Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы (1838 г.).

Призрѣ на смиреніе рабы Своея: се бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди (Лук. 1, 48).

Кому изъ внимательныхъ къ Богослуженію не извѣстна часто слышимая Церковная пѣснь въ честь Пресвятыя Дѣвы Маріи: блажимъ Тя вси роди, Богородице Дѣво? Если размыслимъ, отъ чего произошла сія пѣснь, и на что указуютъ самыя слова ея: то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрѣлище. Въ дали прошедшихъ временъ видите вы, что изъ незнатнаго града Назарета, въ маленькое селеніе Горняя, приходитъ бѣдная и безвѣстная въ мірѣ Дѣва; привѣтствуетъ свою престарѣлую родственницу обычнымъ привѣтствіемъ: но внезанно возбуждаетъ въ ней Пророческій восторгъ; привѣтствуется ею, какъ Матерь Господа, и, бывъ объята подобнымъ восторгомъ, пророчествуетъ сама о себѣ: се отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Гласъ Ея слышатъ народы, вѣки, концы вселенныя; и народы, вѣки, концы вселенныя отвѣтствуютъ ей: се исполняемъ твое слово; блажимъ Тя вси роди, Богородице Дѣво.

Сей храмъ, сей праздникъ, сіе священное и торжественное собраніе, также принадлежатъ къ исполненію предсказанія Пресвятыя Дѣвы, что Ее будутъ ублажать всѣ роды. Въ Ней ублажается и то, что до Нея всегда было предметомъ оплакиванія, — конецъ земной жизни.

Усмотримъ изъ сего, братія, высокое достоинство изреченія Пресвятыя Дѣвы: се отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Это не простое слово радости, не гаданіе, случайно получившее видъ предчувствія; но пророчество, въ самомъ точномъ смыслѣ сего слова, глаголъ Духа Святаго въ устахъ Маріи, изъявленіе опредѣленія и изволенія Божія о Ея судьбѣ и о нашей къ Ней обязанности.

Усмотримъ и высокую важность преданія, по которому Вселенская Церковь во всякомъ Богослуженіи постоянно и ревностно ублажаетъ Пресвятую Матерь Господню. Это не простое человѣческое преданіе, не обычай только, введенный произвольнымъ усердіемъ, не подражаніе примѣрамъ частнаго вѣрованія, но мысль Духа Святаго, переданная человѣкамъ, послѣдованіе мановенію перста Божія, исполненіе обязанности столько же священной, сколько справедливой и благотворной для христіанина.

Законъ, по которому родятся истинныя пророчества, Апостолъ Петръ изобразилъ въ слѣдующихъ словахъ: Ни бо волею бысть когда человѣкомъ пророчество, но отъ Святаго Духа просвѣщаеми глаголаша святіи Божіи человѣцы (2 Петр. 1, 21). Два признака должны соединиться, чтобы съ достовѣрностію показать и отличить такое пророчество. Во-первыхъ, предсказаніе должно быть такое, котораго нельзя вывесть изъ извѣстныхъ обстоятельствъ посредствомъ заключеній разума, или изъяснить изъ естественнаго состоянія предсказателя. Во-вторыхъ, предсказаніе должно исполниться въ точности. Если предсказаніе выводится посредствомъ заключеній разума, или изъясняется изъ естественнаго состоянія предсказателя: то это догадка человѣческая, а не Богомъ вдохновенное пророчество. Если предсказаніе не сбылось въ точности: то это ложное, а не истинное пророчество, или, по крайней мѣрѣ, не дознанное въ истинѣ. Такъ судить о Пророкахъ учатъ сами Пророки. Пришедшу слову, познаютъ Пророка, егоже посла имъ Господь въ вѣрѣ (Іер. 28, 9).

Приложимъ сіи начала къ предсказанію Пресвятыя Дѣвы.

Бѣдная и безвѣстная въ мірѣ Дѣва изъ чего могла бы по разуму вывести столь великолѣпную догадку, на чемъ могла бы естественно утвердить столь огромную надежду, что Ее узнаетъ и будетъ прославлять не только современный міръ, но и всѣ роды всѣхъ послѣдующихъ временъ? На томъ ли, что Она была отъ рода Царей? — Но слава рода сего давно прешла; сама же Она была обручена древодѣлю, а отъ такого жребія конечно слишкомъ далеко до всемірной славы. На томъ ли, что Ей уже предсказано быть Матерію Христа? — Но если бы и о семъ разсуждала Она по разуму своего времени, какъ даже и при Христѣ разсуждали самые Апостолы; и потому ожидала бы устроенія царствія Израилева (Дѣян. 1, 6): какъ мало и сіе могло вести Ее къ надеждѣ всемірной и всеродной славы! Кто изъ Царей Израилевыхъ знаменитѣе Давида? Чья память въ родѣ Израилевомъ благословеннѣе памяти родоначальника Авраама? Но матери Авраама и матери Давида, не только не ублажаютъ послѣдовавшіе роды, но даже именъ ихъ не знаютъ. Много ли могла обѣщать себѣ по симъ примѣрамъ и Матерь Мессіи, разсуждая естественно по разуму и понятіямъ своего народа и времени? Надобно при семъ вспомнить о глубокомъ смиреніи преблагословенныя Маріи. Кто не мало думаетъ о своемъ достоинствѣ, о своихъ добродѣтеляхъ; тотъ можетъ льстить себѣ преувеличенными надеждами: но расположеніе духа Ея совсѣмъ не таково было. Въ то самое время, какъ Она славитъ Бога за свое избраніе къ высокому званію Матери Господа, Она видитъ себя только рабою, говоритъ только о своей ничтожности: призрѣ на смиреніе рабы Своея. Какъ же вдругъ, отъ столь смиреннаго мудрованія переходитъ Она къ столь высокимъ глаголамъ о самой себѣ: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди? Очевидно, что не отъ собственныхъ сѣмянъ Ея разума и сердца возникла сія мысль. Духъ Святый, которому предалась Она въ восторгѣ молитвы, просвѣтилъ въ сіе время Ея умъ, подвигнулъ Ея уста, и Она изрекла то, что предопредѣлилъ о ней Богъ, и что, подъ руководствомъ Его провидѣнія, должна въ отношеніи къ Ней исполнить Вселенская Церковь.

Какъ предреченіе Пресвятыя Дѣвы являетъ признаки глаголющаго въ ней Слова Божія: такъ событіе сего предреченія ознаменовано признаками дѣла Божія, не только вообще потому, что событіе вполнѣ соотвѣтствуетъ предреченію, но и въ особенности потому, что событіе образовалось и утвердилось не тѣми способами, которые бы показывали обыкновенный путь природы, или дѣло рукъ человѣческихъ. Если славу въ мірѣ находитъ ищущій ея, или охотно пользующійся случаями встрѣтиться съ нею: это путь міра, это дѣло рукъ человѣческихъ. Но если убѣгающій славы входитъ между человѣками въ славу, чистую, возвышенную, даже больше, нежели человѣческую: очевидно, это не путь міра, не дѣло человѣческое; здѣсь есть причина искать пути Божія, усматривать перстъ Божій. Славы отъ человѣкъ не пріемлю (Іоан. 5, 41), глаголетъ Сынъ Дѣвы Маріи; но слава Его покрываетъ землю, и очевидно, что это слава, яже отъ единаго Бога (Іоан. 5, 44). Такой же путь славы устроилъ Онъ и для Своей Пречистой Матери. По-видимому, Ей менѣе другихъ надлежало чуждаться славы, которую Она сама себѣ предсказала: тѣмъ не менѣе Она постоянно чуждалась и убѣгала ея. Когда народъ былъ въ восхищеніи отъ Божественныхъ глаголовъ Іисуса; когда славилъ Его за чудодѣйствія; когда торжественно срѣталъ Его, какъ Царя: ни однажды не видимъ въ Евангеліи, чтобы въ такихъ случаяхъ Матерь Его являлась близь Его раздѣлить Его славу. Напротивъ видимъ Ее поспѣшающую къ Нему съ материнскимъ участіемъ, когда Его безславили, будто неистовъ есть (Марк. 3, 21. 31); видимъ Ее при крестѣ Его, раздѣляющую Его страданія и поруганіе. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ во дни земной жизни Своей, не спѣшилъ открыть славу Матери Своея, чтобы не казалось дѣломъ естественной, человѣческой любви то, что должно быть дѣйствіемъ высокой благодати. А потому не удивительно, что въ сіе время и Апостолы, какъ многое другое, такъ не довольно понимали то, какая степень чести и служенія подобаетъ Матери Господней, и нужно было со креста преподать начатки сего ученія возлюбленному ученику: се Мати твоя. Таково было устраненіе Пресвятыя Богородицы отъ славы, Ее ожидающей, сообразное съ Ея смиреніемъ, а также и со временемъ, когда Іисусъ не у бѣ прославленъ. Но посмотрите, какъ уже въ сіе самое время непроложеннымъ, повидимому, путемъ приходитъ Ея слава. Какъ изъ облака молнія, внезапно просіяваетъ она изъ устъ нѣкоей жены, которая, въ духовномъ восторгѣ отъ Божественныхъ глаголовъ Іисуса, воздвигши гласъ отъ народа, рече Ему: блаженно чрево носившее Тя! Неизвѣстная жена конечно не слыхала того, что Матерь Іисуса, слишкомъ за тридцать лѣтъ, сказала одной только Елисаветѣ: ублажатъ Мя вси роди. Но какъ вѣренъ ея исполнительный отвѣтъ на сіе пророчество, не только въ мысли, но даже въ словѣ: блаженно чрево! Можно ли не примѣчать здѣсь, отъ предсказанія до исполненія, единаго пути Божія, которымъ приходитъ слава, яже отъ Бога, — дыханія единаго Духа Божія, начинающаго подвизать всѣ роды, да ублажатъ Матерь Приснодѣву?

Когда распятый Господь прославленъ воскресеніемъ и вознесеніемъ на небо: тогда слава Божественныя Матери Его является уже не мгновенно блистающею, яко молнія, но, по выраженію Соломона, восходящею, аки утро, такъ что добрая, яко луна, при солнцѣ правды, — таже самая, по возшествіи Его превыше всѣхъ небесъ, осталась для земли избранною, яко солнце, посреди единонадесяти или двунадесяти звѣздъ, то есть, Апостоловъ. Сіи вси, сказуетъ книга ихъ Дѣяній, бяху терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи, съ женами и Маріею матерію Іисусовою (Дѣян. 1, 14). Примѣчайте, что Она, никогда не бывъ видѣна среди Апостоловъ при Іисусѣ, теперь уже неразлучна съ соборомъ ихъ: бяху терпяще, постоянно пребывали, съ Маріею матерію Іисусовою. Чтó значитъ сіе новое устроеніе? — Хотя оно можетъ быть изъясняемо и просто желаніемъ общенія въ молитвѣ, при общемъ ожиданіи сошествія Святаго Духа: но, при углубленномъ вниманіи, можно здѣсь открыть нѣчто особенное и болѣе таинственное. Если сосудъ, въ которомъ было благоуханное мѵро, и послѣ онаго благоухаетъ, и въ нѣкоторомъ степени продолжаетъ дѣйствіе самаго мѵра: кольми паче содѣлавшаяся сосудомъ Божества во время воплощенія, должна была на вѣки быть умащена Божественнымъ благоуханіемъ благодати отъ Того, Котораго и единое имя есть мѵро изліянное (Пѣсн. 1, 2); и потому Ей свойственно и какбы сродно своимъ присутствіемъ и молитвою приближать къ человѣкамъ благодатное присутствіе и спасительное дѣйствіе Обитавшаго нѣкогда въ Ней тѣлеснѣ и всегда Обитающаго въ Ней духовно и Божественно. Сіе то конечно благотворное дѣйствіе общенія съ Матерію Господнею ощутили Апостолы въ сердцахъ своихъ, тѣмъ полнѣе, чѣмъ сильнѣе жаждали они подобнаго ощущенія, дабы восполнить лишеніе видимаго общенія съ вознесшимся Господомъ; и такимъ образомъ Она сдѣлалась глубокимъ средоточіемъ ихъ единства, не смотря на то, что по своему смиренію продолжала уклоняться отъ всякаго вида владычествованія въ ихъ сонмѣ. Бяху терпяще единодушно съ Маріею матерію Іисусовою. Чудно и торжественно наконецъ благодать избранныя, яко солнце, явились средоточною силою Церкви тогда, когда Она, по закону земнородныхъ, познавъ западъ свой на земли, восходила въ невечерній день небесный: ибо и разсѣяннымъ по вселенной для проповѣди Евангелія Апостоламъ свѣтъ Духа показалъ сіе время послѣдняго съ Нею въ видимомъ мірѣ общенія, и влеченіе Духа соединило ихъ окрестъ Ея смертнаго одра, Ея живопріемнаго гроба. Съ тѣхъ поръ, по выраженію Церковному, слава Ея Боголѣпная Богоподобными сіяетъ чудесы. Тщетно мрачныя мудрованія неправомыслящихъ усиливались затмить Ея славу: онѣ только изощрили ревность правовѣрующихъ къ Ея прославленію. Ни пространства мѣстъ, ни продолженіе и превратности временъ, не ослабляютъ сіянія славы Ея. Сколь наши поздныя времена ни удалены отъ лицезрительнаго съ Нею общенія: сіе не препятствуетъ вѣрѣ созерцать Ее и молитвѣ приближаться къ Ней, между прочимъ при посредствѣ Ея священныхъ изображеній, и Она сама, чрезъ тайно сообщительные образы и знаменія, исходитъ во срѣтеніе вѣрѣ и молитвѣ, и простираетъ усвоенную Ей благодать и благотворную силу на все исполненіе Церковное, которое, въ соотвѣтствіе тому, всеродно ублажаетъ Ее, сколько по долгу благоговѣнія къ Матери Господа, столько же по чувству вѣры, упованія и благодарности.

Христіане! Чѣмъ совершеннѣе удостовѣряемся мы, что слава Пресвятыя Богородицы въ Церкви есть дѣло Божіе; что наша обязанность ублажать Ее есть опредѣленіе Божіе: тѣмъ тщательнѣе, тѣмъ вѣрнѣе должна быть исполнена сія обязанность.

Ублажаемъ Приснодѣву. Искренно ли? Не съ лестію ли? Презрѣнна лесть и между живущими на землѣ, которыхъ впрочемъ она иногда обманываетъ: но живущую на небѣ, и видящую во всевидящемъ Богѣ, и обмануть невозможно. Возможно ли, скажутъ, и льстить тамъ, гдѣ самая высокая похвала остается ниже своего предмета? — Льстимъ, если хвалимъ то, чего внутренно не уважаемъ. И такъ, ублажая Приснодѣву, чтимъ ли дѣвство? Уважаемъ ли цѣломудріе? Хранимъ ли чистоту? Ненавидимъ ли нечистоту? Ревнуемъ ли о своемъ очищеніи?

Ублажаемъ во храмѣ преблагословенную Матерь: но недѣлаютъ ли противнаго сему нѣкоторые дóма? Не оскорбляютъ ли благословенныхъ именъ отца и матери дѣти неповиновеніемъ или непочтительностію, а и сами родители — пренебреженіемъ родительскихъ обязанностей и добродѣтелей?

Прославляемъ здѣсь высокую въ смиреніи, глубокую въ молчаніи Маріамъ: но не здѣсь ли же съ нами наша гордость, наше тщеславіе, наша суетность, наша разсѣянность и склонность къ празднословію? И молва страстей не заглушаетъ ли въ нашемъ сердцѣ славословій нашихъ устенъ?

Съ Елисаветою блажимъ вѣровавшую, и чрезъ то введшую въ міръ Начальника Вѣры, чудимся Богоблагодатной, величаемъ чудодѣйствующую: но тщательно ли хранимъ безцѣнный залогъ вѣры, которая и насъ можетъ привести къ блаженству? Взыскуемъ ли благодати, не говорю, видимо чудодѣйственной, которая не всѣмъ даруется, такъ какъ и не для всѣхъ нужна, — но благодати внутренно возрождающей, созидающей въ насъ сердце чистое, обновляющей духъ правый, содѣлывающей насъ новою во Христѣ тварію? Не живемъ ли, напротивъ, небрежно и безпечно въ растлѣніи природы, въ ветхомъ человѣкѣ въ дѣлахъ плоти, въ заботахъ или забавахъ міра, съ празднымъ именемъ вѣры, не оплодотворенной любовію и дѣлами благими, и потому не могущей ни родить въ насъ блаженства внутренняго, ни родить насъ въ блаженство небесное?

Не красна похвала во устахъ грѣшника. Если желаемъ достойно ублажать Пресвятую Матерь Божію; то да возлюбимъ всѣмъ сердцемъ Ея достоинства и добродѣтели; возлюбивъ да поревнуемъ, по возможности, жизнію слѣдовать тому, что мыслію и словомъ ублажаемъ. Въ такомъ расположеніи утвердиться да поможетъ намъ сама Ублажаемая нами, данною Ей благодатію и могущественными молитвами къ Сыну Своему и Богу, единосущному и спрославляемому со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы, говоренное въ Московскомъ Большомъ Успенскомъ Соборѣ, въ 1838 году, Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ Митрополитомъ Московскимъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°. — 1839 г. — Часть III. — С. 243-258.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0