Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1851 годъ.

CCCLII.
263. Слово въ день мученицы Татіаны.

(Говорено въ храмѣ святыя мученицы Татіаны, при Императорскомъ Московскомъ университетѣ, января 12-го; напечатано въ Моск. Вѣд. 1851 г., въ Твор. Св. Отц. 1851 г. и въ собр. 1861 г.)

Прилучится же вамъ во свидѣтельство. Положите убо на сердцахъ вашихъ, не прежде поучатися отвѣщавати: Азъ бо дамъ вамъ уста и премудрость (Лук. 21, 13-15).

Въ обители высшихъ знаній, и слѣдовательно, можно сказать, въ обители мудрости, празднуемъ праздникъ Святыя Мученицы. Есть ли какое отношеніе между обителію знаній и мученицею, между мудростію и мученичествомъ?

Нынѣшній день есть тотъ, въ который за нѣсколько вѣковъ предъ симъ, Святая дѣва, Діаконисса Римской Церкви Татіана, мученическимъ подвигомъ стяжала нетлѣнный вѣнецъ, и, посредствомъ смерти за Христа, родилась въ безсмертную блаженную жизнь. Нынѣшній же день есть тотъ, въ который, почти за вѣкъ предъ симъ отъ мудраго благоизволенія благочестивой Царицы, родилась сія обитель знаній.

По правосудію Провидѣнія день подвига для мученицы сдѣдался и на земли днемъ славы, не празднословной и суетной, какова бываетъ слава мірская, но дѣйствительной и благотворной. Тогда какъ Церковь, воспоминая подвигъ, славитъ Подвигоположника и Вѣнцедателя Христа, — тогда особенно духъ увѣнчанной подвижницы привлекается посѣтить землю, какъ поприще совершившагося подвига, и въ памяти чудесной благодатной помощи, споспѣшествовавшей подвигу, почерпаетъ дерзновеніе предстательствовать о благодатной помощи, для просящихъ ея съ вѣрою; а небесный Вѣнцедатель возобновляетъ награду подвига, многомилостиво преклоняясь къ сему предстательству. Симъ, безъ сомнѣнія, помышляли воспользоваться руководители сего Царскаго учрежденія, когда рѣшились день основанія его воспоминать не просто, но съ призываніемъ Божія благословенія дальнѣйшему существованію и дѣятельности онаго; и для того созданный здѣсь храмъ вручили покровительству святыя Мученицы Татіаны, и братію сего храма — ея молитвенному предстательству. Помышленіе благочестивое, проистекшее изъ чистаго источника священнотаинственныхъ преданій.

Но какъ, по ученію Апостола, всѣ члены церкви, слѣдственно и святые, имѣютъ дарованія, по благодати даннѣй имъ, различна (Рим. 12, 6); слѣдственно и благотворятъ преимущественно по роду своего дарованія; слѣдственно и желающимъ отъ нихъ благодатной помощи прилично въ нѣкоторой степени сообразоваться съ особеннымъ ихъ дарованіемъ: то-есть причина вновь спросить: есть ли какое отношеніе между мученицею и обителію знаній? Есть ли какое сродство между мученичествомъ и мудростію?

Отвѣтствую: есть. Мученикъ есть сынъ мудрости, и уже не младенчествующій. Мученичество есть родъ мудрости, и очень не низкій.

Чтобы трудная встрѣча съ бѣдствіями не сдѣлалась сугубо трудною отъ ихъ нечаянности, Христосъ Спаситель предварилъ объ нихъ Своихъ послѣдователей: Возложатъ на вы руки своя, и ижденутъ, предающе на сонмища и темницы, ведомы къ царемъ и владыкамъ, имене Моего ради; и присовокупилъ: прилучится же вамъ во свидѣтельство. То-есть: гоненія за вѣру должны привести васъ къ тому, чтобы свидѣтельствовать. О чемъ? — Очевидно о истинѣ вѣры Христовой, о Божественной силѣ Христовой. Замѣтимъ, что изъ сего изреченія Христова древнею Церковію заимствовано наименованіе свидѣтеля, для означенія мученика, такъ что на греческомъ языкѣ мученикъ не иначе называется, какъ свидѣтелемъ. Можно догадаться, что для свидѣтельствованія о Христѣ посреди сонмищъ Іудейскихъ, вооруженныхъ закономъ и преданіями, и предъ лицемъ царей и владыкъ языческихъ, дѣйствующихъ лжемудрованіемъ, лестію, силою и яростію, потребна была не малая мудрость. Но на что догадка? — Сіе очевидно изъ продолженія слова Христова: положите убо на сердцахъ вашихъ, не прежде поучатися отвѣщавати: Азъ бо дамъ вамъ уста и премудрость, ейже не возмогутъ противитися или отвѣщати вси противляющіися вамъ. Что Христосъ Спаситель обѣщалъ, то, безъ сомнѣнія, и дѣломъ исполнилъ. Итакъ Онъ мученикамъ далъ, и они имѣютъ, премудрость, побѣдоносную надъ всѣмъ, что ей противоборствуетъ.

Жребій мученичества не для всѣхъ; но мученическая мудрость не для однихъ мучениковъ. Она спасла и прославила ихъ, и свѣтитъ всѣмъ на пути истины и спасенія.

Не пройди мимо сего свѣта безъ вниманія, кто бы ты ни былъ, ищущій путей мудрости, или только въ простотѣ ходящій. Любопытствуй иногда, не безплоднымъ любопытствомъ, узнать сей родъ премудрости, которую ты, можетъ быть, не думалъ искать тамъ, гдѣ она тебѣ указуется, — которая, не прежде поучаяся, преподаетъ сильные уроки, — которая побѣдоносно свидѣтельствуетъ о истинѣ, — которой не могутъ противитися противляющіися, — которая исходитъ отъ высокаго начала, поелику исходитъ отъ Христа: Азъ дамъ вамъ уста и премудрость.

Но что за родъ премудрости у мучениковъ? Какой составъ ея? Какъ опредѣлить ее? — Для разсужденія о семъ, не думаю прибѣгнуть къ руководству тѣхъ любомудрыхъ, которые, въ виду премудрости Христовой, независимо отъ нея столько разъ предпринимали построить всеобъемлющую науку, но разрушали созданіе одинъ другаго, и не составили даже плана, благонадежнаго и общепріемлемаго, для предполагаемаго построенія. Обращусь къ любомудрію старому, но не лишенному силы: нѣтъ нужды, что устарѣлымъ покажется оно предъ тѣми, которые проповѣдуютъ безконечное движеніе къ новому, то-есть, плаваніе безъ пристани, стремленіе безъ цѣли. Книга Премудрости изображаетъ премудрость слѣдующими главными чертами: цѣломудрію и разуму учитъ, правдѣ и мужеству, ихже потребнѣе ничтоже есть въ житіи человѣкомъ (Прем. 8, 7). И вотъ черты премудрости, которыя прекрасно и величественно свѣтятъ въ словахъ, дѣяніяхъ и страданіяхъ мучениковъ Христіанскихъ.

Не высокій ли разумъ, или благоразсужденіе, является у нихъ, когда они, вопреки наслѣдственнымъ предразсудкамъ, уразумѣли нелѣпость многобожія, познали единаго истиннаго Бога, усмотрѣли неудовлетворительность внѣшняго Іудейскаго закона, открыли потребность благодати Христовой и ея Божественную силу и дѣйствительность; и достоинство сего новаго вѣдѣнія опредѣлили для себя такъ рѣшительно и твердо Павловою оцѣнкою: вмѣняю вся тщету быти за превосходящее разумѣніе Христа Іисуса Господа (Флп. 3, 8)?

Какъ совершенно ихъ цѣломудріе, или воздержаніе, когда они отреклись не только отъ всѣхъ страстныхъ чувственныхъ удовольствій, но большею частію и отъ невинныхъ; и не только не искали удовольствій, но рѣшались на жесточайшія страданія, чтобы сохранить чистыми мысль, совѣсть, сердце, душу, тѣло, и прославлять Бога въ тѣлесѣхъ и въ душахъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20)!

Какъ строга ихъ правда или праведность, когда отъ нихъ требовали только слова или знака, благопріятнаго язычеству, а думать оставляли ихъ, какъ хотятъ; и когда словомъ: «я не христіанинъ», или даже однимъ молчаніемъ, они могли бы избавиться отъ страданій и смерти, но они не хотѣли ослабить правды ниже словомъ, ниже молчаніемъ; — или когда, напримѣръ, одинъ изъ нихъ, которому вложили въ руку ѳиміамъ, и насильно наднесли ее надъ языческій алтарь, допустилъ жечь сію руку [1], но не разжалъ перстовъ, чтобы ѳиміамъ не упалъ на алтарь, что удовлетворило бы истязателей, и избавило бы его отъ мученія; — или, когда, перенося несправедливыя и жестокія оскорбленія, лишенія, истязанія, не только не помышляли они объ отмщеніи, но и оказывали гражданской и государственной власти гонителей точное повиновеніе во всемъ, что не противно закону Божію и нравственному!

Какъ величественно ихъ мужество, когда они, будучи предаваемы на сонмища, и ведомы къ царемъ и владыкамъ, за имя Христово, зная, что встрѣтятъ страданія и смерть, шли неуклонно, спокойно, и нѣкоторые даже съ радостію; — когда язычество сражалось съ ними угрозами, хуленіями, бичами, разными орудіями пытки, огнемъ, раскаленнымъ желѣзомъ, кипящимъ масломъ, мечемъ, но побѣда доставалась никого не уязвляющему оружію вѣры и любви Божіей и терпѣнія; — когда, напримѣръ, святый Лаврентій, лежа однимъ бокомъ на раскаленной сковрадѣ, сказалъ мучителямъ: «сожжено; оборотите на другой бокъ»; — или когда святый Іаковъ Персіянинъ, которому отсѣкали члены одинъ по другомъ, при отсѣченіи каждаго члена произносилъ славословіе Богу, какъ свойственно побѣдителю!

Я сказалъ, и повторяю: жребій мученичества не для всѣхъ: но мученическая мудрость не для однихъ мучениковъ. Она спасла и прославила ихъ, и свѣтитъ всѣмъ на пути истины и спасенія.

Кто не хочетъ блуждать на удачу, тотъ хорошо поступитъ, если при семъ свѣтѣ осмотрится, находится ли онъ на семъ пути, или, можетъ быть, не слишкомъ ли отъ него удалился.

Къ разуму истины Божественной, Христовой, спасительной, прилѣпились ли мы умомъ и сердцемъ такъ, что она сдѣлалась нашимъ сокровищемъ, нашимъ утѣшеніемъ, и что знанія низшія по предметамъ и цѣлямъ уступаютъ ей преимущество въ нашемъ вниманіи, въ нашей привязанности? — Это разумъ, которому учитъ премудрость. Или, напротивъ, болѣе книгъ священныхъ и назидательныхъ насъ привлекаютъ книги любопытныя и забавныя, и ученіе, которое обѣщаетъ похвалу или выгоду, занимаетъ болѣе, нежели ученіе, ведущее къ вѣчному спасенію? — Это не тотъ разумъ, которому премудрость учитъ.

Цѣломудріе и воздержаніе такъ ли обладаютъ нами, чтобы удерживать насъ отъ чувственныхъ удовольствій, по крайней мѣрѣ незаконныхъ, страстныхъ, излишнихъ, отъ зрѣнія и слышанія, неодобряемаго скромностію? Или, напротивъ, произвольно усиленная жажда чувственныхъ удовольствій кажется требованіемъ природы; привычкою къ чувственнымъ удовольствіямъ заглушается вкусъ къ удовольствіямъ духовнымъ; стыдъ не стоитъ на стражѣ противъ нескромныхъ зрѣлищъ и нецѣломудренныхъ словъ? — Это совсѣмъ не то, чему учитъ премудрость. Она учитъ цѣломудрію и воздержанію.

Правда наша не въ томъ ли только состоитъ, чтобы не обижать не обидѣвшаго насъ? — Это еще не премудрость. Внимательно наблюдать и ревностно исполнять наши обязанности къ Богу и ближнему, быть до самопожертвованія послушными законной власти, всегда быть готову, по возможности, сдѣлать ближнему добро, и отстранить отъ него зло, хранить прямодушіе, вѣрность въ словѣ, нельстивость, — такова правда и праведность, которой учитъ премудрость.

Мужество мы знаемъ и охотно прославляемъ въ жизни военной. А думаемъ ли о мужествѣ въ жизни нравственной? Рѣшусь ли спросить: какъ перенесли бы мы за вѣру и правду то, что переносили мученики? — Ограничусь вопросомъ легкимъ, какъ переносимъ мы уязвленіе насѣкомаго, — малую обиду, несправедливый упрекъ, колкое слово, причиненный вещественный уронъ? Не раздражаемся ли? Не готовы ли отмстить? — Какъ далеко сіе отъ премудрости, можно судить потому, что раздражаться, и, по движенію одной ярости, чуждой ума, мстительно нападать на раздражающаго, свойственно и звѣрямъ. Мужество и возвышенность духа, достойныя человѣка и премудрости, должны оказаться въ томъ, чтобы оскорбленіе малое или великое принять великодушно, оскорбившаго простить, и, поколику возможно, благоразсужденіемъ и доброжелательствомъ возвести его на лучшій путь. Бываетъ потребность въ мужествѣ не только въ отношеніи къ людямъ, которые противъ насъ, но и въ отношеніи къ тѣмъ, которые, по видимому, за насъ. Есть пріятные враги, которые дѣлаютъ нападенія не съ острымъ оружіемъ, но съ мягкими сѣтями. Есть люди, которые силою пріязни и дружбы влекутъ къ дѣламъ неблагороднымъ и неблагонравнымъ, и мысль о пріязни и дружбѣ можетъ ослаблять силу противоборства пороку. Кто станетъ твердо, и силою благочестиваго и нравственнаго чувства расторгнетъ сѣть, и отразитъ соблазнъ, тотъ сынъ мудрости, и ему принадлежитъ вѣнецъ мужества. Уступить лукавому соблазну, значитъ малодушно измѣнить премудрости.

Христе, Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24)! Молитвами и примѣрами святыхъ Твоихъ мучениковъ поучай, и научи насъ премудрости, не той, которую Ты обуилъ (8) и   о с у ж д а е ш ь [2] за ея гордость и суету, но той, которая первѣе убо чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, несумнѣнна и нелицемѣрна (Іак. 3, 17). Аминь.

Примѣчанія:
[1] См. Слово св. Василія Великаго о св. мученикѣ Варлаамѣ. Ноября 19 день.
[2] Въ рукописи автора: «и обуеваешь».

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 115-120.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0