Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1857 годъ.

CDXXII.
333. Бесѣда въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

(Говорена марта 25-го; напечатана въ Твор. Св. От. 1857 г. и въ собр. 1861 г.)

Нынѣ предметомъ нашей мысли и слова, нашего размышленія и созерцанія, нашего благоговѣнія и радости должно быть воплощеніе Сына Божія.

Что такое воплощеніе? — По волѣ и предопредѣленію Бога Отца, Сынъ Божій, единосущный Отцу, сходитъ на землю, не оставляя неба; подъ осѣненіемъ Святаго Духа, Отцу и Сыну единосущнаго, входитъ во утробу Дѣвы, предочищенную Духомъ (стихир. на Благовѣщ.) Святымъ; пріемлетъ человѣческую душу и тѣло, и соединяетъ съ Собою въ единое лице Богочеловѣка Іисуса Христа, сохраняя свойства и дѣйствія Божества и человѣчества неизмѣнными въ семъ соединеніи: дабы такимъ образомъ родиться въ нашу человѣческую жизнь, пройти чрезъ ея степени и состоянія и чрезъ самую смерть, и все человѣчество, грѣхомъ падшее и тяготѣющее ко аду, но прилѣпляющееся къ воплощенному соестественностію и вѣрою, на раменахъ Божественной силы восполнять, и вознести выше, нежели откуда оно пало, — въ небесное вѣчное царствіе Божіе.

Какое высокое и дивное домотроительство Божіе! Какое глубокое и неизслѣдимое таинство! По истинѣ достоитъ рещи со Апостоломъ: велія есть благочестія тайна, Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Мысль предъ безмѣрною высотою и глубиною таинства теряетъ крила. Созерцаніе изнемогаетъ предъ силою невидимаго свѣта, подобно какъ тѣлесное око предъ видимымъ солнцемъ. Слово нѣмѣетъ предъ необъятностію созерцанія.

Какой умъ проникнетъ въ совѣтъ превѣчный, въ недоступномъ для твари святилищѣ Тріипостаснаго Божества?

Какой слухъ вмѣститъ, въ отвѣтъ на изволеніе Бога Отца, соизволительное слово Бога Слова, впрочемъ коснувшееся нѣкогда слуха одного изъ Пророковъ: се иду сотворити волю Твою, Боже (Псал. 36, 9; Евр. 10, 9)?

Какъ не поколебались и не сокрушились небеса схожденіемъ на землю Живущаго превыше небесъ, и небесами невмѣстимаго?

Какъ земля, проклятая въ дѣлѣхъ еще перваго человѣка, и въ теченіи многихъ вѣковъ оскверняемая грѣхами рода человѣческаго, не поядена огнемъ, при сошествіи на нее Бога, Который есть огнь поядаяй нечистое (Евр. 12, 29)?

Какъ не опалена утроба Дѣвы, огнь Божества пріемшая?

Когда и какъ Духъ Святый предочистилъ ее для сего, и возвелъ до чистоты, достойной непосредственнаго соприкосновенія съ чистотою Божества?

Какъ, превыше законовъ естества, родился въ ней новый Адамъ, Который есть Господь съ небесе, и не возгнушался Господь съ небесе облещись въ зракъ раба, въ естественный образъ ветхаго Адама, который есть персть отъ земли, въ землю отходящая?

Удержимъ движеніе испытующихъ помышленій словомъ Премудраго: высшихъ себе не ищи, и крѣпльшихъ себе не испытуй; яже ти повѣленна, сія разумѣвай (Сир. 3, 21-22).

Можно ли горстью исчерпать море? — И если бы и возможно было сіе; потому что море имѣетъ предѣлы и мѣру глубины: то все не возможнымъ оставалось бы — малымъ сосудомъ разума человѣческаго исчерпать бездну премудрости Божіей, которой широта безпредѣльна и глубина безмѣрна. Посему премудро и праведно возбранено намъ дерзновеніе испытывать тайны Божіи; а повелѣно чтить оныя, и прилѣпляться къ нимъ вѣрою; и въ вѣрѣ положена для насъ надежда блаженства: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше (Іоан. 20, 29).

Итакъ объимемъ простосердечною вѣрою спасительное для насъ таинство воплощенія Сына Божія.

Смиренно возблагоговѣемъ предъ непостижимостію премудрости Божіей и предъ неизслѣдимостію путей ея.

Съ благодарною радостію подивимся человѣколюбію Божію, которое, когда средства и силы естества оскудѣваютъ, щедрою рукою сѣетъ чудеса, чтобы произрастить плодъ спасенія человѣка грѣшника, осужденнаго и погибающаго.

Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое, и дѣло Твое! Что есть человѣкъ, яко помниши его, или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его (Псал. 8, 2. 5)? Даруй и намъ помнить непрестанно Твое безмѣрное къ намъ милосердіе, и, по мѣрѣ нашей возможности, соотвѣтствовать оному нашею къ Тебѣ любовію, милосердіемъ къ нашимъ ближнимъ, дѣятельнымъ исполненіемъ воли Твоея святыя, да сподобимся наконецъ быть вѣчными причастниками Твоей вѣчной благости въ царствіи Твоемъ небесномъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 402-404.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0