Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе третіе: Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника.
1825 годъ.

CIV.
25. Слово въ Церкви Пресвятыя Богородицы въ честь иконы Ея Смоленскія, въ Новодѣвичьемъ Монастырѣ, по крестномъ ходѣ. (Говорено Іюля 28)
[1]

Блаженна ты, неизвѣстная по имени весь: ибо Хрістосъ, Господь славы, посѣщаетъ тебя. Благословенъ ты небогатый, вѣроятно, домъ: ибо Хрістосъ, богатый милостію, входитъ подъ кровъ твой. Закхей погибалъ отъ страсти любостяжанія; но посѣщеніемъ Хрістовымъ спасеніе дому его бысть (Лук. 19, 9). Будетъ спасеніе и дому Марѳы, принявшей Спасителя; будетъ безъ сомнѣнія.

Блаженно и всякое мѣсто и домъ, которыя удостоиваются посѣщенія Божественнаго. Наиначе же блаженъ человѣкъ, достойно пріемлющій Божественное посѣщеніе; ибо для него только и мѣсто невмѣстимый Богъ посѣщаетъ.

Мѣсто, гдѣ мы теперь находимся, свидѣтельствуетъ, что и малое, по видимому, посѣщеніе Божественное можетъ оставить но себѣ благодать великую и продолжительную. Не было здѣсь ниже безвѣстной вѣси, ниже убогаго жилища, когда Преблагословенная Богородица Своимъ священнымъ и чудотворнымъ изображеніемъ, на краткое время, только мимо шествуя, посѣтила мѣсто сіе, и се — видимъ здѣсь, и цѣлымъ градомъ чтимый домъ славы Божіей, и сохраненную вѣками обитель спасенія.

Совершая въ настоящемъ торжествѣ какъ бы нѣкое подражаніе первоначальнаго благодатнаго посѣщенія, блаженнымы, если хотя сіе благочестивое воспоминаніе какъ бы самое благодатное посѣщеніе достойно пріимемъ.

О если бы — скажетъ иной — о если бы только посѣтилъ меня Богъ Своимъ благодатнымъ посѣщеніемъ! Какъ бы уже не принять Его мнѣ съ благоговѣніемъ, съ усердіемъ, и слѣдственно такъ, какъ благоугодно посѣщающему?

Вопреки сему справедливѣе можно сказать: о если бы только ты былъ способенъ, расположенъ, готовъ принять достойно благодатное посѣщеніе! Возможно ли, чтобы тотчасъ не посѣтилъ тебя Богъ, Который по слову Іова внимаетъ умомъ къ человѣку, посѣщеніе творитъ ему по всяко утро; и во всякое мгновеніе испытуетъ его (Іов. 7, 17-18)?

Но что препятствуетъ человѣку съ успѣхомъ искать Бога, и достойно принимать Его благодатное посѣщеніе? — Евангельское повѣствованіе о Марѳѣ, принявшей Господа въ домъ свой, къ наставленію нашему показываетъ, что наиболѣе препятствуетъ въ томъ житейское попеченіе или пристрастіе къ земному.

Уже Марѳа не искала только посѣщенія Хрістова, но и получила оное: пріятъ Его въ домъ свой. Я сказалъ, и опять не удержусь сказать: благословенъ домъ Марѳы! Она приняла Божественнаго Посѣтителя со благоговѣніемъ: ибо и Господомъ нарекла Его, и отъ Него просила повелѣнія сестрѣ своей, будучи сама властна распоряжать въ своемъ домѣ. Господи, небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави? — Рцы убо ей. — Марѳа приняла Господа со усердіемъ: ибо тщательно готовилась угостить Его, подобно какъ и Авраамъ, во время бывшаго ему посѣщенія Господня. Марѳа же молвяше о мнозѣ службѣ. До сихъ поръ не все ли заставляетъ думать, что Марѳа приняла Хріста достойно и благоугодно Ему? Но не спѣшите мнѣніемъ рѣшительнымъ; подождите суда Хрістова. Что наконецъ глаголетъ Онъ? Не одобряетъ пріема, который дѣлала Ему Марѳа, и даруетъ преимущественное благословеніе Маріи, на которую Марѳа жаловалась. Что же тому причиною? Въ чемъ можно было укорить Марѳу? Она укорена въ житейскомъ попеченіи. Марѳо, Марѳо, печешися, и молвиши о мнозѣ.

Если такимъ образомъ уже принятому благодатному посѣщенію повредило житейское попеченіе, и болѣе или менѣе похитило плодъ онаго: не больше ли еще можетъ вредить оно и препятствовать тѣмъ, которые еще только начинаютъ искать Бога и благодати Его?

При ближайшемъ разсмотрѣніи Евангельскаго повѣствованія можно различить особенныя нѣкоторыя дѣйствія, которыми житейское понеченіе препятствуетъ человѣку благоугождать Богу, и пріобрѣтать благодать Его, или сохранять пріобрѣтенную. Оно развлекаетъ и смущаетъ. Оно затмѣваетъ умъ отъ истины. Обезсиливаетъ волю въ избраніи лучшаго.

Житейское попеченіе развлекаетъ и смущаетъ. Посмотрите на Марѳу. Хрістосъ въ ея домѣ, — Тотъ, для Котораго множество народа бѣгало по селеніямъ и по пустынямъ, чтобы увидѣть Его, или услышать слово Его, — Тотъ, Котораго мнози царіе и пророцы восхотѣша видѣти, и не видѣша (Лук. 10, 24), Тотъ, — Котораго день Авраамъ радъ былъ видѣти, и когда увидѣлъ только издалека, возрадовался (Іоан. 8, 56), — искомый, вождѣленный, для Марѳы близокъ, видимъ, слышимъ. Но что Марѳа? Радуется ли о Немъ? Наслаждается ли Его лицезрѣніемъ и слышаніемъ глаголовъ Его? — Едва ли! У нея совсѣмъ иное занятіе, иныя чувствованія; она думаетъ и заботится о мукѣ и елеѣ, о хлѣбѣ и рыбахъ; Хріста какъ будто нѣтъ для нея. Марѳа же молвяше о мнозѣ службѣ. Наконецъ негодованіе на сестру, не раздѣляющую сей заботы, обращаетъ ее ко Господу: по и то для того, чтобы чрезъ Него не уменьшить, а увеличить сію заботу и сіе развлеченіе. Ставши же рече: Господи, небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей, да ми поможетъ.

Христіанинъ! знаешь ли, что Хрістосъ, если еще не посѣщаетъ тебя дѣйствительно, по крайней мѣрѣ стоитъ у вратъ твоихъ, и ожидаетъ, чтобъ ты принялъ Его въ домъ свой! Если намъ не вѣришь въ семъ: слыши, какъ Онъ Самъ о Себѣ возвѣщаетъ всѣмъ намъ: се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20). Скажемъ ли на сіе: не видимъ Тебя, Господи, стояща; не слышимъ Твоего толцанія! — Безполезный споръ! Господь не обманываетъ насъ; оправдится Онъ во всѣхъ словесехъ Своихъ (Псал. 50, 6). Какъ же случается, что Онъ стоитъ при дверехъ, а мы не видимъ; Онъ толцетъ, а мы не слышимъ? Точно также, какъ подобное сему случилось съ Марѳою. Житейское попеченіе влечетъ насъ отъ предмета къ предмету, отъ занятія къ занятію, отъ заботы къ заботѣ; и какъ оно большею частію не бываетъ, и почти не можетъ быть такъ успѣшно, какъ бы мы желали: то неудача смущаетъ насъ, недостатокъ помощи, или препятствіе отъ другихъ раздражаетъ; желанія и страсти шумятъ, какъ вѣтры, какъ волны; мы мятемся всуе; волнуемся на свою погибель, и въ семъ обуреваніи не примѣчаемъ кроткаго присутствія, не слышимъ тихаго гласа вождѣленной и спасительной благодати.

Житейское попеченіе затмѣваетъ умъ отъ истины. Таковое затмѣніе ума обличаетъ Господь въ Марѳѣ, когда сказуетъ ей, что едино есть на потребу. Удивительно, что Марѳа прежде сего вразумленія не уразумѣла сей истины, если не въ глубокомъ и сокровенномъ, по крайнѣй мѣрѣ въ простомъ и открытомъ ея знаменованіи. Если не вдругъ могла она постигнуть, что единое на потребу есть Богъ, и Его Слово, по реченному: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ (Матѳ. 4, 4); если не довольно ясно для нея было, какимъ образомъ единое на потребу есть Царствіе Божіе, по реченному: ищите прежде Царствія Божія, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33): какъ бы, кажется, не понять ей по крайней мѣрѣ того, что для Рекшаго: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Іоан. 4, 34), для Постившагося четыредесять дней и нощей, для Питающаго многія тысящи народа немногими хлѣбами, не суть на потребу многіе роды пищи и питія? Что Пришедшій въ міръ, да свидѣтельствуетъ истину (Іоан. 18, 37). Нарицающій Себя хлѣбомъ животнымъ, Призывающій къ Себѣ жаждущихъ, благоугождается не тѣмъ, чтобы представляли Ему въ изобиліи брашно гиблющее, не тѣмъ, чтобы отъ Него принимали брашно негиблющее, воду живую, то есть, слово истины и спасенія? — Нѣтъ! Не поняла сего пекущаяся о мнозѣ: и не поняла по тому самому, что пеклась о мнозѣ, что привычка житейскимъ заниматься, и о житейскомъ заботиться, какъ свинецъ, отягчала крило ума, и не допускала вознестись къ духовному разумѣнію.

Не такъ ли нѣкоторые и между нами, христіане, хотя и бываютъ подъ однимъ кровомъ съ Хрістомъ, какъ то бываетъ по истинѣ во храмахъ Его, хотя почти видятъ Его въ таинствѣ, хотя слышатъ Его въ Евангеліи, не умѣютъ однако толикими благами пользоваться и наслаждаться? Евангеліе для насъ довольно непонятно; таинство весьма закрыто; молитва утомительна. Не знаемъ какъ находятъ въ Евангеліи Божественный свѣтъ, въ таинствѣ Божественную силу, въ молитвѣ Божественную радость, блаженство и самое небо. И почему не дается намъ духовный разумъ и чистое созерцаніе? — Потому, что житейское попеченіе связуетъ нашъ умъ, обременяетъ его тяжкими земными помыслами, покрываетъ его мглою нечистыхъ страстей и чувственныхъ желаній; изъ орла, которому бы надлежало въ чистомъ воздухѣ зрѣть на Солнце истины, превращаетъ въ крота, роющагося въ землѣ и въ прахѣ дѣлъ земныхъ, безполезныхъ для духа.

Житейское попеченіе обезсиливаетъ волю въ избраніи лучшаго. Марія благую часть избра, глаголетъ Господь; избрала же она то, чтобы сѣдши при ногу Іисусову, слышати слово Его. Какъ не избрала и другая сестра сей благой части? Развѣ не желала она приближиться къ Іисусу? Но сіе желаніе оказалось въ ней еще прежде, нежели въ Маріи, когда Марѳа пріятъ Его въ домъ свой. Почему же одно сѣмя желанія не одинаково произрасло и принесло плодъ? — Потому что въ сердцѣ Маріи оно расло свободно: а въ сердцѣ Марѳы заглушали оное плевелы житейскихъ попеченій? Молвяше о мнозѣ службѣ. — Волею духа стремилась она ко Господу, и привлекала Его къ себѣ; но склонностію къ житейскому отвлекалась отъ духовнаго Ему благоугожденія къ тѣлесному служенію, и не достигала близости къ Нему благодатной.

Можно и во всякое время и повсюду примѣчать, какъ различно въ различныхъ душахъ дѣйствуетъ желаніе благодати и спасенія, соотвѣтственно тому, бываетъ ли оно въ нихъ полное, свободное и единичное, или въ дѣйствіи своемъ раздѣляется, воспящается, ослабляется какимъ-либо желаніемъ земной природы и склонностію житейскою. Видимъ людей, которые въ продолженіи многихъ лѣтъ все только начинаютъ дѣло спасенія своего, а не совершаютъ онаго; долго ищутъ Бога, и не находятъ; видятъ нѣкоторую зарю благодати надъ собою, и не могутъ дождаться дня ея, озаряющаго сердце. Отъ чего сіе? Отъ того, что начинаютъ дѣло спасенія, но, по пристрастію къ земному и житейскому, не совсѣмъ оставляютъ дѣла погибели; ищутъ Бога, но не хотятъ лишиться тварей; ждутъ утѣшенія благодати, но не хотятъ растаться съ утѣшеніями растлѣнной природы. Видимъ напротивъ и такихъ, которые позже другихъ приступаютъ служить Богу, но болѣе въ томъ успѣваютъ. Блудный сынъ упреждаетъ старшаго брата во благодати отчей. Магдалина, извѣстная грѣшница и бѣснуемая, внезапно является равноапостольною; Савлъ гонитель вдругъ превращается въ Павла Апостола. Мытари и грѣшницы варяютъ въ Царствіи Божіи (Матѳ. 21, 31) насъ, мнящихся быть природными сынами Царствія Божія. Какимъ образомъ совершаются чудеса сіи? Сильнымъ, рѣшительнымъ, всѣ прочія желанія поглощающимъ желаніемъ благодати и спасенія.

Посему слово Божіе сильно возстаетъ противъ смѣшенія житейскихъ попеченій съ желаніями духовными, столь обыкновеннаго, къ сожалѣнію, между нами. Никтоже, говоритъ Оно, можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24). Итакъ, если ты рабъ житейскаго попеченія: то не можешь въ тоже время быть рабомъ Божіимъ. Идѣже есть сокровище ваше, ту будетъ и сердце ваше (Матѳ. 6, 21). Итакъ, если твое сокровище — то, чего ты желаешь, о чемъ печешься, что любишь, находится на земли: то не думай, чтобы сердце твое нашлосъ на небеси у Бога. Никтоже воинъ бывая обязуется куплями житейскими, да воеводѣ угоденъ будетъ (2 Тим. 2, 4). Итакъ, если ты внутренно привязанъ къ чему либо житейскому: то не прельщай себя мыслію, что ты угоденъ Вождю Хрісту, побѣдителю міра.

Посему нерѣдко Самъ Богъ, когда кого приготовляетъ къ особенному Своему посѣщенію, или дарованію благодатному, рукою крѣпкою расторгаетъ и сокрушаетъ всѣ, даже непорочныя узы, привязывающія человѣка къ земному и житейскому. Надлежало ли дать обѣтованія Аврааму? Изыди, сказано ему, отъ земли твоея, и отъ рода твоего, и отъ дому отца твоего (Быт. 12, 1). Не могъ ли благословить Іакова и Богъ, когда благословлялъ его Исаакъ въ домѣ своемъ? Напротивъ онъ взятъ изъ объятій благочестивыхъ родителей; съ опасностію, безъ помощи, безъ сопутника, приведенъ въ иеизвѣстное мѣсто; спалъ на пустынномъ мѣстѣ, и — здѣсь нашелъ для себя и домъ Божій, и могущественное благословеніе Божіе. Какой путь велъ Іосифа ко благодати тайновидца и къ славѣ спасителя? — Путь Египетскій, рабство и темница. Когда и гдѣ болѣе открылся Богъ Израильскому народу? — Тогда, какъ онъ былъ отторженъ отъ Египта, и еще не привязанъ къ землѣ обѣтованной, — тамъ, гдѣ земля не льстила ему ничѣмъ земнымъ, но во всемъ отсылала его къ Небу.

Не та ли была мысль блаженныхъ отцевъ нашихъ, которые заповѣдывали намъ въ извѣстныя времена отъ множества святыхъ храмовъ во градѣ убѣгать съ молитвою во храмы нѣсколько удаленные и болѣе уединенные; не та ли, говорю, была мысль ихъ, чтобы вразумить насъ, какъ нужно, взыскующимъ Бога и благодати, оставлять позади себя все, что насъ обыкновенно занимаетъ въ мірѣ, все земное, все житейское?

Отложимъ христіане бремя, котораго тягость, можетъ быть, не довольно знаемъ, потому что ходить безъ онаго не испытали; отложимъ бремя житейскихъ попеченій. Въ обыкновенныхъ дѣлахъ и упражненіяхъ жизни отложимъ попеченіе излишнее, суетное, заботливое, происходящее отъ неумѣренныхъ желаній, отъ неосновательнаго сужденія о вещахъ, отъ недостатка вѣры въ Бога и надежды на Его провидѣніе. А когда особенно призываемся къ дѣламъ Божіимъ, къ молитвѣ, къ упражненію въ словѣ Божіемъ, къ духовнымъ подвигамъ для обрѣтенія благодати Божіей, — всякое нынѣ житейское отложимъ понеченіе. Послужимъ Богу духомъ, да обѣтованіе духа пріимемъ вѣрою (Гал. 3, 14). Празднованія, начатаго духомъ, да не скончаемъ плотію. Языческой то былъ праздникъ, когда сѣдоша людіе ясти и пити, и восташа играти (Исх. 32, 6). Пришедши сюда съ молитвою, да возвратимся отсюда въ домы съ благодатію и миромъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ собраніяхъ 1844 и 1848 гг. помѣщено слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы, сходное съ предлагаенымъ здѣсь; въ виду значительной разницы рѣшаемся напечатать и то и другое.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 387-393.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0