Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1824 г.

LXXXV.
24. Слово въ день Святыя Пасхи.

(Говорено въ Успенскомъ Соборѣ апрѣля 6 дня; напечатано отдѣльно и въ Христіанскомъ Чтеніи 1836 года).

Хрістосъ воскресе!

Воистину вѣрень Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Сказалъ ученикамъ, отходя на вольное страданіе: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22); и вотъ, послѣ страданія, смерти и воскресенія, когда дѣло Его на землѣ совершено, когда самая плоть не удерживаетъ Его на землѣ, будучи освобождена отъ смертности, когда во всемъ существѣ Своемъ Онъ чувствуетъ стремленіе взыти къ Отцу Своему небесному, восхожду, говоритъ, ко Отцу Моему (Іоан. 20, 17), — Онъ медлитъ однако на землѣ, чтобы дать обѣщанную радость Своимъ земнымъ братіямъ. Является ученицамъ, которыя одержимы были то печалію, то страхомъ: и врачуетъ болѣзни сердецъ ихъ словомъ радости: се Іисусъ срѣте я, глаголя: радуйтеся (Матѳ. 28, 9). Является ученикамъ, которые отъ невидимой брани сатаны, просившаго, дабы сѣялъ ихъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31), и отъ видимаго нападенія Іудеевъ, обратились было въ бѣгство, разсыпались, скрылись; и прекращаетъ опасности брани вѣстію мира: пріиде Іисусъ, и ста посредѣ, и глагола имъ: миръ вамъ (Іоан. 20, 19). Точно, по Его предсказанію, они видятъ Его, и сердце ихъ радуется: возрадовашася убо ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 20). Если же хотите видѣть и то, что радость ихъ точно неотъемлема: посмотрите, какъ сіи люди, которые недавно собственнымъ малодушіемъ побѣждены были, прежде нежели сдѣланное на ихъ Учителя нападеніе дошло до нихъ, изъ которыхъ самый твердый отъ ничего незначущаго слова рабыни, какъ листъ отъ вѣтра вострепеталъ и палъ, — какъ послѣ сіи же люди идутъ изъ верховнаго судилища своей земли, получивъ отъ него раны и запрещеніе говорить о имени Іисуса: они же убо идяху радующеся отъ лица собора, яко за имя Господа Іисуса сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41).

Что радость воскресенія Хрістова никѣмъ и никогда неотъемлема у тѣхъ, которымъ даруетъ ее Воскресшій, не можно ли видѣть и теперь на самомъ опытѣ, когда послѣ столь многихъ оборотовъ временъ, послѣ столь различныхъ перемѣнъ людей, родовъ и народовъ, и нынѣ, также какъ въ первый свой день, она жива, полна и совершенна въ сердцахъ истинно вѣрующихъ?

Блаженъ, чье сердце обрѣло неотъемлемую радость Воскресшаго Спасителя своего, и не теряетъ ея! Ибо всегда имѣетъ сію радость соборъ всѣхъ учениковъ Хрістовыхъ, или однимъ словомъ, Церковь: но каждый ученикъ въ особенности, или что тоже, каждый членъ Церкви, можетъ имѣть оную, и не имѣть, можетъ найти ранѣе и позже: такъ изъ самыхъ Апостоловъ Ѳома осмью днями позже прочихъ обрѣлъ полную радость воскресенія Хрістова. Никакою силою не можетъ быть отнята сія радость у тѣхъ, которые благоразумно и крѣпко хранятъ ее въ сердцахъ своихъ: но воленъ безразсудный промѣнять сію безцѣнную Божественную радость на какую нибудь   м і р с к у ю [1], ничтожную, или потерять оную нерадѣніемъ.

Христіане! если судить по признакамъ наружнымъ: то можно заключить, что мы всѣ, или по крайней мѣрѣ изъ всѣхъ наибóльшая часть, обрѣли радость воскресенія. Она въ нынѣшнюю священную полночь просвѣтила всю Церковь полуденнымъ свѣтомъ, дала каждому изъ насъ горящій свѣтильникъ, и поставила насъ въ чинѣ мудрыхъ дѣвъ, исходящихъ во срѣтеніе Жениху небесному; она почти всему Богослуженію нашему даетъ нынѣ образъ торжественнаго пѣнія и воскликновеній; она цвѣтетъ на лицахъ, на одеждахъ, часто является написанною на устахъ, и запечатлѣвается лобзаніями.

Пріятныя знаменія: но той ли точно радости, которую обѣщалъ Виновникъ нашей радости? Есть ли въ нашей радости тотъ признакъ истинной радости, что она неотъемлема: радости вашея никтоже возметъ отъ васъ? Продолжится праздникъ; и, можетъ быть, продолжится только въ томъ, что мы будемъ оставаться праздными отъ дѣлъ общественнаго званія, и отъ тѣлесныхъ работъ, или еще обратимся къ упражненіямъ неблагороднымъ, къ удовольствіямъ чувственнымъ, къ забавамъ суетнымъ; а не въ томъ, чтобы мы, упразднясь отъ всякаго заботливаго или пристрастнаго занятія тварями, празднымъ отъ чувственныхъ впечатлѣній умомъ принимали свѣтъ Божій чрезъ молитву и духовное ученіе, и неработающимъ никакому земному вожделѣнію сердцемъ успокоивались въ любви Божіей, посредствомъ вѣры и надежды. Пройдетъ праздникъ; настанутъ будни, которыя будутъ насъ рано будить на дѣла мірскія и плотскія, для потребностей и выгодъ нашей смертной жизни: тогда, можетъ быть, радость воскресенія не только воздремлетъ, но и умретъ въ сердцѣ нашемъ, и погребена будетъ въ прахѣ и бреніи житейскихъ попеченій. Не должны ли мы признаться, что можетъ сіе случиться съ нами? А если такъ: то должно признать, что нынѣшняя обыкновенная радость наша есть не болѣе, какъ видимый, несовершенный образъ, или только тѣнь истинной, внутренней, совершениой, неотъемлемой радости, которую даруетъ Воскресшій Господь вѣрнымъ рабамъ, или изъ рабовъ избраннымъ другамъ своимъ. Блаженъ, скажу паки, кому даровано внити въ сію радость Господа своего (Матѳ. 25, 21); кто и тогда, какъ угасаютъ праздничные свѣтильники, не остается во мракѣ духомъ своимъ; и тогда, какъ умолкаетъ торжественное пѣніе, не престаетъ воспѣвать и пѣть въ сердцѣ своемъ Господеви (Ефес. 5, 19)!

Можетъ быть, завидуя ли тѣмъ, которые наслаждаются сею безсмертною радостію, или сожалѣя о тѣхъ, которые лишаются столь вожделѣннаго наслажденія, кто нибудь спроситъ: почему же не всѣмъ дарована сія радость? — Отвѣтствую: единственный Виновникъ всеобщей радости съ Своей стороны предоставляетъ ее всѣмъ безъ изъятія; поелику Онъ за всѣхъ умеръ, и для всѣхъ воскресъ, а потому и плодъ Его смерти и воскресенія, — безсмертная радость есть достояніе всеобщее: но не всѣ достигаютъ того, что всѣмъ предоставлено; не всѣ вступаютъ въ обладаніе всеобщимъ достояніемъ. — Можно ли, кажется, не воспользоваться благомъ, которое предлагаютъ, и отдаютъ во власть? — Но нѣтъ мѣста сомнѣнію о томъ, что видно на самомъ дѣлѣ. И Ѳомѣ прочіе Апостолы преподавали радость воскресенія: но онъ сказалъ: не иму вѣры (Іоан. 20, 25); и тѣмъ самымъ не принялъ радости дотолѣ, какъ наконецъ дивный въ правдѣ и милости Господь, наказавъ малое невѣріе краткимъ лишеніемъ радости, но видя, что при всѣмъ томъ Ѳома не уклоняется отъ прочихъ учениковъ Его, и отъ слова Его, и отъ любви Его, явился особенно для Ѳомы; позволилъ ему собственными, такъ сказать, руками взять радость воскресенія изъ живоносныхъ ранъ воскресшаго тѣла; обратилъ кратковременное невѣріе въ вѣчное доказательство истины, и оскверненныя словомъ невѣрія уста Апостольскія очистились сильнымъ исповѣданіемъ вѣры: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28)!

Сіе приключеніе Ѳомы подаетъ случай къ новому вопросу: почему бы и для многихъ не употребить тогоже средства удостовѣренія и обрадованія, какое для него употреблено, то есть, ощутительнаго присутствія или очевиднаго откровенія Воскресшаго, такъ какъ Онъ Самъ радость полагаетъ непосредственнымъ дѣйствіемъ Своего присутствія: узрю вы, и возрадуется сердце ваше (Іоан. 16, 22)? Вопросъ дерзновенный! Кто можетъ требовать отъ Господа отчета въ образѣ Его дѣйствованія, или дать сей отчетъ вмѣсто Его? И гдѣ же возмемъ мы отвѣтъ, который однако нуженъ для укрощенія дерзости нѣкоторыхъ вопрошающихъ, гораздо болѣе, нежели Ѳома, зараженныхъ невѣріемъ? Слышу почти тотъ же вопросъ, о которомъ говоримъ, изъ устъ Апостоловъ: Господи, и что бысть, яко намъ хощеши явитися, а не мірови (Іоан. 14, 22)? Что лучше, какъ услышать на сіе отвѣтъ изъ устъ Господа? Но и Онъ не даетъ прямаго на сіе отвѣта; и Апостолы, когда славу совершившагося воскресенія міръ хотѣлъ затмить ложью и клеветою, не вопрошали уже Господа, почто не является Онъ міру. Странное дѣло! Вопросъ предложенъ; отвѣта не дано; и однако видно, что вопросъ разрѣшился; ибо въ другой разъ не предлагали его и тогда, когда крайняя нужда того требовала. Какъ же онъ разрѣшился? Остается догадываться, что онъ разрѣшился для Апостоловъ, какими либо другими наставленіями Господа, просвѣщеніемъ отъ Духа Святаго и самымъ опытомъ чудесныхъ дѣйствій и явленій Господа. Въ самомъ дѣлѣ, положимъ, что Господь явился бы, на примѣръ, той самой Синагогѣ, которая изъ зависти предала Его на смерть. Думаете ли, что такая очевидность воскресенія обратила бы ее къ вѣрѣ, и привела ко спасенію? Напрасно! Противное сему дознано уже опытомъ. Воскресеніе Лазаря совершилось всенародно, и воскресшаго Лазаря могъ видѣть всякой, кто хотѣлъ. Но какое дѣйствіе произвела сія очевидность воскресенія въ членахъ Синагоги? — Они только болѣе ожесточились въ злобномъ невѣріи. Совѣщаша же Архіерее, да и Лазаря убіютъ (Іоан. 12, 10). Итакъ Господь не хотѣлъ явиться имъ, и другимъ подобнымъ не является, потому, что сіе для закоснѣвшихъ въ невѣріи было бы безполезно, и послужило бы имъ только къ бóльшему ожесточенію и къ тягчайшему осужденію. Или предположимъ, если угодно, что и они, будучи поражены зрѣніемъ Воскресшаго Іисуса, были бы принуждены нарещи Его своимъ Господомъ. Что же бы послѣдовало? — Вмѣстѣ съ Петромъ, который такъ восхваленъ за исповѣданіе Хріста Сына Божія, вы увидѣли бы Хрістовымъ исповѣдникомъ и Каіафу, изобрѣтателя Хрістоубійства; онъ пришелъ бы такимъ образомъ въ царство Хрістово, не какъ покаявшійся и желающій исправленія грѣшникъ, но какъ уловленный преступникъ, не имѣющій, куда убѣжать. Такихъ ли сыновъ царствія ожидаетъ царствіе небесное, которыхъ и земное царство не признаетъ достойными себя членами, когда знаетъ ихъ расположенія? Итакъ премудръ Господь въ томъ, что не хощетъ до времени явиться міру въ славѣ Своего воскресенія: Онъ даетъ о Себѣ столько знаменій, чтобы желающіе могли познать и обрѣсти Его: по не поражаетъ всѣхъ чудесами, чтобы съ достойными сынами царствія, пріемлющими Его искренно и свободно, не смѣшать неключимыхъ рабовъ, только принужденно и притворно покаряющихся. О семъ предварилъ Онъ Апостоловъ, когда сказалъ: не пріидетъ царствіе Божіе со усмотреніемъ (Лук. 17, 20). Наконецъ можно еще полагать не безъ основанія, что Господь щадитъ сыновъ міра, когда имъ не является. Ибо можетъ ли сухая трава также выдержать присутствіе огня, какъ выдерживаетъ золото, которое имъ очищается и совершенствуется? Не превратитъ ли онъ ее мгновенно въ пепелъ и прахъ? Подобно сему присутствіе Божественнаго Іисуса, которое слабыхъ въ вѣрѣ укрѣпляетъ, вѣрныхъ и праведныхъ болѣе и болѣе очищаетъ и просвѣщаетъ, если бы открылось невѣрующимъ и тлѣющимъ во грѣхахъ, не попалило ли бы ихъ, и не разрушило ли бы своею чистотою и силою? Что сразитъ самаго сильнаго противника Хрістова, егоже есть пришествіе по дѣйству сатанину во всякой силѣ и знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ (2 Сол. 2, 9)? Какая высочайшая сила? Какое Божественное оружіе? Одно дыханіе, или слово устъ, одно присутствіе Господа Іисуса: Господь Іисусъ убіетъ духомъ устъ Своихъ и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего (2 Сол. 2, 8). Въ Савлѣ гонителѣ Христіанства скрытъ уже былъ избранный сосудъ Хрістовъ: но и онъ едва   н е   р а з р у ш и л с я [2], когда сила явленія Хрістова нечаянно коснулась его, прежде нежели онъ былъ приготовленъ къ тому. Отъ свѣта Хрістова онъ палъ на землю, трепеталъ, ужасался, и отверстыми очами никого не видѣлъ.

Перестань, сынъ персти, дерзновенно искушать и раздражать Господа славы состязаніемъ съ Нимъ, почто не является Онъ для твоего удостовѣренія или утѣшенія; обрати вопросъ твой на себя, и себя истяжи: что дѣлаетъ тебя не способнымъ принять Его радостотворное явленіе, и что можетъ тебя приготовить къ сему, и сдѣлать сего достойнымъ? Сей вопросъ правиленъ: и потому есть на него прямый и ясный отвѣтъ Божественнаго Учителя, преданный намъ Его Богодохновенными учениками. Аще кто любитъ Мя, сказалъ Онъ, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23). Вотъ законъ и чинъ блаженнотворныхъ посѣщеній Божественнаго Спасителя! Какъ стеклянный сосудъ, дабы выдержать сильный жаръ, долженъ быть чистъ и согрѣтъ постепенно: такъ удобосокрушимый составъ естества человѣческаго, чтобы содѣлаться пріятелищемъ ощутительнаго присутствія Божія, долженъ быть прежде очищенъ поученіемъ въ словѣ Божіемъ, и постояннымъ упражненіемъ въ исполненіи заповѣдей Божіихъ, и согрѣтъ любовію къ Богу: тогда Богъ, хотя и есть огнь поядающій (Евр. 12, 29), не разрушитъ его святымъ Своимъ присутствіемъ, но свѣтъ Хрістовъ, просвѣщающій всякаго человѣка грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9), какъ изъ ночнаго мрака воскресающій день, озаритъ его, и какъ денница возсіяетъ въ сердцѣ его (2 Петр. 1, 19); тогда возможетъ онъ откровеннымъ лицемъ взирать на славу Божію во Хрістѣ, и не только радоваться о ней, но и въ тойже славный одразъ преображаться, якоже достоитъ отъ Господня Духа (2 Кор. 3, 18). По сему закону и чину открылись явленія Господа въ день Его воскресенія. Ученикъ, егоже любляше Іисусъ (Іоан. 20, 2) преимущественно предъ другими, также преимущественно предъ другими любилъ Его глубокою любовію духа: потому, кажется, онъ прежде всѣхъ пріялъ во глубинѣ духа своего посѣщеніе и радость Воскресшаго, когда увидѣвъ во гробѣ Господнемъ ризы едины лежаща, повѣрилъ воскресенію: и видѣ и вѣрова (Іоан. 20, 6. 8); потому, на него же, кажется, во первыхъ тайнымъ благодатнымъ мановеніемъ указалъ возлюбленный Спаситель, когда Ѳомѣ сказалъ вообще: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше (Іоан. 20, 29). Магдалина, изъ которой Господь изгналъ седмь бѣсовъ (Марк. 16, 9), которой слѣдственно отпущены грѣси мнози, много возлюбила Его (Лук. 7, 47), живою и пламенною любовію сердца; потому первая привлекла Его видимое явленіе: воскресъ Іисусъ заутра въ первую субботу, явися прежде Маріи Магдалини, изъ нея же изгна седмь бѣсовъ (Марк. 16, 9).

Христіанинъ! вѣруешь ли слову Господню: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20)? Если вѣруешь: то ты долженъ вѣрить и тому, что и въ нынѣшніе дни, подобно какъ въ первый день воскресенія, Господь является вѣрующимъ въ Него, и любящимъ Его, болѣе или менѣе ощутительно, по мѣрѣ ихъ способности и готовности, и даруетъ сердцамъ ихъ Свою Божественную радость и Свой премірный миръ. Подвизайся же и ты въ сіи святые дни, чтобы привлещи благодатное посѣщеніе усердною молитвою, прилѣжнымъ поученіемъ въ словѣ Божіемъ, благими дѣлами по заповѣдямъ Господнимъ, наипаче же пламенною любовію къ Умершему за тебя и Воскресшему. Зови Гостя небеснаго прилѣжнѣе, готовься ко принятію Его тщательнѣе, нежели какъ сіе дѣлаешь для безполезнаго большею частію принятія земныхъ гостей. И если Онъ посѣтитъ тебя Своимъ Божественнымъ утѣшеніемъ: берегись, да никтоже возметъ отъ тебя радости твоея (Іоан. 16, 22). Не погружай сердца твоего въ удовольствія міра и плоти: какъ свѣтильникъ уроненный въ воду или въ бреніе угасаетъ: такъ еси уронишь сердце свое въ похоти плотскія и страсти земныя, свѣтъ радости духовной угаснетъ, и изверженную изъ брачнаго чертога душу вновь объиметъ мракъ и смерть. Да сохранитъ отъ сего всѣхъ насъ Господь Іисусъ Хрістосъ, свѣтъ, и жизнь, и радость наша во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ отд. изд.: радость мірскую,..
[2] По Евреин. сборн.: не распался.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 263-270.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0