Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1852 годъ.

CCCLXI.
272. Слово въ день обрѣтенія мощей преподобнаго Сергія.

(Говорено въ Троицкой Лаврѣ іюля 5-го; напечатано въ Твор. Св. Отц. 1852 г. и въ собр. 1861 г.)

Помянеши Господа Бога твоего (Втор. 8, 18).

Благоговѣйно творя память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, мы исполняемъ заповѣдь Апостола: поминайте наставники ваша (Евр. 13, 7). Сія Апостольская заповѣдь приводитъ мнѣ на память заповѣдь Пророческую: помянеши Господа Бога твоего. И это не по одному подобословію, но по причинѣ болѣе существенной. Благочестно творимая память святыхъ есть отрасль, которой корнемъ должно быть благоговѣйное памятованіе о Богѣ, такъ какъ и благодать святыхъ есть отрасль отъ живоноснаго корня Божіей силы, или лучъ отъ источнаго свѣта Божія. Чтобы отрасль могла зеленѣть, цвѣсти и приносить плодъ, для сего потребенъ живый корень. Такъ, чтобы творимая о святыхъ память была благотворна, для сего надобно, чтобы живое памятованіе о Богѣ всаждено было въ сердцѣ.

Итакъ, мы не уклонимся отъ предмета настоящаго празднованія, но еще послужимъ оному, если войдемъ въ нѣкоторыя размышленія о заповѣди: помянеши Господа Бога твоего.

Сію заповѣдь предложилъ народу Божію Пророкъ Моисей, въ великомъ поученіи, которое произнесъ къ нему въ концѣ своего пророческаго и законодательнаго служенія, и вписалъ въ книгу Второзаконія. Слыши Израилю, говорилъ Пророкъ, ты прошелъ достопамятное поприще четыредесятилѣтняго странствованія подъ непосредственнымъ руководствомъ Божіимъ; идетъ время, въ которое ты долженъ будешь оправдать данное тебѣ руководство тѣмъ, чтобы умѣть руководствовать и самому себя. Въ землѣ обѣтованной не съ нищетою снѣси хлѣбъ твой (Втор. 8, 9) и ясти будеши и насытишися (Втор. 8, 10): какъ воспользуешься ты настоящимъ благополучіемъ? Помянеши весь путь, имъ-же проведе тебе Господь Богъ твой (Втор. 8, 2), опасности, сквозь которыя ты прошелъ, трудности, которыя преодолѣлъ, чудеса, которыхъ былъ свидѣтелемъ и предметомъ: какое употребленіе сдѣлаешь ты изъ сихъ воспоминаній прошедшаго? — Указую тебѣ путь правды и спасенія: вспомни Бога, виновника всѣхъ сихъ благъ. Помянеши Господа Бога твоего.

Вспомни Бога. — Если сіе требованіе принять въ его буквальной ограниченности: то можно подумать, что оно слишкомъ умѣренно, чтобы не сказать скудно, и не въ мѣру своего предмета. Довольно ли требовать отъ сына, чтобы онъ иногда вспомнилъ отца? И не излишне ли такое требованіе? Можетъ ли сынъ забыть отца? Даже не оскорбительно ли для сына, когда предполагается, что онъ можетъ забыть отца? Человѣкъ Богу не безмѣрно ли больше обязанъ, нежели между человѣками сынъ отцу? Отецъ далъ сыну жизнь: но не свою, а полученную отъ Бога творца. Отецъ воспиталъ сына, ввелъ въ общество, обезпечилъ его благосостояніе: но это все не иначе, какъ по благословенію и подъ покровительствомъ Бога промыслителя. Сынъ дѣйствуетъ умомъ не отца, но своимъ, волею не отца, но своею силою не отца, но своею: но человѣкъ не можетъ ни дѣйствовать, особенно дѣйствовать праведно, ни мыслить, особенно мыслить доброе, ни жить, особенно жить блаженно, не можетъ безъ Бога, Который носитъ всяческая глаголомъ силы Своея (Евр. 1, 3), о Которомъ живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 28), безъ Котораго не довольни есмы отъ себе помыслити что, яко отъ себе (2 Кор. 3, 5), Которому отвращу лице, возмятутся всяческая, и изчезнутъ и въ персть свою возвратятся (Псал. 103, 29). При такомъ отношеніи человѣка къ Богу, довольно ли требовать отъ человѣка, чтобы онъ иногда вспомнилъ Бога? И не излишне ли такое требованіе? Можно ли человѣку забыть Бога? Даже не оскорбительно ли, не только для Бога, но и для самаго человѣка не оскорбительно ли, когда предполагается, что онъ можетъ забыть Бога? — Нѣтъ сомнѣнія, что совѣсть каждаго на сіе скажетъ: точно, такъ, или такъ должно быть.

Такъ должно быть, по рызмышленію о истинѣ и справедливости. Но что видимъ на дѣлѣ? Не станемъ искать сучца въ чужемъ окѣ: каждый да осяжетъ свое, нѣтъ ли въ немъ бревна. Не проводимъ ли мы многихъ часовъ, и цѣлыхъ дней, погруженные въ дѣла земныхъ обязанностей, или просто, произвола, корысти, прихоти, не приводя себѣ на мысль обязанности небесной: помянеши Господа Бога твоего? Встрѣчая затрудненія въ дѣлахъ, препятствія, неудачи, лишенія, оскорбленія, не мучимъ ли мы себя иногда очень долго безплодною печалью или досадою и безуспѣшнымъ изыскиваніемъ средствъ помочь себѣ, не пользуясь близкимъ и вѣрнымъ средствомъ, — тѣмъ, чтобы вспомнить Бога, и просить Его помощи, или предаться Его волѣ? Имѣя успѣхи въ дѣлахъ, пользуясь безопасностію, изобиліемъ, пріятнымъ положеніемъ въ обществѣ, преимуществами въ званіи, въ служеніи, не переходимъ ли мы отъ суетливой мірской дѣятельности къ нравственной дремотѣ, въ которой мечтаемъ о своемъ достоинствѣ, хвалимъ свое искусство, до безмѣрности расширяемъ свои виды, преувеличиваемъ свои надежды, — и не умѣемъ очнуться, чтобы вспомнить Бога, узрѣть надъ собою Его благодѣющую руку, и воздать ему хвалу и благодареніе?

Сличимъ сіи опыты жизни съ умозрѣніемъ истины и справедливости, выше указаннымъ. Если мало требовать отъ сына воспоминанія объ отцѣ; потому что сверхъ того сынъ обязанъ отцу почтеніемъ, любовію, послушаніемъ; если тѣмъ паче мало — требовать отъ человѣка воспоминанія о Богѣ, потому что сверхъ того человѣкъ обязанъ Богу благоговѣніемъ, любовію, исполненіемъ заповѣдей Его: то какъ много виновны мы, когда не исполняемъ и того, по исполненіи чего надлежало бы еще сказать: этого мало! Если сыну такъ свойственно помнить отца, что излишнимъ представляется напоминать ему о семъ; если много паче свойственно человѣку помнить Бога: то какъ странно, какъ неестественно, что человѣкъ забываетъ Бога! Если оскорбительно для достоинства сына предположить, что онъ можетъ забыть отца, и еще болѣе оскорбительно для достоинства человѣка предположить въ немъ забвеніе Бога: то какъ тяжко мы оскорбляемъ достоинство ума, сердца, совѣсти, природы человѣческой, дѣйствительно забывая Бога! И колико же болѣе оскорбляемъ чрезъ сіе Бога!

О, Боже праведный! Если бы за наше долгое, многократное о Тебѣ забвеніе Ты воздалъ только мгновеніемъ Твоего забвенія о насъ: мы низринулись бы ниже преисподней, ибо и сущіе тамъ не чужды Твоего памятованія, такъ какъ не чужды Твоего провидѣнія. Но Ты, Долготерпѣливе, не забываешь забывающаго Тебя человѣка, и кротко напоминаешь ему о Себѣ словомъ Твоего Откровенія: помянеши Господа Бога твоего. Вспомни Бога. — Тебѣ, Господи, правда, намъ же стыдѣніе лица (Дан. 9, 7).

Пророкъ, возбуждая людей къ памятованію о Богѣ, примѣняетъ свое наставленіе въ особенности къ состоянію благополучія: помянеши Господа Бога твоего, яко Той даде тебѣ крѣпость, еже сотворити силу. Сіе особенное примѣненіе не то значитъ, чтобы надлежало помнить Бога въ благополучіи болѣе, нежели въ инаковомъ состояніи, но то, что въ благополучіи человѣкъ болѣе подвергается опасности забыть Бога, и потому болѣе требуетъ предостереженія отъ сего. Примѣръ сего тотъ же Пророкъ представляетъ въ пророческой пѣсни о Израилѣ, съ горькою точностію оправданной событіями: яде Іаковъ, и насытися, и отвержеся возлюбленный; уты, утолстѣ, разширѣ, и остави Бога сотворшаго его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Втор. 32, 15).

Предостереги себя симъ примѣромъ, возлюбленный новый Израиль. Если видишь себя благополучнымъ, пользуйся благополучіемъ умѣренно; если чувствуешь въ себѣ силу, помяни Бога, давшаго тебѣ крѣпость; берегись, чтобы обильно питаемое земными наслажденіями сердце не одебелѣло, и не сдѣлалось неспособнымъ къ небеснымъ ощущеніямъ; старайся питать оное не столько видимыми благами, сколько мыслію о невидимомъ Подателѣ благъ, которая можетъ содержать оное всегда открытымъ сосудомъ для благодати.

Нѣкоторыя изъ вышепредложенныхъ размышленій требуютъ, чтобы не оставленъ былъ безъ разрѣшенія вопросъ: почему Пророкъ, требуя памятованія о Богѣ, требуетъ такъ мало, когда человѣкъ обязанъ Богу не только памятованіемъ, но и благоговѣніемъ, любовію, исполненіемъ заповѣдей? Это по той же причинѣ, по которой земледѣлецъ сѣетъ малое сѣмя; ибо знаетъ, что оно, бывъ принято доброю землею, само собою произведетъ немалое растеніе и обильный плодъ. Воспоминаніе и памятованіе о Богѣ есть сѣмя добродѣтелей и сѣмя блаженства.

Учащаемое со вниманіемъ воспоминаніе о Богѣ постепенно переходитъ въ постоянное о Немъ памятованіе; съ постояннымъ о Богѣ памятованіемъ естестественно соединяется ощущеніе себя въ присутствіи Божіемъ и помышленіе о совершенствахъ и дѣлахъ Божіихъ; отъ помышленія о совершенствахъ и дѣлахъ Божіихъ, при ощущеніи присутствія Его, восходятъ и растутъ благоговѣніе къ Богу, вѣра, молитва, любовь, желаніе благоугождать Ему и страхъ нарушить Его заповѣди.

Богъ, избравъ Авраама, восхотѣлъ сдѣлать его совершеннымъ. Какое же для сего употребилъ Онъ средство? Памятованіе о Богѣ и хожденіе въ Его присутствіи. Ходи предо Мною, рекъ Онъ, и буди совершенъ (Быт. 17, 1).

Въ самомъ дѣлѣ, если въ присутствіи царя мы не позволимъ себѣ никакой небрежности, а тѣмъ болѣе неприличія, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движеніе было ему благоугодно: то кольми паче представляющій себя въ присутствіи Божіемъ не позволитъ себѣ никакого грѣха, поревнуетъ о святомъ дѣлѣ, благоугодномъ Богу.

Помянувъ Бога, и возвеселихся (Псал. 76, 4), сказалъ Пророкъ, — и это есть начатокъ веселія, чаемаго отъ лицезрѣнія Божія въ вѣчности: исполниши мя веселія съ лицемъ Твоимъ (Псал. 15, 11).

Востани, Іерусалиме, взываетъ Пророкъ, — и виждь собраная чада твоя отъ востокъ солнца до запада, словомъ Святаго радующаяся памятію Божіею (Вар. 5, 5). Новый благодатный Израиль! Ты не долженъ отстать отъ древняго, но по данной Тебѣ преимущественной благодати долженъ превзойти его. Подвизайся всегда представлять небу, какъ представляешь иногда, какъ представляешь, кажется, въ настоящія минуты, благоугодное небу зрѣлище множества чадъ твоихъ, водимыхъ словомъ Божіимъ, радующихся памятію Божіею. Воспоминай Бога, не умомъ только, но наипаче сердцемъ, съ благоговѣніемъ, съ вѣрою, съ любовію, съ благодарностію за Его благодѣянія, съ желаніемъ благоугождать Ему, да и Господь помянетъ тебя въ благоволеніи людей Своихъ, посѣтитъ тебя спасеніемъ Своимъ (Псал. 105, 4) во времени и въ вѣчности. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 158-163.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0