Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день торжественнаго Вѣнчанія и Помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича, говоренное въ Успенскомъ соборѣ, Августа 22 дня 1847 года.

Очи мои на вѣрныя земли, посаждати я со мною (Псал. 100, 6).

Пророкъ и царь Давидъ хочетъ изобразить въ псалмѣ царя правосуднаго и милостиваго: милость и судъ воспою Тебѣ, Господи. Не говоритъ прямо: воспою царя милостиваго и правосуднаго; потому что не позволяетъ смиреніе: поелику онъ воспѣть желаетъ свои собственныя расположенія и чувствованія. Но говоритъ: воспою милость и судъ, или правосудіе, какъ свойства, отдѣльно отъ лица разсматриваемыя, которыя онъ желаетъ имѣть и сохранить, которыхъ не смѣетъ себѣ рѣшительно приписать, о которыхъ потому молитъ Господа, почему и обращается къ Нему: воспою Тебѣ, Господи.

Всмотритесь въ нѣкоторыя черты пророческаго изображенія. Прехождахъ въ незлобіи сердца моего посредѣ дому моего. — Творящія преступленіе возненавидѣхъ. — Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ. Очи мои на вѣрныя земли, посаждати я со мною. Какой прекрасной образъ царя! Въ своемъ домѣ онъ обращается кротко и просто, какъ исполненный любви отецъ семейства. Видъ преступленія какъ бы невольно возбуждаетъ въ немъ ненависть, по глубокому чувству правоты. Клевету и тайные навѣты онъ гонитъ отъ себя, какъ заразу. Непрестанно простираетъ проницательные взоры на дворъ, на столицу, на царство, чтобы отъискивать вѣрныхъ, приближать ихъ къ себѣ, употреблять въ дѣла, испытывая въ меньшихъ служеніяхъ приготовлять къ важнѣйшимъ, и, по мѣрѣ заслугъ, ободрять и утѣшать ихъ своимъ благоволеніемъ.

Съ утѣшеніемъ представляя вамъ, Россіяне, написанный, древній, величественный образъ царя, тогда какъ наши сердца наполняетъ живый образъ Благочестивѣйшаго Самодержца нашего, съ заботою отъ написаннаго Пророкомъ простираюсь мыслію къ тому, что имъ не дописано. Очи Царя на вѣрныя земли: но довольно ли находитъ Онъ вѣрныхъ земли? Довольно ли они соотвѣтствуютъ Его желаніямъ и благу царства? Довольно ли плодами вѣрности награждаютъ Его за царскіе подвиги? Сію заботу о вѣрности, какъ даръ вѣрности, приношу Царю въ день Его славы.

Вѣрные Россіяне! Да не оскорбитъ васъ забота о вѣрности. Это не сомнѣніе о вѣрности, которое подлинно васъ оскорбило бы, но желаніе совершенства въ сей добродѣтели и чувство необходимой осторожности отъ преткновеній, которыя могутъ встрѣтиться на всякомъ пути, и не для однихъ хромыхъ, или разслабленныхъ.

Позаботимся и каждый для себя и другъ для друга, чтобы вѣрность наша Царю и закону была полная, соблюдаемая всегда и во всемъ, въ великомъ и въ маломъ, чтобы она была безкорыстная, чтобы она была готовая на самопожертвованіе.

Отъ Испытующаго сердцá и утробы имѣемъ мы наблюденіе надъ ходомъ нравственной дѣятельности, достойное глубокаго вниманія и всегдашняго памятованія: вѣрный въ малѣ, и во мнозѣ вѣренъ есть, и неправедный въ малѣ, и во мнозѣ неправеденъ есть (Лук. 16, 10). Не примѣчаютъ сего не дальновидные. Измѣнить царю и отечеству на войнѣ, расхитить государственное сокровище, осудить невиннаго на тяжкое наказаніе — сіи вопіющія невѣрности противъ царя, отечества и закона поражаютъ всякаго, и тяжесть преступленія входитъ въ число средствъ, предохраняющихъ отъ покушенія на оное. Но не дѣлать дѣлъ царской службы, и пользоваться воздаяніемъ, или наградою за службу, ввести виды личной корысти въ распоряженіе дѣлами и средствами общественными, принять въ судѣ ходатайство вмѣсто доказательства, и оправдать неправаго, — это, говорятъ, не большія неточности, извиняемыя иногда обстоятельствами, и не препятствующія вѣрности въ дѣлахъ важнѣйшихъ. Не обольщайте себя. Эти не большія неточности не очень малы, особенно же потому, что беременны большими невѣрностями. Эта не опасная, по видимому, неправда въ малѣ, ведетъ за собою пагубную неправду во мнозѣ. Скажутъ: неужели нельзя спободному существу, по маломъ претыканіи, остановиться и не допустить себя до большаго зла? По умозрѣнію о свободѣ, не скажу, что нельзя. Но нельзя же отказать во вниманіи свидѣтельству опыта, который говоритъ устами премудраго, что уничижаяй малая по малѣ упадетъ (Сир. 19, 1), и еще болѣе свидѣтельству самой Премудрости Божіей, что неправедный въ малѣ, и во мнозѣ неправеденъ есть. Ея слова могутъ быть не поняты, но не могутъ подлежать сомнѣнію. Вся права суть разумѣвающимъ; и прóста обрѣтающимъ разумъ (Прит. 8, 9). Постараемся же обрѣсти разумъ словъ Христовыхъ. — Обыкновенно, внимательнѣе берегутъ одежду еще чистую, нежели уже получившую пятно, которая потому легко обрекается на употребленіе, подвергающее умноженію пятенъ. Такъ бываетъ и съ одеждою души, и съ совѣстію содѣяннаго. Есть внутреннее побужденіе беречь ее, когда она чиста; есть особенное удовольствіе въ семъ храненіи; есть особенная для сего сила, поелику къ чистому близка благодать Божія укрѣпляющая и охраняющая: но какъ скоро пало на одежду вознерадѣвшей души хотя одно пятно неправды, душа уже не имѣеть такой какъ прежде, бодрости, ни такъ же близкой благодатной помощи къ охраненію себя отъ втораго и третьяго нравственнаго пятна: При повтореніи дѣйствій неправды чувство нравственное притупляется; око душевное темнѣетъ; глазомѣръ различенія между малою и большою неправдою становится меньше и меньше вѣрнымъ; приходитъ злая привычка. Теперь, кажется, понятно, какимъ образомъ нравственное направленіе, попускающее неправду въ малѣ, имѣетъ прямымъ свойственнымъ себѣ исходомъ неправду во мнозѣ. — Еще удобнѣе понять другую часть изреченія Христова: вѣрный въ малѣ и во мнозѣ вѣренъ есть. Всякая сила, при постоянно повторяемыхъ опытахъ, переходящихъ отъ меньшаго къ бóльшему, развивается, возрастаетъ и достигаетъ возможнаго совершенства. Такъ и постоянно дѣйствующая вѣрность въ малѣ, естественно, наконецъ, оказывается вѣрностію во мнозѣ, чтó наипаче видно бываетъ при обстоятельствахъ, благопріятствующихъ ея проявленію.

Вѣрные земли! Не почтите сихъ размышленій для себя излишними. Не пренебрегайте и малой невѣрности: отъ нея не слишкомъ далека большая. Дорожите вѣрностію въ малѣ: ею предуготовляется и обезпечивается вѣрность во мнозѣ.

Какимъ образомъ вѣрность повреждается корыстолюбіемъ, надобно ли изъяснять или доказывать? Кто не знаетъ, напримѣръ, что если судія бываетъ невѣренъ закону и спреведливости, то самымъ обыкновеннымъ изъясненіемъ случаевъ сего рода бываетъ увлеченіе корыстными видами разнаго рода? Посему для тѣхъ, которые думаютъ, что корыстолюбіе не сожжетъ совѣсти, такъ же какъ корысть не обожжетъ руки, я ограничусь указаніемъ только на одинъ много вразумляющій примѣръ. Изъ множества учениковъ Христовыхъ избрано было двѣнадцать Апостоловъ, безъ сомнѣнія, подававшихъ преимущественную надежду вѣрности Божественному Наставнику. Погрѣшности въ избраніи быть не могло: потому что избирало всевѣдѣніе. Но чтó случилось? Одинъ изъ сихъ избранныхъ вѣрныхъ ковчежецъ имѣяше, и вметаемая ношаше (Іоан. 12, 6). Онъ засмотрѣлся на сребро; возлюбилъ сребро; возжаждалъ умножить у себя сребро: и сребролюбіе довело его къ жесточайшей невѣрности, до измѣны сколько низкой, столько же пагубной, — за сребреники предать Христа, и съ тѣмъ вмѣстѣ и свое апостольство, и свою жизнь временную и вѣчную.

Вѣрные земли! Примѣръ предателя Христова единственъ: и да не найдется никогда ничего подобнаго въ родѣ человѣческомъ! Но прелесть корысти — прелесть обыкновенная. Если ею отравлена вѣрность даже апостольская, то и всякая другая вѣрность должна съ опасеніемъ отвращаться отъ сей прелести, подъ которою можетъ скрываться столь убійственный ядъ.

Важная принадлежность истинной вѣрности есть готовность къ самопожертвованію. Кто вѣренъ только въ предѣлахъ собственной безопасности, тотъ вѣренъ вполнѣ только самому себѣ. Вѣрность не расположенная къ самопожертвованію становится ничтожною въ тѣхъ самыхъ случаяхъ, въ которыхъ наиболѣе нужна и была бы благотворна, и въ которыхъ съ особенною свѣтлостію могла бы открыться ея красота и величіе. Защищеніе царя и отечества противъ воюющаго врага, очевидно, не возможно безъ рѣшительной готовности пожертвовать жизнію за царя и отечество. Но и въ мирныхъ отношеніяхъ внутри отечества вѣрность не обезпечена, если не усилена до готовности къ самопожертвованію. Надобно ли, напримѣръ, въ судѣ или въ начальствованіи, праваго, но немощнаго защитить отъ не праваго, но сильнаго соперника или преслѣдователя? Кто можетъ сіе сдѣлать? Безъ сомнѣнія, только тотъ, кто рѣшился лучше подвернуться гоненію, нежели предать гонимую невинность. Надобно ли предъ лицемъ сильныхъ земли высказать не согласную съ ихъ мыслями и желаніями, но спасительную для общества, истину? Кто можетъ сіе сдѣлать? — Безъ сомнѣнія, только тотъ, кому пріятнѣе пострадать за истину и общее благо, нежели сохранить себя въ покоѣ съ ущербомъ блага общественнаго.

Вѣрные земли! Укрѣпляйте и возвышайте вашу вѣрность общимъ съ вѣрными Неба правиломъ: буди вѣренъ до смерти. Очи Царя на вѣрныя земли, чтобы озарять ваши подвиги, чтобы содѣлывать ваши жертвы, какъ жертву Исаака, не смертными для васъ, благословенными для васъ, и для отечества и для потомства. Если же чего для истинно вѣрныхъ не возможетъ сдѣлать царь земный: то все совершитъ Царь небесный, Который рекъ: буди вѣренъ до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота (Апок. 2, 10). Аминь.

Источникъ: Слово синодальнаго члена, высокопреосвященнѣйшаго Филарета, митрополита Московскаго, въ день торжественнаго Вѣнчанія и Помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича, говоренное въ Успенскомъ соборѣ, Августа 22 дня 1847 года. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ». М.: Въ Типографiи Семена, 1847. — Годъ V. — С. 388-394.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0