Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1851 годъ.

CCCLIII.
264. Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

(Говорено въ Чудовѣ монастырѣ марта 25; напечатано въ Твор. Св. От. 1851 г. и въ собр. 1861 г.)

Рече же Маріамь: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. И отъиде отъ нея Ангелъ (Лук. 1, 38).

Какъ всякій великій церковный праздникъ, такъ и нынѣшній, призываетъ насъ къ созерцанію одного изъ таинствъ вѣры, составляющаго предметъ, душу, святость, славу праздника, дабы изъ сего созерцанія почерпнуть пользу для души. Ибо церковные праздники составляются не для одного увеселенія, какъ мірскіе, но для утѣшенія и назиданія, споспѣшествующаго спасенію душъ. На праздникахъ мірскихъ расточается то, что собрано во дни труда: на праздникахъ церковныхъ можно и должно собирать духовное сокровище мудрости созерцательной и дѣятельной такъ-же обильно, или еще обильнѣе, нежели во дни непраздничные.

Таинство настоящаго праздника выражаемъ обыкновенно, называя его днемъ благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, то есть, препосланія отъ Бога и принесенія Архангеломъ Гавріиломъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи благой вѣсти, что въ ней совершится воплощеніе Сына Божія, и отъ нея родится Христосъ.

Но еслибы требовалось только передать вѣсть: то для Архангела довольно было бы двухъ словъ: родиши Христа. Дѣло произошло не такъ.

Архангелъ приближился къ Пресвятой Дѣвѣ съ привѣтствіемъ: радуйся благодатная: Господь съ тобою: благословенна ты въ женахъ. Привѣтствіе — величественное, но неопредѣленное; располагающее къ ожиданію чудеснаго, но неизвѣстно — чего. Пресвятая Дѣва, знакомая съ Священнымъ Писаніемъ, могла вспомнить, что когда къ Гедеону Ангелъ приступилъ съ привѣтствіемъ: Господь съ тобою (Суд. 6, 12), то приготовлялъ его къ дѣламъ чудеснымъ и къ спасенію народа Израильскаго отъ враговъ. Она смутилась, какъ повѣствуетъ Евангелистъ, не смущеніемъ сомнѣнія или невѣрія, но смущеніемъ смиреннаго чувства предъ высокою нечаянностію. Свѣтлый духъ Архангела усмотрѣлъ сіе чувство, и поспѣшилъ возвратить душѣ Пресвятыя Дѣвы миръ и тишину, потребныя для принятія сильнѣйшаго духовнаго свѣта: не бойся Маріамь: обрѣла бо еси благодать отъ Бога. За симъ, въ сердце Пресвятыя Дѣвы, какъ въ сосудъ уготованный и открытый, онъ изливаетъ Божественный свѣтъ полною мѣрою: се зачнеши во чревѣ, и родиши Сына; — Сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго наречется; — и воцарнтся въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца. Такимъ образомъ, великая воля Отца Небеснаго возвѣщена; таинство воплощенія Сына Божія открыто: однако, симъ еще не вполнѣ совершилось благовѣщеніе. Въ душѣ Пресвятыя Дѣвы раждается вопросъ; и Архангелъ не смѣетъ удалиться, доколѣ не разрѣшитъ его; потому что вопросъ раждается не отъ недовѣрія, ни отъ пытливости, но отъ владычествующей любви къ чистотѣ дѣвства; и потому что сія-то владычественная любовь къ совершенной чистотѣ и должна быть пріятелищемъ таинства воплощенія Бога Слова. Сія любовь къ совершенной чистотѣ изрекла себя въ вопросѣ Маріами: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю? и привлекла ей новый потокъ Божественнаго свѣта и силы въ словѣ Архангела: Духъ Святый найдетъ на тя, и сила Вышняго осѣнитъ тя. Что можетъ быть сильнѣе сего слова? Однако, и сіе произнесши, Архангелъ не почитаетъ своего посольства оконченнымъ: онъ ожидаетъ еще нѣкоего слова отъ Маріами. Видно, не довольно было того, чтобы она безпрекословно приняла небесную вѣсть: надобно было, чтобы съ словомъ Божественнаго благовѣстія обручилось слово ея согласія. Для достиженія сего, Архангелъ указываетъ ей на событіе, хотя далеко низшее, однако также только посредствомъ чуда Божія возможное, — на то, что праведная Елисавета, неплодная, престарѣлая зачала уже сына, и вообще на чудодѣйственное всемогущество Божіе: яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ. Такъ, наконецъ, смиренная воля Маріами подвигнута во срѣтеніе всевышней волѣ: рече Маріамь: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. Теперь, видно, Гавріилъ удостовѣрился, что дѣло предвѣчнаго совѣта, ему ввѣренное, вполнѣ совершилось: и отъиде отъ нея Ангелъ.

При семъ нѣкоторые, можетъ быть, подумаютъ: мы слышимъ благовѣстіе о таинствѣ воплощенія Сына Божія, видимъ принятіе сего благовѣстія: но гдѣ самое таинство? Не просто дарованіе Божіе, но самое Божество исполняетъ Пресвятую Дѣву: И какъ не примѣчаемъ мы собственно Божественнаго явленія, ни отблеска свѣта Божія на лицѣ Маріами, ни выраженія восторга у Архангела? Отъиде отъ нея Ангелъ, — и только. — Легко не только для любомудрія, но и для неразумія легко дѣлать вопросы, на которые никакая мудрость отвѣчать не вь силахъ. Кто разумѣ умъ Господень, иже изъяснитъ и (1 Кор. 2, 16)? Если вы хотите проникнуть въ тайну воплощенія Сына Божія до глубины ея, или сіе превыше-естественное дѣйствіе низвести въ постижимое для васъ явленіе: то вы хотите быть выше Ангеловъ — неумѣстное, безъ сомнѣнія, притязаніе! Ибо, какъ сказуетъ Апостолъ, и самые Антелы въ таинства Христовы только желаютъ приникнути (1 Петр. 1, 12), то есть, желаютъ воззрѣть во глубину ихъ, но не проникаютъ; — желаютъ по любви къ Божественному, но не проникаютъ по непостижимости Божественнаго, по несоразмѣрности ограниченнаго зрѣнія съ предметомъ безконечнымъ. — Невмѣстимаго Бога вмѣстившая, безъ сомнѣнія, ощутила внутренно свѣтъ и славу, и блаженство сего безпримѣрнаго Богосообщенія; вѣроятно, и взоръ Архангела дивно и восхитительно ощутилъ зарю Божественнаго Свѣта, въ нее вселившагося: но непостижимое должно было оставаться непостижимымъ; тайну, сокровенную отъ вѣкъ и родовъ (Кол. 1, 26), еще не наступило время открывать многимъ; и это весьма благословно, если Богоматерь вселившійся въ нее Божественный свѣтъ покрывала облакомъ своего смиренія, и если Архангелъ только безмолвнымъ благоговѣніемъ почтилъ честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія Серафимъ.

Разсматриваніе бесѣды небеснаго вѣстника съ Пресвятою Дѣвою можетъ ввести насъ въ изслѣдованіе другаго рода, болѣе для насъ доступное, и болѣе близкое къ нашему назиданію. Для чего Архангелъ недовольствовался изрещи къ ней слово благовѣщенія, но употребилъ, можно сказать, настоятельныя средства, чтобы достигнуть слова ея согласія? Неужели безъ сего слова Маріами не совершилось бы воплощеніе Сына Божія? Неужели всемогущей волѣ Божіей нужно соизволеніе воли человѣческой? — Вопросы, по-видимому, трудные: но могутъ быть разрѣшены просто. Ихъ разрѣшеніе можно найдти тамъ-же, откуда они заимствованы, — въ евангельскомъ повѣствованіи. Архангелъ Гавріилъ, безъ сомнѣнія, исполнялъ въ точности то, что внушилъ ему Божій повелѣвающій глаголъ. Но Архангелъ, не ограничиваясь словомъ благовѣщенія, не прекратилъ бесѣды своей съ Пресвятою Дѣвою дотолѣ, доколѣ не услышалъ отъ нея слова согласія: буди мнѣ по глаголу твоему. Слѣдственно, такъ угодно было Богу. Слѣдственно, такъ должно было. Слѣдственно, сего непремѣнно требовала Божія премудрость и Божія судьба.

Если желаемъ нѣсколько уразумѣть, почему всемогущая воля Божія въ дѣлѣ, принадлежащемъ собственно всемогуществу, дѣйствуетъ не безъ соизволенія воли человѣческой: обратимся къ началу и къ существеннымъ свойствамъ естества человѣческаго. Человѣкъ сотворенъ по образу Божію. Важная черта образа сего положена въ его волѣ: и есть разумная свобода отличающая человѣка отъ низшихъ созданій Божіихъ, образа Божія не имѣющихъ. Посему Богъ хранитъ ненарушимую свободу воли человѣческой, храня въ ней черту образа Своего: а потому и при дѣйствіи неограниченнаго всемогущества, когда его дѣйствіе должно коснуться внутренняго, духовнаго состоянія человѣка, пріемлетъ во вниманіе свободное изволеніе человѣка. И человѣкъ, съ своей стороны, если почему можетъ быть способенъ къ ближайшему общенію и соединенію съ Богомъ, то — по силѣ Божія въ немъ образа; потому что лучшее въ сотворенныхъ существахъ, достойнѣйшее Божія воззрѣнія и благоволенія, приближенія къ Богу и блаженнаго съ Нимъ соединенія, конечно, есть образъ Божій: а потому для достиженія общенія и блаженнаго соединенія съ Богомъ и долженъ человѣкъ обращать къ Нему свои способности, ознаменованныя чертами образа Его, устремлять къ Нему свой умъ, волю, сердце, особенно же соединять свою волю съ Его волею, движеніемъ свободнаго изволенія, посредствомъ вѣры и любви.

Пророкъ, предсказавъ высокое общеніе съ Богомъ преблагословенныя Дѣвы Маріи посредствомъ воплощенія въ ней Сына Божія, присовокупилъ: приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея (Псал. 44, 15). Подъ именемъ дѣвъ разумѣются души, не растлѣнныя любовію плоти и міра, или отъ ней очищенныя. Это, если угодно, — ваши души, христіане, поколику онѣ сохраняютъ духовное дѣвство, въ которое родились крещеніемъ, или поколику возвращаютъ оное покаяніемъ. Онѣ также должны быть приведены къ Царю Богу, хотя не рядомъ съ Царицею Небесною, Которая впереди всѣхъ, потому что выше всѣхъ, однако-же, въ-слѣдъ ея; чрезъ послѣдованіе въ нѣкоторой степени примѣру ея, онѣ должны быть доведены до нѣкоторой степени общенія съ Богомъ. Не нерадите пользоваться преимуществомъ, которое предлагается вамъ и почти усвояется пророчествомъ. Всматривайтесь внимательно, и дѣйствительно вступайте въ слѣдъ Царицы Небесныя. Есть и для васъ благовѣщеніе своего рода и степени; вамъ благовѣствуется день отъ дне спасеніе Бога нашего (Псал. 95, 2): принимайте слово спасенія, какъ принимаетъ дождь земля жаждущая. Снизшедый вселитися въ Дѣву Ѵпостасію Своею, еще снисходитъ, чтобы вселитися вѣрою въ сердца ваша (Ефес. 3, 17): не оставайтесь бездѣйственны: исходите въ срѣтеніе Жениху (Матѳ. 25, 6): срѣтайте приближающуюся благодать Божію вашимъ сердечнымъ желаніемъ. Сотворившій васъ безъ васъ опредѣлилъ спасти васъ не безъ вашей воли, ознаменовывая тѣмъ высокость вашей природы даже въ ея паденіи. Его воля, всегда спасительная, ждетъ вашей воли, долженствующей принять спасеніе. Не отлагайте, не колеблитесь, рѣшитесь твердо — вашу волю владычественной волѣ Божіей покорить страхомъ въ послушаніе, всеблагой волѣ Божіей предать вѣрою въ надеждѣ, наконецъ, соединить съ оною волю вашу любовію, — соузомъ совершенства (Кол. 3, 14). Только въ очищенномъ отъ мглы своевольныхъ, страстныхъ, чувственныхъ, мірскихъ вожделѣній воздухѣ души возсіяетъ блаженнотворный Божій свѣтъ. Только преданная Богу воля будетъ царствовать съ Богомъ на небесахъ. И напротивъ, если что еще въ настоящей жизни возжигаетъ въ человѣкѣ адскій огонь, и должно содѣлаться его пищею въ вѣчности: то это воля, непокорная Богу. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 121-125.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0