Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1826 г.

CLXXXVI.
34. Слово въ день Преображенія Господня.

(Говорено въ Чудовѣ монастырѣ, августа 6 дня.)

Аминь глаголю вамъ, (яко) суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи Своемъ (Матѳ. 16, 28).

Іудеи, отъ дней родоначальника своего Авраама, ожидали нѣкоего блаженнаго царствія, долженствовавшаго устроиться чрезъ обѣтованное сѣмя, въ которомъ по обѣтованію благословятся всѣ народы земли: но болѣе четыредесяти родовъ отъ Авраама вкусили смерть прежде, нежели явилось обѣтованное сѣмя и ожидаемое царствіе. И такъ весьма важно было для нихъ узнать, что есть уже люди, котороые доживутъ до явленія сего царствія. Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во царствіи Своемъ.

Христіане! мы не ожидаемъ съ іудеями мечтательно блаженнаго царствія земнаго, мірскаго, чувственнаго, но чаемъ по вѣрѣ царствія духовнаго, Царствія небеснаго, Царствія собственно Божія. Однако не уподобляются ли нѣкоторые изъ насъ іудеямъ въ томъ, что предѣлы ожидаемаго Царствія Божія полагаютъ далѣе гроба. Не есть-ли потому и для насъ новое, и, дабы мы не оставались въ невѣдѣніи о истинѣ, давно возвѣщенной, весьма нужное ученіе, что есть и должны быть люди, которые встрѣчаются съ Царствіемъ Божіимъ ближе гроба? Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во Царствіи Своемъ.

Царство Іисуса Хріста Сына Божія есть Царство всѣхъ вѣковъ. Псалмопѣвецъ написалъ, Апостолъ истолковалъ изреченіе Псалмопѣвца о Сынѣ Божіемъ: Престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка (Евр. 1, 8). И да не подумаетъ кто, что симъ означается только вѣчность въ будущемъ, или безконечное Царствіе Сына Божія: ибо тотъ-же Апостолъ, и въ томъ-же разсужденіи о Сынѣ Божіемъ, говоритъ, что Имъ и вѣки сотворены, и носитъ Онъ всяческая глаголомъ силы своея (ст. 23); слѣдственно, Его царственное могущество вѣчно въ полномъ знаменованіи сего слова, какъ не имѣющее ни временнаго начала, ни временнаго конца; и дѣйствительно владычествуетъ Онъ надъ тварями во все продолженіе существованія тварей. Посему Царство Сына Божія въ отношеніи къ Самому Сыну Божію, не только будетъ, но и есть и было; не грядетъ, но пребываетъ; не ограничивается какими-либо предѣлами, но простирается безпредѣльно.

Какъ-же вопрошаютъ Господа ученики: аще въ лѣто сіе устрояеши Царствіе Израилево (Дѣян. 1, 6)? Что такое проповѣдуетъ Іоаннъ: приближися Царствіе небесное (Матѳ. 3, 2)? Одинъ предполагаетъ, что Царствіе небесное было далеко; другіе думаютъ, что царствіе Израилево, подъ именемъ котораго, безъ сомнѣнія, разумѣютъ Царство Іисуса Хріста Сына Божія, еще не устроено. Такъ говорится о Царствіи Сына Божія въ отношеніи къ человѣкамъ. Царствіе небесное далеко, если оно не познается человѣками; оно еще не устроено, когда человѣки не устрояютъ себя въ члены и орудія онаго. Царствіе небесное приближается, когда познается человѣками; устрояется, когда они созидаются въ жилище Божіе духомъ (Ефес. 2, 22). Поелику-же и для человѣка, въ полномъ устройствѣ является и познается Царствіе небесное въ небесахъ, Божіе въ Богѣ, и сіе можетъ быть только тогда, когда узримъ Его лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12), якоже есть (1 Іоан. 3, 2); когда будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 28), а сіе можетъ быть не прежде, какъ по разрѣшеніи отъ смертнаго тѣла, которое, по выраженію Апостола, устраняетъ насъ отъ Господа (2 Кор. 5, 6); то и есть основаніе мыслить, какъ мыслятъ обыкновенно, что Царствія небеснаго должно ждать каждому сыну царствія не прежде смерти земнаго тѣла своего, а всѣмъ не прежде, какъ и вся земля, и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10).

Но между вѣчнымъ Царствіемъ Божіимъ, долженствующимъ открыться въ человѣкахъ послѣ временной жизни и преходящаго міра, Господь указуетъ нѣкій средній видъ Своего Царствія, не совсѣмъ непостижимаго, и не совсѣмъ открытаго, частію будущаго, частію настоящаго, для однихъ искомаго и ожидаемаго, для другихъ обрѣтаемаго и дѣйствительнаго. Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во царствіи Своемъ.

Кто стояли тамъ окрестъ Господа, когда Онъ изрекъ сіе таинственное предсказаніе? Въ ихъ жизни надлежитъ усматривать, какъ оное исполнилось, и что значило. Кто-же стояли тамъ? Изъ повѣствованиія евангельскаго видно, что то были двѣнадцать Апостоловъ, и что Іисусъ ко ученикомъ Своимъ (Матѳ. 16, 24) говорилъ о Своемъ близкомъ пришествіи во Царствіи Своемъ, или, по выраженію другаго Евангелиста, о видѣніи Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ (Марк. 9, 1). Какъ же увидѣли сіе Апостолы прежде, нежели вкусили смерть, и которые изъ нихъ особенно сіе увидѣли?

Іисусъ Хрістосъ явился въ мірѣ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 7), сокрывая силу Своего Царствія, или только начатки онаго являя въ могущественномъ словѣ и чудесахъ. Такъ было, безъ сомнѣнія, до крестной смерти Его. Но и по воскресеніи Онъ торжественно возвѣстилъ о Себѣ ученикамъ своимъ, что дадеся Ему всяка власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18): слѣдственно, съ самаго воскресенія Его начали они видѣть Сына человѣческаго, грядуща во Царствіи Своемъ. Когда потомъ возшелъ Онъ на небеса, возсѣлъ одесную Бога Отца, и вновь явился грядущимъ на землю, низпосылая Духа Святаго на Апостоловъ и прочихъ вѣрующихъ, когда посредствомъ сего Духа, дѣйствительно началъ устроять изъ вѣрующихъ одно благоучрежденное общество Своихъ послѣдователей, церковъ Свою, царствіе Свое, когда Царствіе сіе изъ Іудеи во всѣ страны свѣта распространилось съ такою скоростію, что при жизни Апостоловъ простиралось уже отъ Индіи до Испаніи, отъ Скифіи до Еѳіопіи, съ такою силою, что гоненія Кесарей побѣдило кровію мученичества: тогда, не обинуясь, могли Апостолы сказать Господу на Его предсказаніе, что воистину, еще не вкусивъ смерти, видѣли они Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ.

Но не трудно примѣтить, что въ семъ значеніи, видѣніе Сына человѣческаго, грядущаго во Царствіи Своемъ, и Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ, съ малымъ неравенствомъ принадлежало всѣмъ Апостоламъ, кромѣ Іуды предателя: Господь-же усвояетъ обѣщанное видѣніе только нѣкоторымъ изъ нихъ: суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ. Посему невольно возобновляется вопросъ: кто сіи нѣкоторые?

Для отвѣта на сіе, простаго, но тѣмъ не менѣе вѣрнаго, не станемъ умствовать, а прочитаемъ евангельское повѣствованіе, какъ оно есть. Суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, глаголетъ Господь, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго, грядуща во Царствіи Своемъ. И по днехъ шестихъ, продолжаетъ Евангелистъ, поятъ Іисусъ Петра и Іакова и Іоанна брата его, и возведе ихъ на гору высоку едины, и преобразися предъ ними (Матѳ. 17, 1-2). На чтобы съ такою точностію означать Евангелисту промежутокъ времени между предсказаніемъ о скоромъ пришествіи Сына человѣческаго во царствіи Своемъ и между чудеснымъ дѣйствіемъ преображенія Господня, если бы между сими случаями не полагалъ Онъ тѣсной связи, если бы, то есть, случившееся ровно чрезъ недѣлю послѣ предсказанія не было событіемъ предсказанія? Итакъ, нѣцыи отъ стоявшихъ окрестъ Іисуса, именно Петръ, Іаковъ и Іоаннъ увидѣли Его грядуща во Царствіи Его, увидѣли Царствіе Божіе пришедшее въ силѣ, когда увидѣли Его славное преображеніе. Божество Іисуса просіяло сквозь Его человѣчество; Моѵсей законодатель, какъ рабъ, предсталъ Владыкѣ закона; Илія ревнитель единаго, истиннаго Бога, пришелъ поклониться Богочеловѣку; гласъ Бога Отца возвѣстилъ возлюбленнаго Сына и приглашалъ къ повиновенію Ему, яко царю: того послушайте; блаженная сила Царствія небеснаго проникла и восхитила Апостоловъ, и жизнь небесная едва не поглотила въ нихъ земную; такъ что возвращеніе отъ небеснаго видѣнія къ земнымъ ощущеніямъ казалось имъ пробужденіемъ отъ сна, или, можетъ быть, не прилично-ли было бы назвать сіе погруженіемъ изъ бодренной жизни небесной въ полусонную жизнь земную.

Прекрасное видѣніе — подумаютъ, можетъ быть, нѣкоторые: но что до того намъ, когда и обѣщалъ оное Господь немногимъ избраннымъ, а теперь и событіе уже миновало? А я думаю, что во всей земной жизни Господа нашего Іисуса Хріста едва-ли есть что-нибудь такое, что-бы до насъ не касалосъ. Не для насъ-ли Онъ на земли родился, жилъ, умеръ, и воскресъ? Не для нашего ли спасенія все и глаголалъ и творилъ? И какъ вѣрно то, что содѣлалъ Онъ все для насъ потребное, такъ вѣрно и то, что не сдѣлалъ ничего излишняго. Надобно было, чтобы Онъ послѣ явленія Своего во зракѣ раба, но прежде послѣдняго славнаго Своего пришествія предварительно и тайно пришелъ во царствіи Своемъ; надобно было, чтобы ученики Его, еще не вкусивъ смерти, хотя на мгновеніе ока увидѣли Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ; сего требовалъ всеобщій законъ постепенности, соблюдаемый въ дѣйствіяхъ и откровеніяхъ Божіихъ; сіе частное явленіе Царствія небеснаго нужно было для приготовленія къ трудному и не скорому полному откровенію онаго. А сіе служитъ указаніемъ и для насъ, да еще въ настоящемъ житіи нашемъ откровенымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ тойже образъ преобразуемся (2 Кор. 3, 18). Надобно, чтобъ и мы, сперва подвизаясь въ покаяніи, въ дѣланіи заповѣдей, какъ рабы, потомъ чрезъ вѣру, молитву, любовь содѣлались изъ рабовъ сынами Божіими, преобразились внутренно изъ земныхъ человѣковъ въ небесныхъ, дабы, наконецъ, могли воскреснуть и вознестись въ славную жизнь и въ Царствіе небесное. Въ комъ прежде смерти нѣтъ Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ: тотъ послѣ смерти не пріидетъ въ Царствіе Божіе, пребывающее во славѣ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ III: 1826-1836. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1877. — С. 372-376.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0