Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1843 годъ.

CCLI.
170. Слово въ день Святыя Пасхи.

(Говорено 11 апрѣля въ Успенскомъ Соборѣ; напечатано отдѣльно и въ собраніяхъ 1844 и 1848 гг.)

Христосъ воскресе!

Христова Церковь торжественнѣйшимъ образомъ огласила нынѣ слухъ нашъ высочайшимъ изъ благовѣстій: Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово, и такъ далѣе. И какъ мы знаемъ ея обычай — Евангельскимъ чтеніемъ ознаменовывать таинство дня, и подавать намъ предметъ благоговѣйнаго размышленія и духовнаго поученія: то что теперь долженъ я дѣлать?

Стараться ли мнѣ восторгнуть ваши души отъ земли, вознести превыше солнца и звѣздъ, вести на небеса небесъ, мимо низшихъ и высшихъ чиновъ Ангельскихъ, до крайнихъ высотъ сотвореннаго, туда, гдѣ нѣтъ времени, потому что тамъ открыта не преходящая и не дѣлящаяся вѣчность, гдѣ пространство изчезаетъ въ безпредѣльности, откуда обратнымъ взоромъ удостовѣриться можно, какъ не преувеличено, какъ даже слабо выраженіе Премудраго, что якоже стражикъ въ превѣсѣхъ, тако весь міръ предъ Богомъ, и яко капля росы утреннія, сходящія на землю (Прем. 11, 23)? Требовать ли, чтобы вы стали на стражѣ созерцанія со святымъ Евангелистомъ Іоанномъ, выше, нежели стоялъ на своей стражѣ пророкъ Аввакумъ: поелику пророкъ созерцалъ Сына Божія въ явленіи Его воплощенія, а Евангелистъ созерцаетъ Его въ таинствѣ Его предвѣчнаго рожденія? Бесѣдовать ли къ вамъ о началѣ, въ возвышеннѣйшемъ значеніи сего слова, о началѣ всякаго начала, какъ изъяснился Царь пророкъ (1 Пар. 29, 12), о началѣ, которое далеко предшествуетъ началу времени и всего, что во времени, — о началѣ, отъ котораго все начинается въ самой вѣчности, но которое никакимъ дальнѣйшимъ началомъ, равно какъ и концемъ, не ограничивается? Искать ли мнѣ словъ, дабы, сколь можно ближе къ вашему разумѣнію, и изрещи вамъ Слово, которое не только человѣческій, но и Ангельскій умъ постигнуть, и языкъ изъяснить, не достаточенъ, — Слово, которое изрекъ единственно, и вѣчно изрекаетъ, или раждаетъ Единъ вѣчный Отецъ Слова, и которое Само изрекло всѣ прочія существа, не именовательно къ слышанію и познанію, но существенно къ бытію и благобытію? Пересказывать ли, какъ-нибудь простѣе, выспреннее сказаніе верховнаго Богослова, что въ началѣ бѣ Слово, то есть, Оно не началось, такъ чтобы вы могли представлять Его нѣкогда не бывшимъ, но въ довременномъ и вѣчномъ началѣ всегда было, равно какъ всегда есть и всегда будетъ, поелику есть присносущно: что Слово бѣ у Бога, то есть, Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, рожденіемъ Своимъ не отдѣлился и не отлучился отъ Бога Отца, но есть единосущенъ Отцу и Святому Духу; что Богъ бѣ Слово, то есть, имя Бога въ томъ же истинномъ смыслѣ, въ какомъ принадлежитъ Богу Отцу, равномѣрно принадлежитъ и Сыну Божію, подобно какъ и Духу Святому, впрочемъ такъ, что въ трехъ Божескихъ Ѵпостасяхъ единъ токмо есть Богъ но существу; что симъ ѵпостаснымъ Словомъ Божіимъ сотворено все безъ изъятія, земное и небесное, видимое и невидимое; что въ Немъ заключается жизнь, или источникъ жизни всего живущаго, и наипаче живущаго духовною и безсмертною жизнію; что сія источная жизнь всегда была и есть свѣтомъ для человѣковъ, который сіялъ для нихъ въ раю, не совсѣмъ скрылся отъ нихъ на земли, не угашенъ язычествомъ, хотя имъ не усмотрѣнъ и не принятъ, знаменовалъ себя тѣнью — въ законѣ Моисеевомъ, зарею — въ пророкахъ; доколѣ наконецъ, какъ солнце и день, явилось воплощенное Слово, съ полнымъ свѣтомъ истины, съ животворящею и чудодѣйствующею силою, и въ Его жизни, проповѣди, дѣяніяхъ, даже въ вольномъ страданіи и смерти, наипаче же въ воскресеніи — видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины?

Видите, что я едва только покушаюсь богословствовать подъ руководствомъ святаго Іоанна Богослова: и, можетъ быть, въ немногомъ, что я сказалъ, уже много дерзновенія для немощи моего слова и, не прогнѣвайтесь, можетъ быть, и для немощи вашего слуха. И между богодухновенными Евангелистами не одному ли сыну громову дано такъ торжественно возгремѣть благовѣстіемъ пренебесной славы Бога Слова?

Впрочемъ, какъ слыша звуки грома, хотя мы не разумѣемъ ихъ такъ ясно и раздѣльно, какъ нѣкогда тотъ же сынъ громовъ разумѣлъ таинственные гласы седми громовъ, однако чувствуемъ, что они намъ возвѣщаютъ величіе Божіе: такъ, слыша высокіе глаголы святаго Іоанна о Богѣ Словѣ, хотя мы не достигаемъ совершеннаго ихъ разумѣнія, и по недостатку чистоты ума, и по недостижимой высотѣ самаго предмета, тѣмъ не менѣе можемъ чувствовать, что ими намъ возвѣщается, Божественное само въ себѣ, спасительное для насъ, величіе Господа нашего Іисуса Христа. И сего довольно.

Можно удивляться и недоумѣвать, какъ это случилось, что Богомудрая Наставница наша, Святая Церковь, на сей день веселія назначила намъ изъ Евангелія столь трудный урокъ. Въ день воскресенія не ближе ли было бы бесѣдовать изъ Евангелія собственно о воскресеніи, въ день радости всѣми способами возбуждать и питать радость? Радость не была ли первымъ порожденіемъ воскресенія, хотя въ то же время дѣйствовалъ и страхъ отъ внезапнаго явленія чудесъ? — Пришедшія видѣти гробъ, но получившія вѣсть о воскресеніи Господа, со страхомъ и радостію веліею текостѣ возвѣстити ученикомъ Его (Матѳ. 28, 8). Не повелѣлъ ли Самъ Воскресшій радоваться въ день воскресенія? — Се Іисусъ срѣтѣ я, глаголя: радуйтеся (Матѳ. 28, 9)! Что было съ Апостолами, когда они увидѣли Воскресшаго и удостовѣрились въ Немъ Его крестными ранами? — Возрадовашася убо ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 20). Да и Церковь не признаетъ ли нынѣ, болѣе нежели когда-либо, владычество радости, наполняя почти все Богослуженіе торжественнымъ пѣснопѣніемъ, преимущественно предъ чтеніемъ и ученіемъ?

Говорю сіе не съ тѣмъ, чтобы входить съ Матерію-Церковію въ состязаніе о ея уставѣ, но чтобы дать вамъ способъ лучше уразумѣть ея уставъ, и тѣмъ лучше исполнить его.

Какая же была мысль Матери-Церкви, по которой она среди радости призываетъ чадъ своихъ къ трудному размышленію о высокой истинѣ, или къ высокому созерцанію таинства истины? — Безъ сомнѣнія, не умѣстнымъ сіе признала бы она, если бы предполагала въ насъ радость, ниспадающую въ чувственность, смѣшанную съ суетою, разсѣянную, шумную: а если признала сіе умѣстнымъ, то, безъ сомнѣнія, въ томъ предположеніи, что праздничная радость наша должна быть духовная, чистая, мирная, возвышенная; ибо такая радость не только не препятствуетъ основательному и глубокому размышленію, но и дѣлаетъ человѣка болѣе обыкновеннаго способнымъ къ высокому созерцанію. Евангельская исторія представляетъ убѣдительные сего примѣры. Когда будущая матерь Предтечева и будущая матерь Господня, узрѣвъ другъ друга, возрадовались чистою радостію, и радость праведной Елисаветы сообщилась и младенцу во чревѣ ея: какое было послѣдствіе сихъ трехъ радостей? — То, что обѣ матери пришли въ божественный восторгъ, и обѣ пророчествовали. Когда Ѳома, долѣе другихъ Апостоловъ невѣріемъ лишенный радости воскресенія, вдругъ обильно почерпнулъ ее изъ ранъ Воскресшаго: какъ дѣйствовала въ немъ сія радость? Она разрѣшилась Богословіемъ. Отвѣща Ѳома, и рече Ему: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28)! И это весьма естественно: ибо ничто такъ прямо не ведетъ къ мысли, къ вѣрѣ и къ удостовѣренію о Божествѣ Іисуса Христа, какъ Его воскресеніе.

Итакъ мы нѣсколько дознали теперь, какова должна быть настоящяя радость наша, дабы она соотвѣтствовала и достоинству своего предмета, и намѣренію Матери-Церкви. О, чада свѣтообразная Церковная! Умѣйте пользоваться свѣтомъ, который такъ обильно изливаетъ на васъ Воскресшій Господь! Если не такъ легко умѣть хорошо богословствовать: кажется, не трудно, по крайней мѣрѣ, умѣть хорошо радоваться. Внимайте себѣ, и тщателыю наблюдайте, чтобы праздничная радость ваша была духовная, чистая, мирная, возвышающая души ваши.

Когда, отъ мудрыхъ, можетъ быть, дѣвъ навѣдавшись о минутѣ, благоугодной Небесному Жениху, въ полунощи, со свѣтильниками, вы окружили Его чертогъ, наполнили Его храмъ; похищенные у сна часы и начатки дня посвятили и посвящаете славословію, Евангелію, Таинству, слову истины: симъ являете вы знаменія радости духовной и чистой. Когда подаете другъ другу цѣлованіе мира, не устраняя никого, къ вамъ приближающагося: вотъ признакъ радости мирной. Когда всякія уста, всякое ухо исполнены именами Христа и Воскресенія: охотно признаю сіе выраженіемъ радости, возвышающей души ваши туда, гдѣ царствуетъ Воскресшій. До сихъ поръ, кажется, все хорошо. Святое утро озарено свѣтомъ радости святой.

Но сей ночи и сего утра будетъ ли достоинъ день, и вечеръ, и седмица, которую Церковь опредѣлила для радости Воскресенія? Радость духовную не поглотитъ ли вскорѣ веселіе чувственное? То, что для души вашей собрали вы во храмѣ, внѣ храма не разсѣетъ ли суета безъ остатка? Послѣ зрѣлища священнаго, небеснаго, Божественнаго, не понадобятся ли вамъ низкія зрѣлища мірскія, на которыхъ игрушка — вещь, и, что еще хуже, игрушка — человѣкъ, будутъ играть вниманіемъ вашего ума, и движеніями вашего сердца, на которыхъ разновидно олицетворенныя, — страсть, безуміе, порокъ, оспоривать будутъ другъ у друга ваше время, ваши похвалы, ваши деньги, — можетъ быть, тѣ деньги, въ которыхъ отказано бѣдному? Не сіе ли пророкъ называетъ посрамленіемъ радости? Посрамиша, говоритъ, радость сынове человѣчи (Іоил. 1, 12).

Совѣтую и молю, благоговѣйно чтимую въ началѣ радость не посрамлять въ послѣдствіи. Прилично ли обращать въ игру и забаву такую радость, которая намъ пріобрѣтена жертвою и страданемъ? Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ. Тѣмже, заключаетъ Апостолъ, да празднуемъ не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8). Яко во дни, благообразно да ходимъ: не козлогласованіи и піянствы, не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистію, но облецытеся Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ (Рим, 13, 13-14). Довольно у Него свѣта и нетлѣнной радости для всѣхъ и каждаго, чтобы никто не имѣлъ нужды, мимо Его, преслѣдовать призрачный блескъ, и безсмертной душѣ искать пищи въ тлѣніи. Ищите же радости всегда въ истинномъ Ея источникѣ. Радуйтесь всегда о Господѣ, и паки реку: радуйтеся (Флп. 4, 4). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ IV: 1836-1848. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1882. — С. 243-248.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0