Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1850 годъ.

CCCXLI.
252. Слово въ храмѣ святыя мученицы Татіаны, при Императорскомъ Московскомъ Университетѣ.

(Говорено Генваря 12; напечатано въ Твор. Св. От., въ Москов. Вѣд., Губерн. Вѣд. 1850 г. и въ собр. 1861 г.)

И рече человѣку: се благочестіе есть премудрость, а еже удалятися отъ зла есть вѣдѣніе (Іов. 28, 28).

Одинъ изъ Греческихъ Царей, создавъ одинъ изъ знаменитѣйшихъ въ Христіанствѣ храмовъ, наименовалъ его храмомъ Премудрости Божіей. Какая мысль произвела сіе наименованіе? — Думаю, та, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по слову Апостола, есть Божія премудрость (1 Кор. 1, 24), и что подъ именемъ премудрости (Прит. 8, 27-29) Онъ изображенъ въ Писаніяхъ Соломона, съ которымъ Греческій Царь нѣкоторымъ образомъ состязался въ подвигѣ храмоздательства. По сему разсужденію и всякій храмъ Христіанскій, слѣдственно и сей, въ которомъ теперь мы находимся, есть храмъ премудрости.

И сія обитель знаній, которая для себя устроила сей храмъ, и въ немъ нынѣ празднуя, воспоминаетъ и освящаетъ день своего учрежденія, — которая своимъ наименованіемъ провозглашаетъ себя вмѣщающею, или, по крайней мѣрѣ, подвизающеюся вмѣстить въ себѣ всѣ знанія человѣческія, — не представляется ли по сему обителію премудрости?

И такъ здѣсь даже невольно должна придти мысль о премудрости. А съ пришедшею мыслію о премудрости не тотчасъ можно разстаться. Ибо не знаю, найдется ли человѣкъ, который бы (если только не совсѣмъ утратилъ человѣческія способности), встрѣтясь съ премудростію, не пожелалъ хотя что нибудь у нея заимствовать.

Желаю и я теперь взять хотя небольшой урокъ премудрости. И поелику едва удостоиваю себя не болѣе, какъ въ ученики ея: то беру на сей разъ въ учители праведнаго Іова.

Кажется, это достойный учитель премудрости. Онъ выдержалъ для сей степени строгое испытаніе, съ совершеннымъ успѣхомъ. Три состязателя: Елифазъ, Валдадъ, Софаръ, семь дней и семь ночей въ молчаніи провели при немъ, собираясь съ мыслями; потомъ каждый изъ нихъ неоднократно вступалъ съ нимъ въ споръ, а по нихъ еще и четвертый состязатель Еліусъ: и всѣ они каждый разъ получали отъ Іова сильный отпоръ. Наконецъ Верховный Непогрѣшительный Судія объявилъ о семъ состязаніи рѣшительный приговоръ: не глаголасте предо Мною ничтоже истинно, якоже рабъ Мой Іовъ (Іов. 42, 7). Правда, когда сей верховный Судія продолжилъ испытаніе непосредственно Самъ, и вошелъ съ Іовомъ въ состязаніе сквозѣ бурю и облаки (Іов. 38, 1): тогда мудрость Іова изнемогла, и онъ признался въ своей неспособности далѣе выдерживать испытаніе и даже въ своей ничтожности: почто еще азъ прюся, наказуемъ, и обличаемъ отъ Господа, слышай таковая, ничтоже сый? Азъ же кій отвѣтъ дамъ къ симъ? руку положу на устѣхъ моихъ (Іов. 39, 34). Но, видно и въ признаніи своей немощи и ничтожности есть нѣкоторая мудрость: потому что Господь не осудилъ Іова за сіе признаніе, а наградилъ; и тѣмъ кончилъ и другое, еще болѣе трудное испытаніе Іова, въ которомъ адское зломудріе возражало противъ его мудрости не словами, но жесточайшими бѣдами: даде Господь сугубая, елика бяху прежде Іову во усугубленіе (Іов. 42, 10).

И такъ вы согласитесь со мною взять Іова въ учители премудрости. Будьте же внимательны къ уроку, который онъ намъ преподаетъ.

Вотъ онъ ищетъ премудрости: премудрость откуду обрѣтеся? и кое мѣсто есть вѣдѣнія? И не находитъ ея въ человѣкѣ. Не вѣсть человѣкъ пути ея, ниже обрѣтеся въ человѣцѣхъ (Іов. 28, 12-13). Подумали бы о семъ тѣ, которые полагаютъ, что человѣкъ самъ для себя есть источникъ премудрости, и что онъ прядетъ изъ себя знаніе, какъ шелковый червь шелковую нить, съ тою, не въ пользу человѣка, разностію, что шелковую нить умѣетъ выпрясть каждый червь, а нить премудрости медленно, неровно, непрочно, прядетъ весь человѣческій родъ. Іовъ продолжаетъ искать премудрости: но не находитъ ея и внѣ человѣка, въ видимой природѣ. Бездна рече: нѣсть во мнѣ; и море рече: нѣсть со мною. Подумали бы о семъ тѣ, которые наблюденіемъ, опытомъ, изслѣдованіемъ стараются пройти видимую природу въ долготу и широту ея и проникнуть въ ея глубину; которые, убивая одинъ видъ вещества другимъ, и раздѣляя оное на тончайшія части, надѣются дойдти до дна и основанія природы, и на немъ построить премудрость. Изслѣдованіе природы имѣетъ свою пользу, когда открываетъ ея законы, и чрезъ то разрушаетъ предразсудки, господствующіе надъ незнающими сихъ законовъ; когда открываетъ въ ней силы и средства, удовлетворяющія потребностямъ жизни человѣческой. Изслѣдованіе природы имѣетъ свое достоинство, и можетъ сдѣлаться путемъ къ премудрости, когда, какъ говоритъ древняя книга премудрости, отъ величества красоты созданій сравнительно Рододѣлатель ихъ познавается (Прем. 13, 5); когда очищенному отъ страстей оку, какъ говоритъ Апостолъ, невидимая Божія творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). Но если мы умножаемъ и разнообразимъ познанія о вещественномъ, не помышляя о духовномъ: углубляемся въ изслѣдованія о тваряхъ, не возвышаясь къ Творцу: то, хотя бы познанія наши казались обширными, какъ море, изслѣдованія наши глубокими, какъ бездна, по разсужденію Іова, надлежитъ опасаться, что ищущему здѣсь премудрости бездна речетъ: нѣсть во мнѣ; и море речетъ: нѣсть со мною.

Между тѣмъ Іовъ высоко цѣнитъ премудрость, или, точнѣе сказать, ставитъ ее выше всякой цѣны. Не дастся сокровище за ню, и не извѣсится сребро на измѣненіе ея. Сіи слова возбуждаютъ меня спросить, если можно, сего учителя, какъ же судилъ бы онъ о вѣкѣ, въ которомъ люди, мнящіеся мыслить и знать болѣе другихъ, торопливо собираютъ мысли, или, за недостаткомъ ихъ, мечты воображенія, наполняютъ ими книги, усильно распространяютъ ихъ, единственно для того, чтобы у читающихъ искусно похитить время, и взять цѣну сребра. Призналъ ли бы онъ, что такія мысленныя и словесныя произведенія могутъ хотя сколько нибудь пробить или уровнять путь къ безцѣнной премудрости, или только загромождаютъ его? — Мой Учитель, въ отдаленіи вѣковъ, не слышитъ меня и не отвѣтствуетъ на мои вопросы. Можетъ быть, и хорошо молчаніе, когда отвѣтъ едва ли былъ бы пріятенъ вѣку сему.

Наконецъ Іовъ открываетъ, гдѣ найдти премудрость: Богъ благо позна ея путь: Самъ бо вѣсть мѣсто ея. Если бы кто сказалъ, что изъ сего еще не видно, какъ человѣкъ можетъ достигнуть премудрости: я могу дополнить слова Учителя. Вѣдомое Богу мѣсто премудрости есть Его умъ, Его слово, Его духъ. И такъ иди путемъ, который ведетъ къ Богу, и тѣмъ же путемъ будешь приближаться къ премудрости. Путь же къ Богу извѣстенъ: — благоговѣйное размышленіе, молитва, вѣра.

Но Учитель нашъ и самъ дополняетъ свое изслѣдованіе о премудрости, указывая на вѣрнѣйшее къ ней руководство, Самимъ Богомъ преподанное человѣку. И рече человѣку: се благочестіе есть премудрость, а еже удалятися отъ зла есть вѣдѣніе.

Какое простое руководство къ премудрости! Имѣй благочестіе, и ты имѣешь премудрость: удаляйся отъ зла, и ты обладаешь знаніемъ.

Опасаться можно, что сіе ученіе можетъ быть недовольно понято и принято нѣкоторыми потому самому, что очень просто.

Неужели, скажутъ, ничего болѣе не надобно? Неужели бросить всѣ науки? Неужели затворить всѣ обители высшихъ знаній? Нѣтъ, возлюбленные соученики, благочестіе не есть отрицаніе наукъ и знаній: вамъ именно говорятъ, и говорятъ отъ лица Самаго Бога, что благочестіе есть премудрость; а премудрость есть мать, воспитательница, покровительница истинныхъ знаній и полезныхъ наукъ. И благочестіе есть жизненное, руководительное и охранительное начало истиннаго знанія. Удаляться отъ зла значитъ возжигать свѣтильникъ просвѣщенія въ сердцѣ, и охранять свѣтильникъ ума отъ бурь, которыя могутъ погасить его, или раздуть пожаръ.

Кто не слыхалъ о мудрости Соломона? — Умножися мудрость Соломона зѣло, говоритъ книга Царствъ, паче смысла всѣхъ древнихъ человѣкъ (3 Цар. 4, 30). Глагола о древѣхъ отъ кедра иже въ Ливанѣ, и даже до иссопа исходящаго изъ стѣны (3 Цар. 4, 33): сей одной черты довольно, чтобы усмотрѣть обширность и разнообразіе познаній его. Кто же преподалъ ему оныя? — Благочестіе. Все учебное поприще Соломона, всѣ учебныя пособія его ограничиваются слѣдующимъ: Господи Боже, даждь мнѣ премудрость и разумъ. И рече Богъ къ Соломону: премудрость и разумъ даю тебѣ (2 Пар. 1, 9-12).

Не всякой симъ однимъ способомъ ученія будетъ умѣть достигнуть подобнаго успѣха. И потому, ищущіе знанія и премудрости, слушайте просвѣщенныхъ наставниковъ; читайте основательныя и благонамѣренныя писанія; размышляйте: но не забывайте и урока мудраго Іова; не забывайте и Соломонова способа ученія, который предлагается также и Апостоломъ: аще кто отъ васъ лишенъ есть премудрости: да прóситъ отъ дающаго Бога всѣмъ нелицепріемнѣ, и не поношающаго, и дастся ему. Да прóситъ же съ вѣрою (Іак. 1, 5-6). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ V (послѣдній): 1849-1867. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1885. — С. 63-67.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0