кійждо, но и дружнихъ кійждо смотряйте (Флп. 2, 4).

Торжественно и благодарственно предъ Богомъ воспоминая нынѣ, что въ сей день Богъ вознесъ избраннаго отъ людей своихъ (Псал. 88, 20), Благочестивѣйшаго Императора нашего Александра Николаевича, исполняемъ, благовѣрные Россіяне, праведный и прекрасный долгъ. Царь, по священному закону наслѣдія, мирно восходящій на престолъ, и мирно простирающій благотворную власть надъ царствомъ, какъ свѣтъ утра надъ землею, есть высокій даръ Божественнаго Провидѣнія народу, и благонадежный залогъ его благоденствія.

Къ благоговѣйному воспоминанію воцаренія, послѣдовательно будетъ присоединить внимательное воспоминаніе, что вмѣстѣ съ онымъ дали мы предъ Богомъ обѣтъ вѣрности Благочестивѣйшему Самодержцу нашему. Обѣтъ сей твердъ царственнымъ закономъ, твердъ именемъ Божіимъ, твердъ у каждаго изъ насъ сердечнымъ къ Царю расположеніемъ, такъ что, если бы на кого между нами нало нареканіе въ нарушеніи сего обѣта, сіе болѣзненно поразило бы не только его, но и всѣхъ. Но чѣмъ болѣе всѣ мы дорожимъ вѣрностію къ Царю: тѣмъ болѣе каждый изъ насъ долженъ быть внимателенъ, чтобы имѣть сіе качество въ полной силѣ и въ совершенной чистотѣ.

Царь, по истинному о Немъ понятію, есть глава и душа царства. Не возразите мнѣ, что душею государства долженъ быть законъ.   З а к о н ъ   н е о б х о д и м ъ,   д о с т о ч т и м ъ,   б л а г о т в о р е н ъ;   но [1] законъ въ хартіяхъ и книгахъ есть мертвая буква: ибо сколько разъ видѣно было въ царствахъ, что законъ въ книгѣ осуждаетъ и наказываетъ преступленіе, а между тѣмъ преступленіе совершается и остается ненаказаннымъ; законъ въ книгѣ благоустрояетъ общественныя званія и дѣла ихъ, а между тѣмъ онѣ разстроиваются! Законъ, мертвый въ книгѣ, оживаетъ въ дѣйствователяхъ: а верховный государственный дѣйствователь, и возбудитель и одушевитель подчиненныхъ но закону дѣйствователей, есть Царь. Итакъ, Царь, по истинному о Немъ понятію, долженъ быть душею царства.

Какъ душа и тѣло суть едино; такъ Царь не отдѣляетъ Себя отъ царства Своего: а потому и вѣрности требуетъ Себѣ отъ насъ, не только какъ лицу отдѣльному, но и какъ живущему общею жизнію съ царствомъ; требуетъ вѣрности не только для Себя, но и для блага царства. Изъ сего слѣдуетъ, что вполнѣ вѣренъ Царю тотъ, кто, смотря по своему положенію въ царствѣ, такъ располагаетъ своею дѣятельностію, чтобы она всевозможно соотвѣтствовала законной волѣ Царя и Его попеченію о благѣ общемъ и частномъ. Чистоту вѣрности опредѣлитъ внимательному его совѣсть, если внутренно будетъ ему свидѣтельствовать, что онъ требуемыя вѣрностію дѣла творитъ по чувству долга и по любви къ Царю и отечеству, а не по своимъ личнымъ видамъ, и не покрываетъ благовидными дѣлами, какъ личиною, побужденія незаконныя и порочныя.

Чтобы сіи мысли о вѣрности съ успѣхомъ вводимы были въ жизнь общественную и частную, и обращаемы въ соотвѣтственныя дѣла, для сего нѣтъ ничего лучше, какъ то, чтобы вѣрные сыны царства земнаго послѣдовали руководству, какое въ словѣ Божіемъ дано вѣрнымъ сынамъ уготовляемаго и чаемаго царствія небеснаго: да тожде мудрствуете вси, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвенію или тщеславію, но смиренномудріемъ другъ друга честію больша себе творяще; не своихъ си кійждо, но и дружнихъ кійждо смотряйте (Флп. 2, 2-4).

Въ великомъ обществѣ, при множествѣ и разнообразіи предметовъ и дѣлъ, о которыхъ нужно мудрствовать, — разсуждать, составлять законы, правила, опредѣленія, и приводить ихъ въ дѣйствіе, неизбѣжно большее или меньшее разномысліе. Но если разномысліе усилится: то не укрощаемая борьба мнѣній можетъ послужить не къ созиданію блага общественнаго, а къ разрушенію. Итакъ, желающіе быть вѣрными благу общественному, старайтесь, сколько можно, да тожде мудрствуете вси, да будете единомудренни.

Но какъ достигнуть единомыслія, когда во множествѣ людей, при разности свойствъ, образованія, направленія, неизбѣжны разныя воззрѣнія на предметы и различія мнѣній? — Для сего старайтесь быть единодушни.   П о с т а в ь т е   о б щ е с т в е н н о е   б л а г о [2] средоточіемъ вашихъ стремленій. Соединитесь въ желаніи общаго блага. Добрая воля человѣка имѣетъ великую и благотворную силу надъ его собственнымъ умомъ; и умы другахъ удобно преклоняетъ къ себѣ добродушіе. Когда страсти не раздѣляютъ сердецъ: истина безпрепятственно входитъ и соединяетъ умы.

Есть препятствія и единодушію общественному. Люди имѣютъ много частныхъ желаній и личныхъ видовъ, которые ихъ раздѣляютъ, или производятъ, вмѣсто соединенія, столкновеніе. Противъ сего апостольское слово даетъ слѣдующее наставленіе: не своихъ си кійждо, но и дружнихъ кійждо смотряйте.

По закону общества позволительно искать своихъ си, — своихъ потребностей, своей безопасности, своего спокойствія, даже своей выгоды и своего преимущества: но при неограниченности человѣческихъ желаній, если не поставить предѣла исканію своихъ си, то общественное благо будетъ растерзано; и даже основаніе общества потрясено будетъ поелику основаніе общества состоитъ въ томъ, чтобы пожертвовать   б о л ь ш е ю   и л и   м е н ь ш е ю   д о л е ю   н е б о л ь ш и х ъ [3] силъ и средствъ личныхъ   и   ч а с т н ы х ъ [4] и за то воспользоваться великими силами и средствами общественными. И поелику выгоды и преимущества нѣкоторыхъ членовъ или части общества нерѣдко отражаются на другихъ ограниченіемъ ихъ выгодъ и преимуществъ: то чѣмъ неумѣреннѣе одни будутъ искать своихъ выгодъ и преимуществъ, тѣмъ болѣе будутъ располагать другихъ къ недовольству и противодѣйствію, отъ чего можетъ возникнуть въ обществѣ внутренняя вредная борьба. Будьте же предусмотрительны; предохраните себя и другихъ отъ непріятностей и затрудненій; ограничьте ваше исканіе своихъ си; и, что еще лучше, сверхъ сего и дружнихъ кійждо смотряйте; старайтесь, сколько можно, чтобы ваше довольство не только не препятствовало довольству другихъ, но и благопріятствовало ему.

Имѣющій власть, не ищи только своихъ си, — не люби властвованія произвольнаго, не управляемаго закономъ, справедливостію и благостію; смотряй и дружнихъ, — умѣряй твою власть, поколику сіе совмѣстно съ соблюденіемъ порядка, и не стѣсняй свободы подвластныхъ, поколику она полезна и   н е з л о у п о т р е б л я е м а [5]: тѣмъ болѣе чтима будетъ власть, тѣмъ вѣрнѣе будетъ повиновеніе.

Но и ты [6], находящійся подъ властію, не ищи только своихъ си, —  н е   д о м о г а й с я   с в о е к о р ы с т н о   и   с в о е н р а в н о [7] уменьшенія твоихъ обязанностей предъ властію и разширенія твоей свободы; смотряй и дружнихъ, — помышляй, что имѣющій надъ тобою власть, имѣетъ ее для   у с т р о е н і я   и   о х р а н е н і я [8] твоего блага; и дай ему для сего средства въ твоемъ добровольномъ повиновеніи и   в ъ   н е у к л о н н о м ъ [9] исполненіи твоихъ обязанностей. Тѣмъ болѣе ты будешь любезенъ власти; тѣмъ болѣе ты доставишь удобства ея попеченію о облегченіи твоихъ трудностей, и объ улучшеніи твоего положенія.

Обладающій богатствомъ, не ищи только своихъ си, — умноженія богатства: смотряй и дружнихъ, — не упускай случаевъ оказать помощь нуждающимся; не избирай для умноженія твоихъ стяжаній такихъ средствъ, которыя стѣсняютъ или истощаютъ другихъ.

И ты, смиренный земли, какимъ нибудь для другихъ трудомъ снискивающій себѣ насущный хлѣбъ, — и ты не своихъ си только, но и дружнихъ смотряй; не о томъ только помышляй, чтобы вѣрно имѣть хлѣбъ и плату за трудъ; но такъ же вѣрно, безъ небреженія, опущенія, подлога, обмана, дѣлай данное тебѣ дѣло въ пользу другихъ, какъ вѣрно   и   б е з ъ   у щ е р б а [10] желаешь получить твое воздаяніе.

Такъ во всякомъ званіи и состояніи,   в о з б у ж д а я   и   н а п р а в л я я [11] нашу дѣятельность, не самолюбіемъ и своекорыстіемъ, а доброжелательствомъ и любовію къ ближнимъ вообще и въ частности, мы можемъ, каждый въ свою мѣру, содѣйствовать благу и благоустройству общественному, и явиться истинно вѣрными не только предъ Царемъ и отечествомъ, но и предъ Богомъ, Который вѣрному въ малѣ воздастъ многимъ во царствіи Своемъ (Лук. 16, 10). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ рукописи автора сіи слова вписаны послѣ.
[2] Въ рукоп. автора прежде стояло: «желаніе общественнаго блага».
[3] Въ рукоп. автора прежде было: «частію малыхъ».
[4] Въ рукоп. автора это вставлено послѣ.
[5] Въ рукоп. автора вмѣсто сего прежде стояло: «безвредна».
[6] Въ рукописи автора сихъ словъ прежде не было.
[7] Въ рукописи автора сихъ словъ прежде не было.
[8] Въ рукописи автора сихъ словъ прежде не было.
[9] Въ рукописи автора сихъ словъ прежде не было.
[10] Въ рукоп. автора эти слова вписаны послѣ.
[11] Въ рукоп. автора прежде вмѣсто сихъ словъ было: «управляя».

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 442-446.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0