Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1857 годъ.

CDXXI.
332. Бесѣда въ недѣлю Православія при празднованіи Восшествія на Престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича.

(Говорена Февраля 24-го; напечатана въ Твор. Св. Отц. 1857 г. и въ собр. 1861 г.)

Уже глаголы святыя Церкви, по ея уставу, взяли столько времени, что едва ли можно и немногія минуты удѣлить для произвольнаго слова служителя Слова, безъ опасенія утомить нѣкоторыхъ предстоящихъ. Скажемъ однако нѣчто о значеніи настоящаго торжества.

Ревнители православія, послушные Церкви, взираютъ на торжество православія, какъ на торжество поучительное, исполненное утѣшительныхъ воспоминаній.

Но тѣ, которые послушаніемъ Церкви не ограничиваютъ свободы мудрствовать по своему усмотрѣнію, смотрятъ на церковное торжество православія съ нѣкоторымъ недоумѣніемъ. Ихъ непріятнымъ образомъ поражаютъ нѣкоторыя строгія осужденія, провозглашаемыя среди церкви; и они спрашиваютъ: довольно ли сообразно сіе съ кротостію и человѣколюбіемъ, свойственными христіанству?

Чтобы разрѣшить сей вопросъ, да будетъ и намъ позволено предложить вопросы вопрошающимъ.

Каждую недѣлю нѣсколько разъ вы слышите въ Богослуженіи изреченіе Псалмопѣвца: прокляти уклоняющіися отъ заповѣдей Твоихъ (Псал. 118, 21). Думаете ли вы за сіе строгое сужденіе обвинить Богодухновеннаго Псалмопѣвца въ недостаткѣ человѣколюбія?

Читаете въ посланіи святаго Апостола Павла къ Галатомъ, и слышите читаемое въ церкви изреченіе: аще кто вамъ благовѣститъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 9). Думаете ли обвинить Богодухновеннаго Апостола въ недостаткѣ кротости?

Если не можете не признать, что Пророкъ и Апостолъ произнесли строгія сужденія согласно съ данною имъ отъ Бога премудростію: то должно признать, что и нынѣ святая Церковь тѣ же сужденія произноситъ согласно съ тою же премудростію. Надобно правильно понять намѣреніе премудрости: и тогда не будетъ казаться страннымъ дѣло ея.

Когда законодатель за тяжкое преступленіе полагаетъ въ законѣ, и провозглашаетъ тяжкое наказаніе: скажете ли, что въ сей строгости недостаетъ человѣколюбія? Напротивъ, есть человѣколюбіе въ самой строгости: строгое наказаніе полагается, во-первыхъ, для того, чтобы по возможности пресѣчь преступнику пути къ новымъ преступленіямъ, и слѣдственно сберечь отъ него добрыхъ людей, во-вторыхъ, для того, чтобы людей, которые не тверды въ добродѣтели, и могутъ искушеніемъ быть увлечены къ преступленію, поддержать на добромъ пути страхомъ строгаго наказанія.

Подобно сему надлежитъ разсуждать о дѣйствіи Церкви, которое кажется усиленно строгимъ. Среди вѣрныхъ чадъ своихъ она встрѣтила людей, которые, по выраженію Апостоловъ, отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ (1 Іоан. 2, 19), которые вносятъ ереси погибели, искупльшаго ихъ Владыки отметающеся (2 Петр. 2, 1). Что было дѣлать иначе, какъ развѣ отсѣчь зараженные и заражающіе члены отъ здраваго тѣла и сдѣлать сіе такъ открыто, чтобы и зараженные злымъ ученіемъ удобно могли увидѣть свою погибель, и прибѣгнуть къ всецѣлебному врачеству покаянія, и здравые въ вѣрѣ несомнѣнно знали, кого и чего должно имъ остерегаться; и какъ необходимо остерегаться бдительно.

И сіе, какъ и все вообще, дѣлаетъ святая Церковь, не но своемыслію, но всегда на основаніи слова Божія и священнаго преданія. Она имѣетъ отъ Самаго Христа Спасителя повелѣніе: аще кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17), то-есть, да будетъ чуждъ Христовой Церкви, а сдѣдственно и сущей съ нею благодати. На семъ основанін Церковь не только можетъ, но и должна отлучать отъ себя людей, преслушныхъ не только ей, но и самому Богу, въ священиомъ писаніи глаголющему.

И какъ же исполняетъ она сей долгъ? Она не хочетъ отъ себя произнести тяжкаго слова: она произноситъ строгій судъ устами Апостола Павла: кто благовѣститъ вамъ паче, еже пріясте, кто проповѣдуетъ погибельное ученіе не вѣровать во единаго Бога въ Троицѣ, въ воплощеннаго Сына Божія Спасителя міра, кто отметаетъ провидѣніе и судъ Божій, анаѳема да будетъ.

И въ томъ, что сей судъ православія не карательный, а только обличительный и предохранительный, провозглашается въ опредѣленное время соборно, православная Церковь слѣдуетъ примѣру, поданному Самимъ Богомъ въ Церкви ветхозавѣтной. Было Божіе чрезъ Моѵсея повелѣніе: да даси благословеніе на горѣ Гаризинъ и клятву на горѣ Гевалъ (Втор. 11, 29). И сіе исполнялось во всенародномъ соборѣ. Левиты гласомъ великимъ произносили проклятіе; и народъ подтверждалъ оное словомъ: буди.

Но православная Церковь, исполняя тяжкій долгъ, не преминула воспользоваться и пріятною частію повелѣнія Божія: да даси благословеніе. Произнесши судъ на людей, которые угрожали ей разрушеніемъ, радостно даетъ она благословеніе тѣмъ, которые данными отъ Провидѣнія Божія средствами споспѣшествовали и споспѣшествуютъ ея укрѣпленію, распространенію мира.

Такъ при торжествѣ православія благословляетъ она память Константина Великаго, который первый изъ царей рѣшительно прекратилъ враждебныя отношенія государственной власти къ христіанству, и превратилъ въ покровительственныя, который возвелъ христіанство въ лицѣ своемъ на престолъ и началъ христіанствомъ освящать царство, который заслужилъ наименованіе Равноапостольнаго тѣмъ наипаче, что, созвавъ первый вселенскій Соборъ, доставилъ ему удобство поставить твердую опору православію въ Никейскомъ символѣ вѣры.

Такъ благословляетъ Церковь Ѳеодосія Великаго, который съ твердостію продолжалъ преобразованіе римской Имперіи языческой въ христіанскую, и созваніемъ втораго вселенскаго Собора споспѣшествовалъ Церкви довершить Никейскій и — должно сказать по справеддивости — вселенскій символъ вѣры.

Благословляетъ православная Церковь и нашего великаго князя Владиміра, по истинѣ Равноапостольнаго: ибо чрезъ него Россія сдѣлалась государствомъ христіанскимъ и православнымъ.

Благословляетъ православная Церковь и другихъ благочестивѣйшихъ Государей россійскихъ, которымъ она такъ же справедливо признательна за ихъ попеченіе о ея благѣ, какъ справедливо должны были они быть признательны ей за ея попеченіе о благѣ государства и народа.

Наконецъ, при настоящемъ торжествѣ православія, Церковь почтила и благословила и нынѣ благословенно царствующаго   Б л а г о ч е с т и в ѣ й ш а г о   Г о с у д а р я   И м п е р а т о р а   А л е к с а н д р а   Н и к о л а е в и ч а:   и если бы спросили насъ, какая мысль одушевляла насъ при произнесеніи сего благословенія, то мы отвѣчали бы, что у насъ отзывалось и отзывается въ сердцѣ, отъ сердца Его Величества изшедшее слово: сіе есть первое живѣйшее желаніе Наше, да свѣтъ спасительной вѣры, озаряя умы, укрѣпляя сердца, сохраняетъ и улучшаетъ болѣе и болѣе общественную нравственность (Высоч. Маниф. 19 марта 1856 г.).

Послѣ сего, надѣюсь, и прежде напоминанія моего, вамъ уже приходитъ на мысль, какъ благовременно въ день православія мы празднуемъ восшествіе на Престолъ Православнаго Самодержца нашего Помазанника Божія, призваннаго Богомъ, въ трудное время подавать помощь и защиту православной Церкви въ предѣлахъ и за предѣлами отечества.

Возведемъ очи наши и сердца наши къ Живущему на небесѣхъ, и усугубимъ моленія наши, да Самъ вѣчный Архіерей, прошедый небеса, Господь нашъ Іисусъ Христосъ дастъ благословеніе Свое, и пробавитъ милость Свою Православной Церкви и Православному Самодержцу нашему; да пребудетъ правая вѣра душою и неодолимою силою какъ Церкви, такъ и Царства; да проникаетъ и одушевляетъ вѣра жизнь частную и общественную, отражая и изгоняя духъ суеты и неправды; да будетъ Церковь и Держава Россійская всецѣло и нераздѣльно удѣломъ царствія Божія. Ибо только союзныя съ царствіемъ Божіимъ царства земныя могутъ быть тверды и истинно благополучны. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 398-402.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0