Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1825 г.

LXXXI.
52. Слово въ день знаменія Пресвятыя Богородицы
[1].

(Напечатано въ собраніяхъ 1844 и 1848 годовъ.)

И воздохнувъ духомъ Своимъ, глагола: что родъ сей знаменія ищетъ? Аминь глаголю вамъ, аще дастся роду сему знаменіе (Марк. 8, 12).

Роду Іудейскому, невѣрному и развращенному, Господь угрожаетъ, что не дастся ему знаменіе. А мы, Христіане, родъ избранный, не должны ли уповать напротивъ, что дастся намъ знаменіе во благо и во спасеніе?

Да! Было время, когда Христіане   о б и л ь н о [2] сѣяли не въ землю и въ плоть, но въ духъ и въ небо;   и   с о о т в ѣ т с т в е н н о   с ъ   т ѣ м ъ   в ъ   о б и л і и   п о л у ч а л и   п л о д ы [3] духовные и небесные: сѣяли вѣру, и пожинали знаменія и чудеса, благотворныя и спасительныя, питающія и укрѣпляющія духъ для жизни вѣчной. И взаимно Богъ сѣялъ съ небесъ знаменія и чудеса; и они приносили на земли, между человѣками, плоды покаянія, исправленія, вѣры, надежды, благодаренія Богу, добродѣтелей всякаго рода. Богъ не рѣдко творилъ   ч у д е с а [4], не только чрезъ святыхъ человѣковъ, но и чрезъ святыя знаменія, или чрезъ видимые знаки и воспоминательные образы святыни, какъ то, чрезъ чистыя тѣлеса Святыхъ, чрезъ святыя иконы: и творилъ Онъ   ч у д е с а [5] столь очевидно и торжественно, что Церковь торжественному воспоминанію   н ѣ к о т о р ы х ъ   ч у д е с ъ   и л и   ч у д о д ѣ й с т в е н н ы х ъ   з н а м е н і й [6] особенные дни посвятила.

А нынѣ, уже не по воспоминаніямъ ли только извѣстны намъ знаменія? Не ищемъ ли мы оныхъ, какъ рѣдкости? Не тщетно ли оныхъ ищемъ?

Итакъ не опять ли сѣтуетъ Господь на родъ сей? Не опять ли съ грозною рѣшительностію отказываетъ въ знаменіи? Что родъ сей знаменія ищетъ? Аминь глаголю вамъ, аще дастся роду сему знаменіе.

Замѣчаніе, что мы не видимъ нынѣ чудесъ, такъ обыкновенно, и столь разными, не рѣдко странными, сопровождается сужденіями, что не безполезно размыслить, отъ чего мы нынѣ чудесъ не видимъ.

Нѣкоторые говорятъ рѣшительно, что мы не видимъ чудесъ, поелику ихъ нѣтъ, да и быть имъ въ наше время не должно. Ибо чудеса употреблены Богомъ, какъ средство для распространенія и утвержденія вѣры: и потому, когда вѣра довольно распространена, и утверждена безопасно, то и чудеса для нея сдѣлались не нужными.

Соглашаюсь, если угодно, съ сими умствователями, что чудеса употребляются Богомъ, какъ средство для распространенія и утвержденія вѣры. Но должно ли заключить изъ сего, что чудеса уже не нужны въ наше время, предоставляю разсудить безпристрастнымъ. Если есть невѣрующіе: то не излишни средства для распространенія вѣры. Если есть враждующіе противъ вѣры, и силящіеся поколебать ее: то не излишни средства для утвержденія вѣры. Но какъ невѣрующіе и враждующіе противъ вѣры, къ прискорбію и къ опасности вѣрующихъ, дѣйствительно въ наше время есть, и даже въ самомъ нѣдрѣ видимаго Христіанства, какъ змія въ пазухѣ: то должно ли, повторяю, заключить, что чудеса, какъ средство для распространенія и утвержденія вѣры, въ наше время уже не нужны?

Но, чтобы не угождать самонадѣяннымъ умствователямъ съ оскорбленіемъ истины, изслѣдуемъ ихъ мысль, что чудеса употребляются Богомъ, какъ средство для распространенія и утвержденія вѣры. Есть чудеса, которыя очевидно направлены къ распространенію вѣры. Таково, напримѣръ, дарованіе языковъ, или чудесно сошествіемъ Святаго Духа дарованная Апостоламъ способность говорить неизвѣстными имъ дотолѣ языками. Очевидно, что намѣреніе сего чуда было, дать всѣмъ народамъ ближайшую удобность услышать ученіе вѣры. Исторія Христіанства показываетъ, что дарованіе языковъ сильно дѣйствовало въ началѣ Христіанства, что посредствомъ онаго вѣра съ скоростію молніи проникла во всѣ народы міра; но что вскорѣ, когда каждый принявшій вѣру народъ началъ имѣть въ себѣ знающихъ ея ученіе, и могущихъ сообщать оное на природномъ языкѣ, при пособіи обыкновеннаго изученія языковъ, на которыхъ писали человѣки Божіи, чудесное дарованіе языковъ скрылось. Въ семъ случаѣ не безъ основанія утверждать можно, что чудо прекратилось, какъ уже не нужное. Но есть другія чудеса, которыя не столь тѣсно связаны съ распространеніемъ вѣры; которыя и тамъ, гдѣ вѣра уже распространена и утверждена, могутъ быть употреблены во благо и спасеніе человѣковъ. Таково, напримѣръ, дарованіе исцѣленій, или чудесная способность исцѣлять отъ болѣзней молитвою, словомъ, возложеніемъ рукъ, и при посредствѣ нѣкоторыхъ другихъ знаменій. Для чего Царь Езекія поднятъ со смертнаго одра чрезъ Пророка Исаію, и возвращенъ къ жизни на пятнадцать лѣтъ? Для того ли, чтобы слава о семъ знаменіи вѣры дошла до невѣрнаго Вавилона, и привлекла оттуда сколько ласкательное, столько же опасное посольство, которое ввело Царя въ искушеніе тщеславія и было случаемъ къ предсказанію страшныхъ событій? Не о семъ молился и плакалъ Езекія. Господи, взывалъ онъ, помяни, яко истиною ходихъ предъ Тобою, и сердцемъ совершеннымъ, и угодная предъ очима Твоима сотворихъ. И Богъ ему отвѣтствовалъ чрезъ Пророка: услышахъ молитву твою, и видѣхъ слезы твоя: се Азъ исцѣлю тя (4 Цар. 20, 3. 5). Итакъ сіе знаменіе было со стороны Божіей дѣло неизреченнаго человѣколюбія и крайняго снисхожденія, въ отношеніи къ Езекіи награда вѣры и добродѣтели; для другихъ вѣрующихъ, но немощныхъ въ вѣрѣ, побужденіе къ крѣпкой вѣрѣ и упованію на Бога. Почему и Самъ Іисусъ Хрістосъ воскресилъ сына вдовицы Наинской? Евангелистъ не показываетъ иной сему причины, кромѣ той, что Господь сжалился надъ вдовицею. Видѣвъ ю Господь, милосердова о ней (Лук. 7, 13). Когда могутъ быть излишними такія чудеса, по такимъ побужденіямъ, для такихъ цѣлей? Когда Апостолъ Іаковъ, предписавъ болящему призывать пресвитеры церковныя, да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ, во имя Господне, присовокупляетъ обѣщаніе, что молитва вѣры спасетъ болящаго, и воздвшнетъ его Господь (Іак. 5, 14-15): что сіе значитъ, какъ не то, что онъ увѣковѣчиваетъ въ Церкви Хрістовой дарованіе исцѣленій, данное отъ Господа въ началѣ Апостоламъ? На время ли и Самъ Господь далъ вѣрующимъ сей законъ и сіе право: вѣруяй въ Мя дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. 14, 12)? Вѣруяй — сотворитъ: слѣдственно, доколѣ есть на земли вѣрующіе, дотолѣ должны быть творящіе дѣла Хрістовы, и больша сихъ, а въ числѣ сихъ великихъ дѣлъ, безъ сомнѣнія, заключаются и знаменія или чудодѣйствія. Скажемъ еще свободнѣе:   к а к ъ   в с е г д а   е с т ь   Б о г ъ,   т а к ъ   в с е г д а   е с т ь   и   ч у д е с а:   и б о   к а к ъ   в с е г д а   Б о г ъ   с у щ е с т в у е т ъ,   т а к ъ   в с е г д а   ж е   и   д ѣ й с т в у е т ъ;   е с л и   О н ъ   д ѣ й с т в у е т ъ,   т о   о ч е в и д н о   е с т ь   д ѣ л а   Б о ж і и;   д ѣ л а   с о б с т в е н н о   Б о ж і и   с у т ь   ч у д е с а.   Т ы   е с и   Б о г ъ   т в о р я й   ч у д е с а   (Псал. 76, 15)!   Т щ е т н о   д е р з н о в е н н о е   м у д р о в а н і е   т в а р и   х о ч е т ъ   п о х и т и т ь   у   Т е б я   с і е   в ѣ ч н о е   п р е и м у щ е с т в о   и   в ы р а ж е н і е   Т в о р ч е с к а г о   в с е м о г у щ е с т в а.   Т ы   е с и   Б о г ъ   т в о р я й   ч у д е с а [7]!

Но если посему и нынѣ можно и должно быть чудесамъ, отъ чего же мы ихъ не видимъ? Не станемъ изъяснять сего догадками, которыя обманчивы. Посовѣтуемся съ опытами, которые вѣрны.

Въ то время, которое всѣ называютъ временемъ знаменій и чудесъ, во время земной жизни Господа нашего Іисуса Хріста, видѣли ль знаменія? Были ль чудеса? Вы можете смѣяться надъ сими вопросами. Но спросите Фарисеевъ того времени, спросите вообще людей рода того: видѣли ль они знаменія? Были ль тогда чудеса? — Не видали; не было. Такъ по необходимости должно имъ отвѣтствовать. Ибо, если бы они видѣли знаменія: то на что бы имъ искать знаменія, и симъ исканіемъ искушать Господа, какъ они сіе дѣлали: изыдоша Фарисеи, и начаша стязатися съ Нимъ, ищуще отъ Него знаменія съ небесе, искушающе Его (Марк. 8, 11)? Если не удостовѣряетъ васъ притворное исканіе Фарисейское: пусть удостовѣритъ васъ непритворный отказъ Іисусовъ. Что, глаголетъ Онъ, что родъ сей знаменія ищетъ? Аминь глаголю вамъ, аще дастся роду сему знаменіе. Если Онъ сказалъ, что не дастся чуда роду тому: то вѣрно такъ и сдѣлалъ, и потому не было чуда для рода того.

Что глаголеши Господи? Какъ не дастся роду сему знаменіе? Не далъ ли Ты ему безчисленныхъ Божественныхъ знаменій? Не слышиши ли, какъ исповѣдуетъ ихъ единъ отъ рода того: никтоже можетъ знаменій сихъ творити, яже Ты твориши, аще не будетъ Богъ съ нимъ (Іоан. 3, 2)? И что же, какъ не знаменія и чудеса, указуешь Самъ Ты ученикамъ Іоанновымъ: слѣпіи прозираютъ, и хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются, и глусіи слышатъ: мертвіи востаютъ, и нищіи благовѣствуютъ (Матѳ. 11, 5)?

Что же все сіе значитъ? Мы думали разрѣшить вопросъ примѣромъ; но въ семъ примѣрѣ нашли новый мысленный узелъ. Видятъ знаменія и чудеса Хрістовы, и не видятъ ихъ; онѣ есть, и нѣтъ ихъ. Найдемъ концы сего узла: и все развяжется. Никодимъ видитъ чудеса Хрістовы. Фарисеи не видятъ ихъ. Немногимъ ученикамъ Іоанновымъ даетъ Господь многія знаменія: но роду тому или ни одного, или одно знаменіе Іоны Пророка, то есть, Свою крестную смерть и воскресеніе. Не трудно изъ сего усмотрѣть, что такъ должно быть и во всѣ времена. Для вѣрующихъ есть знаменія и чудеса, и они видятъ ихъ: для невѣрующихъ частію не даются знаменія, частію и совершающихся чудесъ они не видятъ, какъ-бы ихъ не было.

Одна изъ причинъ, по которымъ чудеса бываютъ невидимы, находится въ самихъ Чудотворцахъ. Истинные Чудотворцы не любятъ показывать чудеса свои. Самъ Іисусъ Хрістосъ, Глава и совершеннѣйшій образъ чудотворцевъ, Который для того и пришелъ на землю, чтобы чрезъ Него человѣки познали спасительно чудодѣйствующую силу Божію, Который, дѣйствуя открыто для славы Божіей, не имѣлъ нужды остерегаться искушенія славы человѣческой, имѣя противъ сего искушенія силу и славу Божественную, — и Онъ однако не столько, по видимому, открывалъ, сколько сокрывалъ Свою чудодѣйственную силу. Кромѣ торжественно-обѣщаннаго и даннаго всему роду тому, или и всѣмъ родамъ и народамъ знаменія Іоны Пророка, то есть, чуда смерти и воскресенія Хрістова, которое необходимо нужно было поставить въ свѣтѣ и славѣ, какъ солнце на тверди чудесъ, и кромѣ немногихъ еще знаменій, каковы на примѣръ, воскрешеніе Лазаря и небесный гласъ надъ Сыномъ Божіимъ, прославляющій въ Немъ имя Божіе, въ которыхъ видна открытая торжественность чудодѣйствіи, — большая часть чудесъ Хрістовыхъ совершена не только безъ усилія огласить оныя, но и съ нѣкоторымъ стараніемъ скрыть оныя. Исцѣлилъ прокаженнаго: и тотчасъ глагола ему Іисусъ: виждь, никому же повѣждь (Матѳ. 8, 4). Воскресилъ дщерь Іаира, и когда родители дивились, и готовы были прославлять Его, — Онъ же повелѣ има никому же повѣдати бывшаго (Лук. 8, 56). Преобразился на Ѳаворѣ во славу, предъ тремя только избранными учениками: но и симъ сходящимъ съ горы исповѣда Іисусъ глаголя: никому же повѣдите видѣнія, дондеже Сынъ человѣческій изъ мертвыхъ воскреснетъ (Матѳ. 17, 9). Для чего такая скрытность? — Для того, чтобъ, по Его притчѣ, не метать бисера предъ свиніями (Матѳ. 7, 6), чтобы святыя дѣла Божіи не были оскорблены нечистыми и хульными устами грѣшниковъ или попраны презрѣніемъ невѣждъ; — для того, чтобы дѣйствію тайны, глаголанной ко уху, не повредить преждевременнымъ проповѣданіемъ на кровѣхъ; — для того, чтобы намъ оставить образъ, не вдаваться славѣ человѣческой, опасной для добродѣтели. Сей премудрой и святой скрытности чудодѣйствующаго Богочеловѣка, и по долгу, и по страху искушенія, послѣдуютъ всѣ чудодѣйствующіе человѣки, во всѣ времена, во всемъ мірѣ. Укажемъ на домашній примѣръ: пока жилъ Преподобиый Сергій, хотя по нѣкоторымъ его дѣйствіямъ не укрылась въ немъ чудодѣйственная сила, но его важнѣйшее чудодѣйствіе, — воскрешеніе отрока, закрыто было строгою заповѣдію отцу воскрешеннаго.

Другая причина, по которой чудеса не только не бываютъ видимы, но и совсѣмъ не совершаются, есть невѣріе, или маловѣріе — или тѣхъ, которымъ надлежало бы совершать оныя, или тѣхъ, для которыхъ бы они совершались, или тѣхъ и другихъ вмѣстѣ. Сказано, что вся возможна вѣрующему (Марк. 9, 23): чрезъ сіе сказано и то, что маловѣрному мало возможно, а невѣрующему невозможно ничего такого, для чего нужна мощь, высшая человѣческой. Однажды Апостолы не могли изгнать бѣса. Почто мы не возмогохомъ изгнати его? вопрошали они Господа. Іисусъ же рече имъ: за невѣрствіе ваше (Матѳ. 17, 19-20). Но, что еще удивительнѣе, и Всесильный Господь Іисусъ, пришедъ нѣкогда во отечествіе Свое, не сотвори ту силъ многихъ, за невѣрство ихъ (Матѳ. 13, 58). Не уже-ли и всемогущество изнемогаетъ противъ невѣрія? Нѣтъ! Оно всегда остается всемогуществомъ: но или ожесточенное сердце не пріемлетъ благодатной силы, подобно какъ грубый, неблагородный камень не пріемлетъ въ себя свѣта; или святая сила, по милосердой предосторожности, не прикасается къ недостойному, какъ огнь — къ соломѣ, чтобы она въ немъ не исчезла.

Сіи общія разсужденія о чудесахъ обратите, если угодно, въ особенности на наше время, и на себя самихъ.

Отъ чего мы не видимъ чудесъ? — Кто можетъ, пусть отвѣтствуетъ иначе: а мнѣ кажется, что мы по необходимости приведены къ сему отвѣту: не видимъ чудесъ, или рѣдко видимъ ихъ, или потому, что они скрываются отъ насъ, какъ недостойныхъ довѣренности, или потому, что и не совершаются по нашему невѣрію или маловѣрію.

Какъ чудодѣйствовать надъ нами молитвѣ, когда молитва наша и кратка, и хладна, и невнимательна, и не столько по вѣрѣ и сыновней любви къ Богу, сколько по нѣкоторой невольной покорности закону Его приносится?

Какъ чудодѣйствовать надъ нами слову духовному, когда сердце наше, какъ одичавшая нива плевелами, тѣсно засѣяно и зарощено словами суеты, желаніями плоти, помыслами беззаконія?

Какъ чудодѣйствовать надъ нами таинствамъ, если мы приступаемъ къ нимъ только по неизбѣжной необходимости, безъ   т щ а т е л ь н а г о [8] предварительнаго очищенія, безъ пламеннаго стремленія къ соединенію съ Богомъ? Апостолъ Павелъ, обличая Коринѳянъ въ недостойномъ причащеніи Тѣла и Крови Хрістовы, заключаетъ: сего ради въ васъ мнози немощни и недужливи, и усыпаютъ довольни (1 Кор. 11, 30), то есть, многіе поражаются внезапною смертію за оскорбленіе святыни. Мнѣ кажется, для многихъ изъ насъ и то уже есть чудо милосердія Божія, если въ подобныхъ случаяхъ подобныя казни насъ не постигаютъ.

Прибѣгнемъ, братія, къ чудодѣйствующему непрестанно во спасеніе наше Господу, и каждый о всѣхъ, и всѣ о каждомъ, воззовемъ къ Нему со Апостолами: Господи, приложи намъ вѣру (Лук. 17, 5). И потомъ уже съ Давидомъ: сотвори со мною знаменіе во благо: и да видятъ ненавидящіи мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣшилъ мя еси (Псал. 85, 17). Аминь.

Примѣчанія:
[1] По Евр. сборн. значится произнесеннымъ въ Знаменскомъ Монастырѣ ноября 27.
[2] По Евр. сборн. этого слова нѣтъ.
[3] По Евр. сборн.: а потому и плоды получали...
[4] По Евр. сборн.: знаменія или чудеса...
[5] По Евр. сборн.: знаменія...
[6] По Евр. сборн.: нѣкоторыхъ изъ нихъ...
[7] По Евр. сборн.: доколѣ есть Богъ, дотолѣ непремѣнно есть и чудеса: ибо когда есть Богъ, то безъ сомнѣнія Онъ дѣйствуетъ; когда Онъ дѣйствуетъ, очевидно, что есть дѣла Божіи; дѣла собственно Божіи суть чудеса. Ты еси Богъ творяй чудеса (Псал. 76, 15). Никогда твари не воспретятъ сего Творцу; ихъ буйство не переучитъ премудрости Твоея; ихъ дерзость не обезоружитъ Твоего всемогущества. Ты еси Богъ творяй чудеса!
[8] По Евр. сборн.: должнаго...

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 240-247.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0