Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе третіе: Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника.
1825 годъ.

CIX.
30. Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(Говорено въ Никитскомъ Монастырѣ, ноября 21-го).

Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ Ея, искреннія Ея приведутся Тебѣ (Псал. 44, 15).

Что такое видитъ Божественный Пророкъ? Кто сей Царь? Какія это дѣвы? Для чего во множествѣ приводятся онѣ къ Царю? Кто ими предводительствуетъ?

Царь есть Іисусъ Хрістосъ, Котораго впрочемъ царство нѣсть отъ міра сего. Дѣвы суть чистыя души, единаго Іисуса Хріста возлюбившія такъ, что уже ни къ чему въ мірѣ плотскою любовію не привязаны. Приводятся онѣ къ сему Царю, чтобы получить царствіе небесное, чтобы не только принадлежали онѣ сему царствію, какъ рабыни, но чтобъ и оно принадлежало имъ, какъ царскимъ дщерямъ, какъ невѣстамъ царя, какъ царицамъ. Предводительствуетъ ими великая невѣста царева — Церковь, среди же собора церковнаго первенствуетъ верховная Невѣста царева — Богоблагодатная Дѣва Марія.

Нынѣшній праздникъ приведенія Пресвятыя Дѣвы во храмъ Господень есть нѣкоторымъ образомъ торжественное открытіе шествія дѣвъ къ Царю. Посему прилично избранъ онъ особеннымъ праздникомъ одного изъ храмовъ сей обители дѣвъ и женъ, посвящающихъ себя Богу. Пусть онѣ въ семъ праздникѣ, какъ въ картинѣ, какъ въ зеркалѣ, видятъ свою Божественную, но тѣмъ не менѣе близкую Предшественницу, и искреннюю Покровительницу, начинающую путь Ея высочайшаго совершенства, и мало-по-малу научаются познавать и побуждаются проходить предлежащій имъ путь въ слѣдъ Ея; пусть научаются, какъ полагать для себя начало приведенія къ Богу, пусть возбуждаются мыслію о совершенномъ къ Нему приближеніи, даже до соединенія съ Нимъ.

Краткое изображеніе пути приведенія души къ Богу найдемъ мы въ томъ же псалмѣ Давидовомъ, изъ котораго заимствованы первыя слова настоящаго слова: изъясненіе же словъ пророческихъ дастъ намъ Василій Великій.

Начатки пути приведенія души къ Богу псаломъ изображаетъ въ слѣдующихъ словахъ: слыши дщи и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего. И возжелаетъ царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему (ст. 11-12).

Въ изъясненіи сихъ словъ Святый Василій говоритъ слѣдующее: «Призываетъ Пророкъ чрезъ сіе Церковь на слышаніе и соблюденіе повелѣваемыхъ. Названіемъ дщери присвояетъ себѣ оную, будто сотворилъ ее себѣ дщерію чрезъ любовь. Слыши дщи и виждь. Симъ словомъ виждь поучаетъ ее, чтобы она имѣла умъ къ созерцанію и познанію пріобученный. Вообрази, глаголетъ, тварь, и, помощію порядка въ ней сущаго, восходи наконецъ къ созерцанію Творца. Потомъ, преклоняя ея высокую выю гордости: приклони, рече, ухо твое, не теки по внѣшнимъ баснямъ, но воспріими смиреніе гласа, который въ Евангельскомъ словѣ; приклони ухо твое къ сему ученію, чтобы тебѣ позабыть злобные оные обычаи и отеческія ученія. Почему забуди люди твоя, и домъ отца твоего: всякъ бо творяй грѣхъ отъ діавола есть. Изжени, продолжаетъ, демонскія ученія, забудь жертвы, плясанія нощныя и басни, на блудодѣяніе и на всякую нечистоту разжигающія. Того ради я дщерію моею назвалъ тебя, чтобы возненавидѣла ты отца, который тебя прежде родилъ въ погибель. Ибо, ежели забвеніемъ загладишь скверну злыхъ ученій: то воспріимеши свою доброту и вождѣленна явишися Жениху — Царю. Зане той есть Господь твой, и поклонятся Ему. Чрезъ сіе: зане той есть Господь твой, показуетъ нужду повиновенія: поклонятся же Ему, то-есть вся тварь». До здѣ святый Василій.

Далѣе, совершенство приближенія къ Богу псаломъ изображаетъ въ слѣдующихъ словахъ: вся слава дщери царевы внутрь: рясны, златыми одѣяна и преиспещрена. Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ Ея, искренніи Ея приведутся тебѣ (ст. 14-15).

Въ изъясненіи сихъ словъ Пророческихъ паки святый Василій говоритъ о Церкви слѣдующее: «когда очистилась она отъ древнихъ ученій лукавства и, послушавъ наставленія, забыла люди своя и домъ отца своего: то Духъ Святый, увидя сущую въ потаенности чистоту ея, повѣдаетъ о ней: вся, глаголетъ, слава дщери царевы, то-есть невѣсты Хрістовы, чрезъ усыновленіе содѣлавшіяся дщерію царевою, внутрь есть. Сіи слова поощряютъ во внутреннія Церковной славы таинства входить: ибо внутрь есть доброта невѣстническая. Иже бо благоукрашаетъ самого себе Отцу видящему втайнѣ, и молится, и вся дѣетъ, не да явится человѣкомъ, но да явится единому Богу: той имѣетъ всю славу внутрь, такъ какъ и дщерь царева. Да и рясны златыя, коими вся одѣяна и преиспещренна, внутрь суть. Ничего не ищи во внѣшнемъ златѣ и тѣлесномъ испещреніи: по одѣяніе разумѣй нѣкое достойное, да украситъ того, который сотворенъ по образу Создавшаго, о которомъ также говоритъ и Апостолъ: совлекшеся ветхаго человѣка съ дѣянми его и облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его. И иже облечеся во утробы щедротъ, благость, смиренномудріе, кротость и долготерпѣніе: внутри одѣянъ есть, и по внутреннему человѣку украшенъ. Но такъ и Павелъ совѣтуетъ облещися Господомъ Іисусомъ, не по внѣшнему человѣку, но чтобы умъ нашъ Божія память покрывала. Я думаю, что духовная риза исткана бываетъ, когда къ поучительному слову присовокупляется спутешествующее дѣяніе. Ибо какъ тогда тѣлесная одежда исткана бываетъ, когда основа и утокъ переплетаются: такъ когда слово предъидетъ, и дѣянія послѣдуютъ, честнѣйшее нѣкое одѣяніе содѣлываетъ души, которая словомъ и дѣломъ, добродѣтелію исполнену жизнь имѣетъ. Рясны же привѣшены къ ризѣ, и тѣ суть мысленныя. И для того златыми называются: понеже слово есть больше дѣла, для того есть оно какъ рясны нѣкія, кои отъ основанія до дѣйствія тканія доходятъ. Послѣдуютъ же невѣстѣ Господней души нѣкія, кои, не пріимши сѣмени словъ чуждыхъ, приведутся Царю, идущія за невѣстою. Да слышатъ убо тѣ, кои обѣщали дѣвство Господеви, что дѣвы приведутся къ Царю, но дѣвы, сущія близъ Церкви, которыя послѣдуютъ ей, и не заблуждаютъ отъ Церковнаго благочинія».

Если къ сему духовнаго разума исполненному ученію великаго по истинѣ учителя Церкви, позволительно пристать и нашему, только еще ученическому слову: да слышатъ убо, скажу и я, да слышатъ убо тѣ, кои обѣщали дѣвство Господеви, и не сіи токмо, но и всѣ, коихъ души обѣщали и воспріяли сочетаніе Хрісту и усыновленіе Богу въ крещеніи, да слышатъ, какъ Духъ Святый призываетъ ихъ, въ слѣдъ Церкви, приходить къ Хрісту Царю, и наставляетъ на путь сей: до какого совершенства въ приближеніи къ Богу достигать должно, и какое блаженство въ семъ приближеніи обрѣсти можно.

Слыши дщи. Слыши, душа Христіанская! Ибо тѣмъ же словомъ, которымъ призывается Церковь Христіанская вообще, и каждая порознь душа Христіанская призывается. Слыши, что глаголетъ тебѣ Богъ въ писаніи Свомъ, или въ словѣ ученія, что глаголетъ Онъ тебѣ въ собственной твоей совѣсти. Слушай внимательно, и храни слышанное: не попускай, чтобы слово истины и спасенія въ одно ухо твое вошло, а въ другое вышло.

Слыши дщи и виждь. Можетъ Христіанская душа не только слышать Бога, ее призывающаго, но и видѣть Его. Или я неправду сказалъ теперь? Можно подозрѣвать, если угодно кому: но, безъ сомнѣнія, правду сказалъ и написалъ Божественный Давидъ: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Псал. 15, 8). Подвизайся же и ты, чтобы видѣть Сущаго — разумомъ въ тваряхъ, внѣ тебя существующихъ, а духомъ въ собственномъ сердцѣ твоемъ. Лучше слышишь, разумѣешь и сохранишь слово, когда имѣешь предъ очами глаголющаго.

Приклони ухо твое. Слушай спасительное ученіе со смиреніемъ: хотя Богъ глаголетъ съ высоты; но только смиренные ясно слышатъ, и вѣрно узнаютъ гласъ Его. Гласъ благодатный тихъ, а міръ шуменъ: всею силою отвращай, и заграждай внутренній слухъ твой отъ тварей и устремляй вниманіе духа твоего къ Богу.

Забуди люди твоя, и домъ отца твоего. Забвеніе означаетъ здѣсь бездѣйствіе не памяти, но сердца, какъ напримѣръ, человѣку, который съ нами говоритъ, какъ знакомый, мы выговариваемъ, что онъ забылъ насъ, потому что насъ не посѣтилъ, или другимъ образомъ не оказалъ намъ сердечной въ намъ привязанности. Тѣ, кои обѣщали дѣвство Господеви, и потому явнымъ образомъ отдѣлясь отъ людей своихъ, и отъ домовъ отцевъ своихъ, заключились въ оградѣ только съ подобными себѣ, поступаютъ тѣмъ болѣе благоугоднымъ Призвавшему ихъ образомъ, чѣмъ совершеннѣе тою же оградою ограждаютъ сердце свое отъ привязанности къ сродникамъ и знаемымъ, чѣмъ рѣже выносятъ ногу за ея священный прагъ. Ибо то вѣрно, что доколѣ не забудутъ оставленнаго за оградою, дотолѣ не найдутъ искомаго внутри ограды. Прежде забуди люди твоя, и домъ отца твоего: а потомъ уже и возжелаетъ Царь доброты твоея. Но и въ какомъ бы домѣ ни жила, къ какимъ бы людямъ не принадлежала ты, душа Христіанская, надобно тебѣ забыть люди твоя, и домъ отца твоего, оставить грѣхи, въ которыхъ ты родилась, возненавидѣть и отвергнуть дѣла діавола, не любить ничего въ мірѣ столько, сколько любишь Хріста, и даже совсѣмъ ничего въ мірѣ не любить иначе, какъ во Хрістѣ возлюбленномъ.

И возжелаетъ Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Когда ты перестанешь желать суеты земныхъ тварей: тогда Царь небесный возжелаетъ твоея доброты. И тогда симъ образомъ ты познаешь въ Немъ не только Господа всѣхъ, но и въ особенности Господа твоего: тогда уже не нужно требовать отъ тебя поклоненія Ему, какъ въ началѣ подвига сего требуютъ, и къ сему побуждаютъ; ты сіе исполнишь свободно, съ радостію, съ восхищеніемъ; поклонишися Ему, не только какъ рабыня Господу, со страхомъ, но и со дерзновеніемъ любви, какъ жениху невѣста, какъ царю дщерь царева. Тогда не столько ты будешь подвизаться, чтобы благоугодить Ему добродѣтелями, сколько Самъ Онъ будетъ облекать и украшать тебя ими, какъ брачнымъ одѣяніемъ невѣсты, какъ царственною утварію дщери царевы.

Дерзнетъ ли далѣе, и возможетъ ли внѣшнее слово проникнуть во внутренній чертогъ Невѣсты Хрістовы, чтобъ изнести оттуда хотя часть славы Ея для внѣшнихъ взоровъ? — Нѣтъ! По крайней мѣрѣ до великаго суда и откровенія сыновъ Божіихъ и царствія славы, вся слава дщери Царевы внутрь. Заключимъ со святымъ Василіемъ: сіи слова поощряютъ во внутреннія Церковной славы таинства входить, ибо внутрь есть доброта невѣстинская. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 417-421.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0