Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1852 годъ.

CCCLIX.
270. Слово на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

(Говорено въ Чудовѣ монастырѣ марта 25-го; напечатано въ Твореніяхъ Святыхъ Отцевъ 1852 г. и въ собраніи 1861 г.)

Помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе (Лук. 1, 29).

Видите, что Пресвятая Дѣва размышляетъ: и, мнѣ кажется, она учитъ насъ размышленію. Объяснимся.

Когда Архангелъ Гавріилъ, посланный возвѣстить ей воплощеніе отъ нея Сына Божія, началъ свое благовѣщеніе привѣтствіемъ: радуйся, благодатная, Господь съ тобою, благословена ты въ женахъ; тогда она, какъ повѣствуетъ святый Лука, смутися о словеси его, и, какъ глубоко усмотрѣлъ самъ Архангелъ, убоялась. Ибо онъ, какъ духъ, и сквозь молчаніе видѣлъ, что происходило въ ея духѣ, и сказалъ: не бойся, Маріамъ; слѣдственно, видѣлъ въ ней страхъ.

Что случается съ нами, когда приходимъ въ смущеніе и страхъ? — Трепещемъ, произносимъ вопль, стараемся убѣжать, а иногда теряемся до того, что не можемъ владѣть ни мыслями, ни словами, ни движеніями. Это — наше несовершенство, малодушіе, немощь. Сему не надлежало быть въ благодатной Дѣвѣ; и сего не было въ ней. По дѣйствію внѣшней причины, ощутивъ невольно смущеніе и страхъ, она тотчасъ удержала свое смущеніе, умѣрила свой страхъ. Какимъ образомъ? — Посредствомъ размышленія. Помышляше.

Ничтоже бо, разсуждаетъ Премудрый, ничтоже есть страхъ, токмо лишеніе помощей, сущихъ отъ помышленія (Прем. 17, 11). Премудрая Дѣва не осталась долго въ лишеніи сей помощи, но немедленно воспользовалась ею. Помышляше.

Какъ причиною смущенія и страха ея, такъ и предметомъ размышленія ея было необычайное привѣтствіе Архангела. Смутися о словеси его, и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе. Архангелъ нарекъ Дѣву Марію благодатною, то-есть, исполненною высокихъ даровъ Божіихъ, превышающихъ естественпую доброту, и благословенною въ женахъ, что, но свойству священнаго языка, значитъ: благословенною преимущественно предъ всѣми женами всего рода человѣческаго. Неудивительно, что она пришла отъ сего въ смущеніе и страхъ, подобно человѣку, внезапно восторгнутому на высоту. Какъ же искала она помощи, сущей отъ помышленій, и обрѣла ее? Въ сіе могъ проникнуть Архангельскій взоръ; мы можемъ только гаданіемъ постигать сіе. Что сотворю, помышляла она, вѣроятно? — Пріиму ли необычное привѣтствіе? — Страшусь, да не вмѣнится мнѣ сіе въ превозношеніе. Отвергну ли? — Страшусь, да не оскорблю невѣрованіемъ не только Божія посланника, но и Пославшаго? Пожду въ безмолвіи, что далѣе явитъ Богъ. — Такъ, она и не приняла высокаго привѣтствія, и тѣмъ сохранила свое смиреніе; но и не отвергла, и тѣмъ сохранила свою вѣру. А сохраняя смиреніе и вѣру, она сохраняла то чистое расположеніе духа, которое содѣлывало ее способною принять высочайшее откровеніе Божіе. На Божественное благовѣщеніе, что она родитъ Христа Бога, что на нее найдетъ Духъ Святый, только совершеннѣйшее смиреніе могло достойнымъ образомъ отвѣтствовать: се раба Господня, только совершеннѣйшая вѣра могла съ несмущеннымъ дерзновеніемъ рещи Архангелу: буди мнѣ по глаголу твоему.

Видите, братія, что Матерь Божія, въ одно изъ самыхъ трудныхъ мгновеній своей духовной жизни, искала себѣ помощи въ размышленіи, благочестивомъ и смиренномъ, и дѣйствительно въ немъ обрѣла себѣ помощь. И если Духъ Божій показалъ намъ сію черту ея духовной жизни въ Евангельскомъ Писаніи; а елика писана быша, въ наше наказаніе преднаписашася: то надобно признать, что ея примѣромъ Онъ учитъ насъ благочестивому размышленію.

Изъ того, что въ Евангеліи видимъ Божію Матерь употребившую размышленіе въ одномъ изъ трудныхъ случаевъ жизни, не должно заключать, что она только въ подобныхъ несчастныхъ случаяхъ пользовалась размышленіемъ. По опыту знаемъ, что, кто не пріобучилъ себя къ размышленію и не пріобрѣлъ навыка въ ономъ, тотъ не умѣетъ найдти въ ономъ себѣ помощь въ случаѣ внезапномъ и трудномъ. Итакъ, если Божія Матерь въ случаѣ внезапномъ и трудномъ обрѣла себѣ помощь въ размышленіи: то сіе показываетъ, что она ранѣе пріобучила себя къ размышленію, и пріобрѣла навыкъ въ ономъ. Такимъ образомъ, преподаваемое намъ примѣромъ ея ученіе расширяется; и мы должны заключить, что благочестивое размышленіе должно быть постояннымъ спутникомъ человѣка въ жизни духовной.

Какъ изъ сокрытаго въ землю сѣмени произрастаетъ дерево, съ его плодами: такъ изъ сокрытыхъ въ душѣ человѣка мыслей возникаетъ его нравственная жизнь съ ея дѣлами. По роду сѣмени, питаемаго землею, бываетъ растеніе и плодъ; по роду мыслей, питаемыхъ сердцемъ, бываютъ жизнь и дѣла. Кто попускаетъ себѣ имѣть мысли разсѣянныя, непостоянныя, неуправляемыя разсужденіемъ: у того естественно и въ образѣ жизни оказаться должны разсѣянность, непостоянство, безпорядокъ. Итакъ, сѣй въ твоемъ умѣ и сердцѣ благочестивыя и добрыя мысли, чтобы произрасла благочестивая и добродѣтельная жизнь; и притомъ, не бросай ихъ поверхностно, случайно, на удачу, но, какъ искусный и тщательный сѣятель, съ разсужденіемъ, въ порядкѣ, въ мѣру, полагай оныя въ глубокую бразду ума и постоянно питай чувствованіями сердца; и какъ земля изъ ввѣреднаго ей сѣмени углубляетъ внутрь себя корни, и тѣмъ способствуетъ растенію возвышаться и расширяться внѣ: такъ должно и тебѣ размышленіемъ и созерцаніемъ, подобно корнямъ растенія, углублять въ себѣ святое и доброе, чтобы и дѣятельная жизнь твоя возвышалась въ подвигахъ и расширялась въ обиліи добрыхъ дѣлъ.

Въ наше время, — когда люди болѣе прежняго взыскаша помысловъ многихъ (Еккл. 7, 30), когда съ раннихъ лѣтъ жизни стараются возбуждать и усиливать мысленную дѣятельность, когда въ разнообразіи помысловъ многихъ ищутъ мнимаго образованія, изящества, удовольствія, корысти, славы, когда посему души такъ легко засѣваются мыслями плевельными, — особенно нужно воззывать людей къ размышленію основательному, чистому, возвышенному, благочестивому.

Но мы видимъ въ Священномъ Писаніи, что, и во времена древней простоты, самъ Богъ училъ людей благочестивому размышленію. Слыши Израилю, говоритъ по повелѣнію Божію Моисей, Господь Богъ нашъ Господь единъ есть, и: возлюбиши Господа Бога твоего; и, чтобы укоренить въ народѣ Божіемъ сіи главныя истины благочестія, Моисей продолжаетъ: и да будутъ словеса сія, яже Азъ заповѣдаю тебѣ днесь, въ сердцѣ твоемъ, и въ души твоей, и да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о нихъ сѣдяй въ дому, и идый путемъ, и лежа, и востая (Втор. 6, 4-7). Изъ словъ: лежа и востая можно видѣть, что глаголаніе значитъ у Моисея собесѣдованіе не только съ другими, но и съ самимъ собою, то-есть, размышленіе.

Пророкъ Давидъ провозглашаетъ блаженнымъ человѣка, у котораго въ законѣ Господни воля его и который въ законѣ Его поучится день и нощь. Какъ можно поучаться въ законѣ Божіемъ день и ночь? Во времена Давида міръ не былъ такъ наполненъ учителями и книгами, какъ нынѣ; да и при обиліи учителей и книгъ нельзя проводить съ ними день и ночь. Однако, не какой-нибудь мечтатель, а Пророкъ обѣщалъ блаженство и указалъ, какъ средство блаженства, поученіе въ законѣ Божіемъ день и нощь. Какъ же сіе возможно? — Возможно посредствомъ благочестиваго размышленія и сердечной молитвы; потому что симъ человѣкъ заниматься можетъ, по выраженію Моисея, и сѣдяй въ дому, и идый путемъ, и лежа, и востая.

Братія христіане! Что, еслибы въ ученіи, которое Моисей и Давидъ, конечно, не безъ успѣха, преподавали ветхому и плотскому Израилю, оказались неуспѣшными мы, которые величаемъ себя наименованіемъ новаго, духовнаго Израиля? Не стыдно ли было бы намъ? Не строгаго ли осужденія были бы мы достойны? Не вознерадимъ же, по указанію Давида, искать блаженства, поучаясь въ законѣ Господнемъ день и нощь. Будемъ внимательны, чтобы, по наставленію Моисея, помышлять о Богѣ и о благоугожденіи Ему, и сѣдя въ дому, и идя путемъ, и лежа, и востая.

Для чего часто попускаете вы помысламъ вашимъ, по подобію необученныхъ и неукрощенныхъ коней, ристать безъ управленія, безъ пути, безъ цѣли! Обучайте себя востягать ихъ браздами и уздою твердой воли и основательнаго разсужденія, и смотря по надобности, либо приводить ихъ въ покой, либо направлять по пути правому, къ полезной цѣли, преимущественно же, къ великой цѣли вашего бытія — къ Богу, ко Христу, къ небу, къ вѣчности.

Скажете ли, что предметы міра сего невольно поражаютъ ваши чувства, и увлекаютъ ваши мысли? Правда, что могутъ они невольно поражать ваши чувства; но не имѣютъ силы увлекать ваши мысли, если вы сами не отдаетесь сему влеченію. Вы можете, особенно при помощи Божіей, отвращать очи свои, еже не видѣти суеты, или взирая на чувственное окомъ духовнымъ, можете, по образу блаженнаго Святителя Тихона, отъ міра собирать сокровище духовное. Вся бо, говоритъ святый Макарій, подлежащая нашему взору суть сѣнь и образъ вещей относящихся до души нашей. И потому, какъ онъ же учитъ, когда взираеши на солнце, ищи истиннаго солнца, яко слѣпъ еси. Когда простираеши взоръ на свѣтъ, обратися оттуда очами къ душѣ твоей, и виждь, имѣеши ли въ ней истинный и благій свѣтъ, сирѣчь Господа (Бесѣда 33).

Наипаче свойственно христіанину прилежно простирать сердечныя помышленія къ Тому, Чье имя онъ на себѣ носитъ, — воспоминать житіе Христа Господа, чтобы послѣдовать Ему, вникать въ Его ученіе и заповѣди, чтобы умѣть исполнять оныя, благоговѣйно созерцать Его страданія и крестную смерть, ради очищенія грѣховъ нашихъ, и Его славное воскресеніе ради нашего блаженнаго воскресенія, дабы, такимъ образомъ питать и укрѣплять свою вѣру, любовь, надежду, да живетъ Христосъ Богъ въ человѣкѣ еще на земли, и потомъ, да живетъ человѣкъ въ Богѣ на небеси, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 149-153.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0