Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1826 г.

CXIV.
59. Слово въ недѣлю о Ѳомѣ
[1].

(Напечатано въ Христіанскомъ Чтеніи 1839 г. и въ собраніяхъ 1844 и 1848 гг.)

Глагола ему Іисусъ: яко видѣвъ Мя, вѣровалъ еси: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше (Іоан. 20, 29).

Когда, по слову Пророческому, пораженъ быхъ Пастырь, и расточены овцы, стада, то есть, когда Іисусъ Хрістосъ преданъ былъ на крестъ и смерть, и Апостолы Его подверглись различнымъ искушеніямъ: Ѳома былъ единою отъ овецъ Его, въ общемъ разсѣяніи, долѣе прочихъ заблуждавшею.

Тогда какъ прочіе Апостолы, хотя страха ради Іудейска, впрочемъ хорошо поступили, что изъ первоначальнаго разсѣянія, кому куда случилось, вскорѣ обратились искать другъ друга, сошлись въ извѣстномъ мѣстѣ, — бяху собрани, и, безъ сомнѣнія, общую скорбь превращали въ единодушную молитву; Ѳомы, неизвѣстно, по какому препятствію, или по его собственной неосмотрительности, тамъ не было, — не бѣ ту съ ними. Первое послѣдствіе сего было то, что первое явленіе Господа воскресшаго, собраннымъ Апостоламъ, для Ѳомы было потеряно: не бѣ ту съ ними, егда пріиде Іисусъ. Другое послѣдствіе, что, когда прочіе Апостолы явленіемъ Господнимъ вновь утверждены были въ вѣрѣ, въ которой поколебались-было во время Его страданія и смерти, Ѳома, не смотря на свидѣтельство сихъ вѣрныхъ очевидцевъ, съ нѣкимъ упорствомъ утверждалъ себя въ невѣріи: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребра Его, не иму вѣры.

На сей случай, хотя мимоходомъ, обратить вниманіе просилъ бы я особенно тѣхъ, которые въ особенные дни, скорбей ли радостей ли Христіанскихъ, когда мы бываемъ собрани, и призываемъ Господа въ молитвѣ, и пріемлемъ Его въ таинствѣ, не бываютъ съ нами въ собраніи церковномъ, по препятствіямъ ли со стороны дѣлъ мірскихъ, впрочемъ бóльшею частію не непреодолимымъ, или только по своему небреженію. Не лишиться бы имъ благодатнаго посѣщенія Того, Который обѣщалъ быть посреди собранныхъ во имя Его, и Котораго присутствіе приноситъ съ собою блаженный миръ и радость неотъемлемую! Произвольнымъ ослабленіемъ   с о ю з а [2] съ прочими вѣрующими, который долженъ былъ укрѣплять ихъ вѣру, не дойти бы имъ отъ слабой вѣры до упорнаго невѣрія!

Возвратимся къ Ѳомѣ. Отъ погибели, которую готовило ему закоснѣвающее въ немъ невѣріе, спасла его, вѣроятно, еще не разрушенная невѣріемъ любовь къ Господу, по которой недавно, и самъ онъ рѣшительно возжелалъ, и предлагалъ прочимъ Апостоламъ, съ готовностію къ смерти, не отставать отъ возлюбленнаго Учителя и Господа, на явную опасность жизни шедшаго во Іудею: идемъ и мы, говорилъ Ѳома, да умремъ съ Нимъ. Поелику симъ образомъ любовь Ѳомы уже пріобщилась смерти Хрістовой; то слѣдовало ей пріобщиться и воскресенія Хрістова. Привлеченный ею, воскресшій Господь вторично явился собраннымъ Апостоламъ, собственно ради Ѳомы; далъ ему, какъ онъ хотѣлъ, осязать язвы Своихъ рукъ и ногъ и ребръ, — и симъ, не простымъ, только внѣшнимъ осязательнымъ свидѣтельствомъ, но живымъ прикосновеніемъ къ открытымъ, такъ сказать, устіямъ внутренняго источника жизни, полуумерщвленнаго невѣріемъ Апостола воскресилъ въ жизнь вѣры.

Совершивъ сіе дѣло милосердія, Господь присовокупилъ слово правды: видѣвъ Мя, вѣровахъ еси; блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. Счастливое невѣріе, — такъ могъ бы думать Ѳома, которымъ пріобрѣтено посѣщеніе Господа! Нѣтъ, глаголетъ Господь, ты преимущественно помилованъ, но не преимущественно блаженъ. Видѣвъ Мя, вѣровалъ еси: блажени — совсѣмъ другіе. А изъ насъ иные, взирая на примѣръ Ѳомы, могли бы подумать: почто мы такъ несчастливы, что не можемъ имѣть непосредственнаго явленія и утвержденія въ вѣрѣ отъ Господа? Нѣтъ, глаголетъ Господь и намъ, не видѣть — не есть несчастіе, когда и безъ того есть достаточныя основанія вѣровать; напротивъ, не видѣть и вѣровать есть — особенное достоинство вѣры, и потому особенное блаженство. Блажени, не видѣвшіи, и вѣровавше.

Мнѣ кажется, что сіе изреченіе Господе требуетъ нѣсколько болѣе обстоятельнаго разсмотрѣнія.

Должно вспомнить, что всѣ Апостолы, и одни Апостолы, были предъ лицемъ Господа, когда Онъ именно Ѳомѣ, съ нѣкоторымъ видомъ упрека, сказалъ: яко видѣвъ Мя, вѣровалъ еси, и къ сему присовокупилъ неопредѣленное изреченіе: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. При первомъ взглядѣ,   н е о ж и д а н н ы м ъ   и   н е о б ы ч а й н ы м ъ [3] представляется то, чтó укоряетъ Ѳому, который подлинно и заслужилъ укоризну тѣмъ, что угрожалъ не вѣрить, если не увидитъ; но такъ укоряетъ, что та же укоризна поражаетъ, кажется, и прочихъ Апостоловъ, ибо и они, хотя ранѣе Ѳомы, видѣвъ Господа, вѣровали. Видъ необычайности увеличивается ублаженіемъ не видѣвшихъ и вѣровавшихъ, если вообразить, что всѣ Апостолы принадлежатъ къ числу видѣвшихъ, и слѣдственно лишаются ублаженія. А не имъ ли прежде сказано: ваша же блаженна очеса, яко видятъ?

Надлежало примѣтить сіи   н е о б ы ч а й н о с т и [4], чтобы уклоненіемъ отъ нихъ приблизиться къ истинному разумѣнію изреченія Господня.

Если и всѣ Апостолы, видѣвъ Господа, вѣровали: но великая въ семъ разность между Ѳомою и прочими. Они не имѣли прежде своего видѣнія, толико, и по числу свидѣтелей и по способамъ удостовѣренія, сильнаго свидѣтельства о воскресеніи Господнемъ, какое имѣлъ онъ отъ нихъ. Имъ видѣніе даровано было по волѣ Господней, а не по ихъ требованію. И такъ Ѳома исключительно заслужилъ личный упрекъ, потому что дерзновенно требовалъ видѣнія, послѣ свидѣтельствъ, совершенно достаточныхъ основать вѣру.

Всѣ Апостолы видѣли Господа: но до невѣроятности уничижительно было бы то для ихъ священнаго собора, если бы не было между ними ни одного, которому бы принадлежало возвѣщаемое Господомъ преимущественное блаженство, не видѣть и вѣровать. Не желаемъ видѣть, и не дерзаемъ воображать васъ, Богоблаженные Апостолы, лишенными какого-либо блаженства вѣрующихъ. Явите же намъ, Вы сами, кто изъ васъ блаженный, не видѣвшій, и вѣровавшій? — Смотрите, братія, не сіе ли самое открываетъ намъ Евангелистъ Іоаннъ, когда, повѣствуя о посѣщеніи гроба Господня, въ утро воскресенія, двумя учениками, пишетъ: вниде и другій ученикъ, пришедый прежде ко гробу, и видѣ, и вѣрова. Что видѣлъ онъ по входѣ во гробъ? Безъ сомнѣнія, тоже, что видѣлъ первый ученикъ, именно Петръ: видѣ ризы едины лежащя. А чему повѣрилъ? Тому ли, что предъ тѣмъ возвѣстила Магдалина: взяша Господа отъ гроба, и не вѣмъ, гдѣ положиша Его? Но чему тутъ было вѣрить? Тутъ нѣтъ никакой сокровенной истины, и одно явное невѣдѣніе. Чему же повѣрилъ ученикъ, егоже любляше Іисусъ? Догадываюсь, и, думаю, по необходимости должно догадываться, что въ ту минуту, какъ онъ, вступивъ во гробъ, видѣ ризы едины лежащя; необыкновенно живая любовь необыкновеннымъ образомъ возбудила въ немъ вѣру;   л е г к а я   м ы с л ь,   ч т о   н е л ь з я   б ы л о   п р е д с т а в и т ь   с л у ч а я,   п о   к о т о р о м у   б ы   р и з ы,   о б в и в а в ш і я   т ѣ л о   Г о с п о д н е   с ъ   м а с т і ю,   м о г л и   о т д ѣ л и т ь с я   о т ъ   м е р т в а г о   т ѣ л а,   п о д а л а   е м у   в е л и к у ю   м ы с л ь   о   в о с к р е с е н і и [5]; онъ не видалъ ничего болѣе, какъ отсутствіе погребеннаго Іисуса изъ гроба, но во глубинѣ любящаго сердца ощутилъ, что живетъ Возлюбленный, несмотря на то, что къ вѣрованію въ воскресеніе Его даже познаніемъ Писанія не былъ приготовленъ: видѣ и вѣрова: не убо вѣдяху писанія, яко подобаеть Ему изъ мертвыхъ воскреснути.

Какъ же скоро такимъ образомъ найденъ между Апостолами образецъ преимущественнаго блаженства не видящихъ и вѣрующихъ: бесѣда Господня съ Ѳомою получаетъ отъ сего совершенную ясность и точное знаменованіе. Кажется, можно видѣть, какъ Господь взоромъ укоренія взираетъ на Ѳому и глаголетъ: видѣвъ Мя, вѣровалъ еси; потомъ обращаетъ взоръ одобренія на Іоанна, и хотя не открыто къ его имени, но тѣмъ не менѣе внятно къ его сердцу, продолжаетъ: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. Прочіе Апостолы остаются между одобреніемъ и упрекомъ.

Но поелику блаженство не видѣть и вѣровать Господь возвѣщаетъ, какъ общее блаженство многихъ; поелику, послѣ другихъ, и намъ дарована благодать вѣровать въ Господа съ Апостолами, тогда какъ мы не видали Его съ ними: то что подумаемъ мы о себѣ самихъ? Не ужели подлинно мы блаженны паче Ѳомы, и даже паче прочихъ Апостоловъ, кромѣ, можетъ быть, одного возлюбленнаго? Не смѣю съ симъ васъ поздравить; боюсь и въ семъ случаѣ, чтобы не оскорбить первыхъ послѣдователей Господа, и всеобщихъ руководителей въ послѣдованіи Ему, если впереди ихъ поставлю насъ послѣднихъ, и у нихъ себѣ похищу преимущественное блаженство. Довлѣетъ ученику, да будетъ яко учитель его (Матѳ. 10, 25): довольно и для насъ, если и мы послѣдніе можемъ быть участниками въ блаженствѣ съ первыми руководителями къ блаженству. Довольно, если найдутся между нами нѣкоторые, къ которымъ отнести можно ублажающее изреченіе Господне: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше.

Нѣкоторые? — А другіе изъ насъ не ужели видятъ и вѣруютъ? — Какъ ни страннымъ сіе покажется нѣкоторымъ, но такъ должно быть, чтобы степени блаженства соотвѣтствовали степенямъ вѣры.

И нынѣ есть видящіе и вѣрующіе, — тѣ, которые, какъ Ѳома, требуютъ отъ вѣры удостовѣреній ясныхъ, дѣйствій ощутительныхъ, знаменій чудесныхъ. Есть, напротивъ, не видящіе и вѣрующіе, — тѣ, которые и тогда, какъ противъ удостовѣреній возстаютъ сомнѣнія, ощутительныя дѣйствія вѣры скрываются, знаменія чудесныя не являются, тѣмъ не менѣе твердо и непоколебимо стоятъ въ вѣрѣ.

Не однимъ Апостоламъ, но всякому любящему обѣщалъ Господь Свое явленіе, слѣдственно и видѣніе. Любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21). Не берусь изъяснить образовъ сего явленія. Кто видитъ солнце, тотъ сіе явленіе понимаетъ безъ всякаго изъясненія; но слѣпому изъяснять видѣніе солнца было бы тщетное усиліе! Скажемъ нѣчто, единственно по требованію настоящаго разсужденія. Въ сердцѣ твоемъ возгарается необыкновенно живая, неизъяснимо сладостная любовь Божія, которая всякое дѣло благочестія дѣлаетъ тебѣ легкимъ и пріятнымъ, такъ что ты не можешь сего приписать себѣ, но принимаешь то за даръ Божій: тогда легко тебѣ вѣровать; ты испытываешь то, чему вѣруешь; ты ходишь во свѣтѣ вѣры. Въ семъ случаѣ Господь можетъ сказать тебѣ: видѣвъ Мя, вѣровалъ еси. Знай же, что если и тогда, когда огнь въ сердцѣ твоемъ покажется угасающимъ, духовная сладость престанетъ быть ощущаема, вновь восчувствуется трудъ подвиговъ, и недостаточество силъ, если и тогда ты подвиговъ не оставишь, о благодати Божіей не усумнишься, сердца унынію не предашь: вотъ особенное достоинство вѣры! И потому вотъ особенное блаженство, хотя бы оно покрыто было страданіемъ: Блажени не видѣвшіи, и вѣровавше!

Господь является человѣку не только во внутренней, но и во внѣшней жизни, видимыми благодѣяніями Своего промысла, въ которыхъ, по слову Апостола, поне осязать его (Дѣян. 17, 27) можно. Если Онъ оградилъ внѣшняя твоя, и внутренняя дому твоего, дѣла же руку благословилъ: легко тебѣ вѣровать. Но такой вѣрѣ и діаволъ не вѣритъ, какъ не вѣрилъ ей въ Іовѣ; и потому можетъ случиться, что она подвергнется опасному испытанію. Если же и тогда, какъ благодѣющая десница Божія скрывается, и тебя постигаетъ   н и щ е т а,   и л и [6] болѣзнь, или иное бѣдствіе, ты, какъ Іовъ, во всѣхъ сихъ приключающихся не даешь безумія Богу: то Господь благословитъ послѣдняя вѣры твоея паче, неже прежняя. Блажени не видѣвшіи, и вѣровавше.

Можетъ еще вѣра наша встрѣтить Господа на путяхъ жизни общественной, въ лицѣ меньшихъ братій Его, по слову Его: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). И здѣсь иногда болѣе Онъ видимъ бываетъ, а иногда менѣе. Авдію, который сто Пророковъ Господнихъ кормилъ хлѣбомъ и водою, не трудно было вообразить, что въ нихъ Самъ Господь взалкался, и самому Господу далъ онъ ясти. Напротивъ того, какъ часто искушаетъ насъ то, что, видя нищихъ, не видимъ въ нихъ Хріста, то есть, Хрістовыхъ и христіанскихъ свойствъ и добродѣтелей! Точно ли они бѣдны, думаемъ мы? Достойны ли они человѣколюбиваго участія, по образу жизни своей? Будутъ ли они молиться за насъ, получивъ благотвореніе? Не возмущайся напрасно, благодѣтельная душа! Не охлаждай самъ своея любви подозрѣніями; не омрачай самъ своея вѣры сомнѣніями. Не довольно ли тебѣ слышать отъ Господа: Мнѣ сотвористе? На что, какъ Ѳома, хочешь видѣть и осязать Его въ томъ, кому благотворить желаешь? Благотвори видимому — требующему, и вѣрь Невидимому — Пріемлющему. Блаженни не видѣвшіи, и вѣровавше. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По Евреин. сборн. говорено въ Каѳедральномъ Чудовѣ Монастырѣ, Апрѣля 25 дня.
[2] По Евреин. сборн.: своего союза.
[3] По Евреин. сборн.: страннымъ.
[4] По Евреин. сборн.: странности.
[5] Въ Евреин. сборн. этихъ словъ нѣтъ.
[6] По Евреин. сборн.: нищета, или безчестіе, или безчадіе, или...

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ III: 1826-1836. — М.: Типографія А. И. Мамонтова и К°, 1877. — С. 23-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0