Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1845 годъ.

CCLXXIX.
198. Слово въ день Преображенія Господня.

(Говорено въ Спасо-Виѳанскомъ монастырѣ Августа 6-го; напечатано въ Твор. Св. Отц. 1846 г. и въ собраніи 1848 г.)

Пріидите любящіе ученіе истины: любовь ваша нынѣ награждается и удовлетворяется совершеннѣйшимъ ученіемъ высочайшей Истины. Пріидите и маловнимательные къ ученію, или недовольные несовершенствомъ и недостоинствомъ преподающихъ оное; возбудите ваше вниманіе: нынѣ можете слышать Учителя, Котораго достоинство безпримѣрно, и, конечно, такъ же превосходно должно быть и ученіе. Отъ Ѳавора слышна проповѣдь не учителя церковнаго, не Апостола, не Пророка, даже не Ангела, но самого Бога Отца. Се гласъ изъ облака, глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5).

Учители церковные различають два вида спасительнаго ученія: догматы и заповѣди. Догматъ есть Богомъ открытая истина, которой мы должны вѣровать для нашего спасенія. Заповѣдь есть Богомъ данное повелѣніе или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасенія.

Сей самый составъ ученія представляетъ и небесная Ѳаворская проповѣдь. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: вотъ догматъ! Того послушайте: вотъ заповѣдь!

О догматѣ была проповѣдь Божественная еще прежде, на Іорданѣ. И тамъ былъ гласъ съ небесе глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17). То была проповѣдь къ первому проповѣднику Новаго Завѣта, Іоанну Крестителю; и едва ли не одинъ онъ въ то время достаточно ее выразумѣлъ. Начиналъ онъ и самъ проповѣдывать слышанное съ неба, когда говорилъ о Іисусѣ: Грядый свыше надъ всѣми есть (Іоан. 3, 31), и еще: Отецъ любитъ Сына, и вся даде въ руцѣ Его (Іоан. 3, 35): но проповѣдь Іоанна вскорѣ прекратилась, съ его свободою и жизнію. Посему благопотребно то было для утвержденія вѣры и благотворно для нашего невѣдѣнія и маловѣрія, что догматъ о Единородномъ Сынѣ Божіемъ вновь проповѣданъ съ неба на Ѳаворѣ тремъ первѣйшимъ изъ Апостоловъ, какъ тремъ, по закону, достаточнымъ свидѣтелямъ, уготовляемымъ во вселенскіе проповѣдники вѣры. Ибо, хотя имъ въ то же время и было заповѣдано никомуже повѣдати видѣнія Ѳаворскаго, дондеже Сынъ человѣческій изъ мертвыхъ воскреснетъ (Матѳ. 17, 9): но, по минованіи предѣла сего запрещенія, они имѣли сіе видѣніе одною изъ непоколебимыхъ опоръ своего свидѣтельствованія о Божествѣ, силѣ и славѣ Іисуса Христа, какъ о семъ пишетъ Апостолъ Петръ въ своемъ предсмертномъ посланіи: сказахомъ вамъ силу и пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, самовидцы бывше величествія онаго. Пріемь бо отъ Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу къ Нему такову отъ велелѣпныя славы: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже Азъ благоизволихъ! И сей гласъ мы слышахомъ съ небесе сшедшъ, съ Нимъ суще на горѣ святѣй (2 Петр. 1, 16-18).

Съ благоговѣніемъ и радостію да помышляемъ, братія, о святости и твердости вѣры во Іисуса Христа Сына Божія, и съ непрестающею благодарностію къ открывшему ее и утвердившему Богу. Тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). И дабы приготовить міръ къ принятію Его, предварительно многочастнѣ и многообразнѣ древле Богъ глаголалъ отцемъ во пророцѣхъ (Евр. 1, 1), предвозвѣщая Его явленіе, и образы будущаго явленія Его представлялъ въ праотцахъ и въ законѣ, имѣвшемъ сѣнь грядущихъ благъ (Евр. 10, 1). Когда же Онъ дѣйствительно явился въ мірѣ, но явился въ естествѣ человѣческомъ: тогда къ открытію того что скрывалось подъ симъ покровомъ, употреблены были чудеса, являющія Божественную силу. Но какъ и чудеса, являя присутствіе Божественной силы, не проявляютъ рѣшительно Божескаго существа въ лицѣ чудотворца, потому что могутъ быть и человѣками совершаемы, по волѣ и силѣ Божіей: то что еще надлежало дѣлать, чтобы явить истиннаго Сына Божія въ лицѣ Іисуса? Провозгласить ли Ему Самого Себя? Не обинулся Онъ сдѣлать сіе, когда, напримѣръ, сказалъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30); и Его слово твердо было само собою, какъ слово самой Истины, и подтверждаемо было Его чудесами. Но поелику Онъ призналъ также, что для человѣческаго удостовѣренія недостаточно собственное о Себѣ свидѣтельство: аще Азъ свидѣтельствую о Мнѣ, свидѣтельство Мое нѣсть истинно (Іоан. 5, 31): то видите ли, какою преизбыточествующею мѣрою восполняется сей недостатокъ? Богъ Отецъ, Который, по изъясненію Апостола, во свѣтѣ живетъ неѣристуѣнѣмъ, Егоже никтоже видѣлъ есть отъ человѣкъ, ниже видѣти можетъ (1 Тим. 6, 16), подвигся отъ Своей невѣдомой высоты, преклонилъ небеса, облекъ Свой неприступный свѣтъ въ доступный созерцанію свѣтлый облакъ, сократилъ Свое безконечное вѣдѣніе и откровеніе безконечнаго въ подобіе человѣческаго гласа, и Самъ проповѣдалъ единосущное съ Собою Божество рабій зракъ носящаго Іисуса, нарекши Его Своимъ Сыномъ возлюбленнымъ: ибо сынъ возлюбленный въ священномъ языкѣ означаетъ сына единороднаго (Быт. 22, 2. 12. 16; Суд. 11, 34; Іер. 6, 26; Амос. 8, 10; Зах. 12, 10); а Сынъ Единородный не иный быть можетъ, какъ Единосущный Отцу Своему.

Обратимся отъ догмата къ заповѣди.

Въ Богоявленіи на Іорданѣ провозглашенъ только догматъ о Единосущномъ со Отцемъ Сынѣ Божіемъ: въ видѣніи на Ѳаворѣ къ сему догмату присовокуплена заповѣдь: Того послушайте! То есть: вы должны какъ слушать ученіе воплощеннаго Сына Божія, такъ и вступить въ дѣятельное къ Нему послушаніе, и постоянно пребывать въ семъ послушаніи.

На Іорданѣ провозглашать заповѣдь послушанія для Іоанна было уже не нужно, а для другихъ еще рано. Для Іоанна уже не нужно: поелику онъ уже исполнялъ сію заповѣдь, когда изъ послушанія крестилъ Іисуса, препобѣждая собственное убѣжденіе, по которому желалъ самъ отъ Него креститься, а не крестить Его. Для другихъ еще рано: потому что на Іорданѣ Христосъ явился еще только своимъ лицемъ, къ которому нужно было возбудить вниманіе и вѣру, а не открылъ еще Своего ученія, которое требовало повиновенія.

На Ѳаворѣ заповѣдь послушанія провозглашена, частію, можетъ быть, соотвѣтотвенно съ особенною потребностію свидѣтелей Ѳаворскаго видѣнія. Ибо предъ симъ и первоверховный въ вѣрѣ Петръ, хотя первый изъ Апостоловъ исповѣдалъ Іисуса Христомъ Сыномъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16), не оказалъ однако готовности препобѣждать собственныя убѣжденія покорностію слову Христову. Когда начатъ Іисусъ сказовати ученикомъ Своимъ, яко подобаетъ Ему идти въ Іерусалимъ, и много пострадати отъ старецъ и архіерей и книжникъ, и убіену быти, и въ третій день востати: тогда Петръ начатъ прерѣцати Ему, глаголя: милосердъ Ты, Господи: не имать быти Тебѣ сіе (21, 22). Хотя же сіе открытое прекословіе таинству вѣры немедленно пресѣчено было строгимъ упрекомъ Господа: однако, можетъ быть, внутреннее расположеніе Петра требовало дальнѣйшаго врачеванія. Вѣроятно, сіе врачеваніе продолжали Моисей и Илія, когда, бесѣдуя съ Іисусомъ на Ѳаворѣ, глаголаста исходъ Его, егоже хотяше скончати во Іерусалимѣ (Лук. 9, 31), то есть, бесѣдовали съ Нимъ о предстоящихъ Ему страданіяхъ и крестной смерти. Для нихъ это была бесѣда созерцанія и молитвы, а для Петра продолженіе того ученія о крестѣ, которому онъ дерзнулъ-было противоборствовать. Вѣроятно, сіе врачеваніе довершалъ и самъ Пренебесный Врачъ силою Своего слова. Того послушайте; то есть, покаряйтесь ученію воплощеннаго Сына Божія, хотя бы оно и казалось прекословнымъ для вашего естественнаго мудрованія, хотя бы оно васъ оглашало страданіемъ и крестомъ, среди вашего стремленія къ блаженству и славѣ.

Но какъ бы то ни было съ Апостоломъ Петромъ и съ двумя его соучастниками въ Ѳаворскомъ видѣніи: то вѣрно, что какъ догматъ, такъ равно и заповѣдь, проповѣданные на Ѳаворѣ, проповѣданы не для нихъ однихъ, но и для всѣхъ насъ. Не для трехъ человѣкъ гласитъ съ небесъ на землю Божественная Истина, но для спасенія всего рода человѣческаго. Гласъ Господень въ крѣпости, гласъ Господень въ великолѣпіи (Псал. 28, 4). Онъ не ограничивается мѣстомъ, не пресѣкается временемъ. Съ какою властію и силою возгремѣлъ Онъ на Ѳаворѣ для трехъ учениковъ Христовыхъ: съ тою же самою властію и силою исходитъ онъ и нынѣ изъ Евангелія для всѣхъ учениковъ Христовыхъ. И тогда, какъ властію всепокаряющею повелѣваетъ, силою вседѣйствующею даетъ способность исполнять повелѣнное. Помыслимъ же, братія, что сею самою властію и силою самъ Богъ Отецъ вводитъ и насъ въ послушаніе возлюбленному Сыну Своему Іисусу Христу. Дерзнетъ ли кто не покориться сей Божественной власти? Кто не возжелаетъ отъ сея спасительныя силы принять даръ послушанія? Того послушайте! Кáкъ не послушать всегда и во всемъ? Неужели кто нибудь не послушаетъ?

Глаголетъ воплощенный Сынъ Божій: вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1). Послушайте Его; и содѣлайте сію вѣру начальною движущею силою вашей жизни!

Начатъ Іисусъ, и еще не престаетъ, проповѣдати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство небесное (Матѳ. 4, 17). Послушайте Его; и поспѣшайте путемъ покаянія достигать Царства небеснаго близкаго, доколѣ правосудіе, также близкое, не затворило дверей милосердія!

Съ горы, не такъ высокой, какъ Ѳаворъ, но тѣмъ удобнѣе всѣмъ доступной, учитъ Господь Іисусъ народы, и для разнообразнаго множества учениковъ указуетъ различныя стези къ блаженству, впрочемъ соединяющіяся въ единый общій путь спасенія: блажени, говоритъ, нищіи духомъ: блажени плачущіи; блажени кротцыи; блажени алчущіи и жаждущіи правды; блажени милостивіи, чистіи сердцемъ, миротворцы; наконецъ блажени изгнани правды ради и Мене ради (Матѳ. 5, 3-11), то есть, вѣрные до страданія и смерти. Послушайте Божественнаго Наставника; и, если съ перваго взгляда труднымъ кажется пройдти столь многія степени восхожденія къ блаженству, вступите хотя въ нѣкоторыя изъ указанныхъ стезей, болѣе близкія, или соотвѣтственныя вашему настоящему положенію, только непремѣнно вступите и нелѣностно продолжайте идти. Поколику чувствуете себя въ состояніи грѣха: держитесь стези плача, можетъ быть, жесткой и неудобопроходной въ началѣ, но въ продолженіи, безъ сомнѣнія, пріятной, и простирайтесь далѣе по стезѣ непрестаннаго алканія правды, не человѣческой, но Божіей, даруемой Іисусомъ Христомъ, Иже бысть намъ премудрость отъ Бога, правда же, и освященіе, и избавленіе (1 Кор. 1, 30). Мнящіе себя быть въ чемъ-нибудь не малыми, поспѣшайте на стезю нищеты духовной и познанія своего ничтожества. Искушаемые своею или другихъ склонностію ко гнѣву и несогласію, съ особеннымъ усиліемъ устремляйтесь на стези кротости и миролюбія. Подвизайтесь для чистоты сердца, не менѣе чистоты внѣшнихъ дѣлъ: ибо на сердце зритъ всечистое око Божіе. Не чуждайтесь и крестнаго пути, слыша Господа глаголющаго: аще кто хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24). Не прекословьте слову креста вашего, какъ Петръ напрасно прекословилъ слову креста Христова. Не находимъ ли мы высокаго удовольствія, если можемъ перенести трудный подвигъ для человѣка, котораго чтимъ и любимъ? Изъ сего, по восхожденію отъ малаго къ великому, самое вѣрное заключеніе есть то, что, если охотно понесемъ крестъ для Христа, найдемъ блаженство въ самомъ подвигѣ, прежде блаженства за подвигъ. Не отречемся же взять крестъ свой, да распнемся плоти, умерщвляя похоти ея; да распнемся міру, не прельщаясь его блескомъ и славою; да распнемся нашему самолюбію, подвизаясь всегда дѣйствовать, говорить, мыслить и жить для Христа, да живетъ въ насъ Христосъ!

Христіане! Всякимъ и всегдашнимъ послушаніемъ послушайте Христа Господа, Который бысть и будетъ послушающимъ Его виновенъ спасенія вѣчнаго (Евр. 5, 9). Слава Ему со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ IV: 1836-1848. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1882. — С. 401-406.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0