Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Бесѣда въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы (1858 г.).

Блюдитеся, како слышите (Лук. 8, 18). Внимательно, разсудительно, осторожно наблюдайте за собою, какъ слушаете то, что доходитъ до вашего слуха, какъ прнимаете и должны принимать слышимое. Такъ наставлялъ Христосъ Спаситель Своихъ учениковъ. Пречистая Матерь Его, преблагословенная Дѣва Марія въ совершенствѣ исполнила сіе наставленіе, когда оно не было еще произнесено.

Христіане! Наставленіе Христа Спасителя относится и къ намъ потому самому, что мы христіане, то есть, ученики и послѣдователи Христа. Примѣръ пречистой Матери Его можетъ ввести насъ въ разумѣніе наставленія Его.

Праматерь Ева не положила себѣ правила: блюстися, како слышитъ, когда вступалъ съ нею въ разговоръ змій искуситель, хотя самая необычайность сего явленія должна была внушить осторожность. Чрезъ отверзтое любопытствомъ ухо словесный ядъ проникъ до сердца ея, и отравилъ душу грѣхомъ, прежде нежели вкушеніемъ запрещеннаго плода отравлено тѣло. И праотецъ Адамъ не уберегъ своего слуха отъ грѣховнаго слова жены: и чрезъ нестрегомое ухо допустилъ смерть войти во весь родъ человѣческій.

Не такъ пресвятая Дѣва Марія. Какъ предопредѣленная въ служеніе таинству исцѣленія человѣческаго рода отъ смертоносной заразы грѣха, она, при самомъ вступленіи въ сіе служеніе, исправляетъ первоначальную погрѣшность прародителей. Она слышитъ привѣтственный гласъ Ангела, уже болѣе или менѣе вѣдомый ей, со времени воспитанія ея во храмѣ іерусалимскомъ: и при всемъ томъ блюдется, како слышитъ; не вдругъ допускаетъ высокое о ней слово до смиреннаго сердца; не отвѣчаетъ на привѣтствіе; останавливается въ заботливомъ размышленіи. Смутися о словеси его, и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе (Лук. 1, 29).

Какое это слово, которымъ произведено смущеніе въ душѣ чистой и мирной? Это слово Ангела: радуйся благодатная, Господь съ тобою; благословенна ты въ женахъ. Но что же здѣсь могло быть причиною смущенія? Причиною смущенія обыкновенно бываетъ слово печальное, или строгое, или унижающее, или обидное, или угрожающее. Ничего такого нѣтъ въ словахъ Ангела. Въ нихъ видны: радость, благоговѣніе Ангела къ пресвятой Дѣвѣ, ея достоинство, Божіе къ ней благоволеніе. Вникните въ дѣло духовнымъ разумѣніемъ. Словомъ печальнымъ, строгимъ, унижающимъ, обиднымъ, угрожающимъ, приводится въ смущеніе наша нетерпѣливость, наша гордость. Сихъ качествъ не было въ пресвятой Дѣвѣ; почему и такія тяжкія слова не привели бы ее въ смущеніе. Но въ ней обитаетъ глубокое смиреніе: и потому для ней неудобопріемлемо слово, которое возвышаетъ ее. Смиреніе не любитъ оглашающей похвалы; уклоняется отъ нея; боится, чтобы она неповредила ему: и потому, когда слышитъ хвалителя, съ невольною заботою внутренно вопрошаетъ: дѣйствительно ли ты Ангелъ Свѣта? — Таково значеніе смущенія, въ которое пресвятая Дѣва приведена была привѣтствіемъ небеснаго благовѣстника.

Но и безпорочное смущеніе есть состояніе неестественное. Душа, ощутивъ себя въ ономъ, ищетъ пути, чтобы выйти изъ онаго. Какой же путь открыла для сего пресвятая Дѣва? — Путь безмолвнаго размышленія. Помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе.

Вслушайтесь пристально въ молчаніе пресвятыя Дѣвы предъ благовѣствующимъ Ангеломъ: вы найдете, что сіе молчаніе также премудро, какъ премудрое слово. Если бы Маріамь поспѣшила отвѣчать на хвалебное привѣтствіе Ангела безъ отрицанія слышимой хвалы: это было бы утвержденіе и принятіе хвалы, и было бы тяжко для Дѣвы, въ отношеніи къ ея смиренію. Если же она отвѣчала бы съ прекословіемъ: это могло быть оскорбленіемъ вѣстнику небесному. И того, и другаго затрудненія избѣжала она, скрывшись отъ слова въ молчаніе, и употребивъ молчаніе для размышленія. Помышляше: каково будетъ цѣлованіе сіе? Что значитъ привѣтствіе необычайное? Какъ поступить съ привѣтствіемъ, которое трудно и страшно принять, и также трудно и страшно отвергнуть? Если отъ Бога приходитъ слово: не явитъ ли Онъ знаменія, прекращающаго смущеніе и страхъ, и разрѣшающаго недоумѣніе? — Знаменіе дѣйствительно явилось въ томъ, что на глубокомысленное молчаніе пресвятыя Дѣвы, какъ бы на внятное слово, Ангеломъ данъ сообразный отвѣтъ: не бойся, Маріамь. Изъ сего познала она, что Богъ открылъ Ангелу ея внутреннее состояніе, и послалъ ей слово успокоенія; и что слѣдственно съ спокойствіемъ и вѣрою должно вниматъ дальнѣйшему провѣщанію Ангела. Такъ она приготовилась и приготовлена была принять благовѣщеніе о воплощеніи въ ней Сына Божія — Спасителя міра: и возмогла изъ безмѣрной глубины смиренія извести безмѣрно высокой вѣры слово: се раба Господня; буди мнѣ по глаголу твоему.

Видишь ли, христіанская душа, хотя отчасти, душу пресвятыя Дѣвы, ея внутреннее благоустроеніе, ея бдительность на стражѣ нравственнаго самоохраненія? Учись сокровенной мудрости ея, подражай бдительной осторожности Ея въ собесѣдованіи. Блюдися, како слышиши. Не останавливай себя тѣмъ, что ея путь очень высокъ, и что твой путь инаковъ. Если облѣнишься, и не поревнуешь хотя издалеча послѣдовать пресвятой Дѣвѣ путемъ восходящимъ: то легко можешь совратиться на путь Евы, низходящій и ведущій къ паденію. Легко можетъ случиться, что къ тебѣ подкрадется какой нибудь словоохотный змій, мудрѣйшій всѣхъ звѣрей сущихъ на земли (Быт. 3, 1), но далекій отъ мудрости даже просто человѣческой, и кольми паче отъ небесной, который видится обитателемъ рая, а невидимо принадлежитъ къ жителямъ ада, котораго словеса умякнуша паче елея, и та суть стрѣлы (Псал. 54, 22), который въ мечтательныхъ и льстивыхъ словахъ обоготворитъ тебя, а въ самомъ дѣлѣ заразитъ тебя клеветою и хулою на Бога, который предложитъ тебѣ красивый и сладкій плодъ, и ты въ немъ вкусишь грѣхъ и смерть.

Примѣръ пресвятыя Дѣвы показываетъ, что съ осторожностію должно слушать даже ангельское слово. И если такая осторожность нужна была для нея: то кольми паче нужна для насъ. Ибо, какъ предостерегаетъ Апостолъ, самъ сатана преобразуется во Ангела свѣтла (2 Кор. 11, 14): и потому неосмотрительный можетъ принять блестящую мѣдь за золото, — слово лести и обмана за слово истины. Если твоему внѣшнему или внутреннему слуху является необычайное слово, представляющее себя посланнымъ свыше: не спѣши принимать оное; размысли въ безмолвіи; испытай, согласно ли оно съ достовѣрно извѣстнымъ словомъ Божіимъ и ученіемъ Христовымъ; огради себя смиреніемъ, молитвою, и притомъ, какъ учатъ богомудрые, троекратною молитвою, и, поколику возможно, совѣтомъ имѣющихъ духовную опытность. — Истина не оскорбится твоею осторожностію: а ложь и мечта не успѣютъ обаять тебя.

Если и Ангела слышащему нужно блюстися, како слышитъ: чтó сказать о собесѣдованіяхъ человѣческихъ? Сколько въ людяхъ ложныхъ и худыхъ мыслей, сколько страстей, сколько пороковъ! Всѣ они могутъ обратиться въ заразу, болѣе или менѣе сильную и вредную, примѣтно и не примѣтно переходящую чрезъ слово и собесѣдованіе. Много явныхъ и скрытыхъ опасностей: много нужно благоразумія и осторожности.

Слышишь ли слово въ похвалу тебѣ? — Остерегись. Похвала нерѣдко скрываетъ въ себѣ лесть; или можетъ самого тебя сдѣлать льстецемъ для самого тебя, если плѣнишься ею; можетъ удалить отъ тебя смиреніе, и поселить въ тебѣ самонадѣяніе и небреженіе о дальнѣйшемъ усовершеніи себя и своихъ дѣлъ. Услышавъ похвалу, помысли, каковъ ты долженъ быть, вспомни свои недостатки; и старайся имѣть достохвальныя мысли, намѣренія и дѣла, а не ловить исчезающій звукъ похвалы.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее: или унижающее? — Остерегись, чтобы не воспламениться гнѣвомъ, который правды Божія не содѣлываетъ (Іак. 1, 20). Скажи лучше себѣ: вотъ случай поучить себя терпѣнію и смиренію, и отвѣчай оскорбляющему и унижающему или молчаніемъ, или, если необходимо, кроткимъ словомъ правды.

Слышишь ли слово, порицающее и осуждающее ближняго? — Остерегись, чтобы чрезъ слухъ не принять участія въ грѣхѣ чужаго языка. Не прилагай сердца твоего къ словамъ, которыя вреднѣе для осуждающаго, нежели для осуждаемаго.

Слышишь ли слово опечаливающее настоящимъ или угрожающимъ бѣдствіемъ? — Остерегись, чтобы твоя печаль не сдѣлалась сильнѣе твоего разсудка и твоей воли. Многи бо печаль уби; и нѣсть пользы въ ней (Сир. 30, 25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностію въ волю Божію и упованіемъ на милосердіе Божіе.

Чтó если услышишь или увидишь въ чтеніи слова неблагонравія, неблагоговѣнія, невѣрія? — Поспѣши заградить ухо твое и закрыть око твое отъ тлетворнаго вѣтра. Не прельсти себя мыслію послушать или прочитать изъ любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнемъ. Не желай узнать вкусъ яда. Тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33).

Не надобно ли, — скажетъ кто нибудь, — не надобно ли имѣть осторожности и при слушаніи ученія духовнаго и нравственнаго? — Точно надобно имѣть осторожность, — именно осторожность, чтобы не быть, по выраженію Апостола Іакова, слышателемъ забытливымъ, подобнымъ человѣку, который посмотрѣлъ на себя въ зеркалѣ, отошелъ и забылъ, каковъ онъ. Ибо не слышатель забытливый, но творецъ дѣла, сей блаженъ въ дѣланіи своемъ будетъ (Іак, 1, 22-25). Аминь.

Бесѣда произнесена въ Чудовѣ Монастырѣ, Марта 25 дня 1858 года.

Источникъ: Бесѣда въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, говоренная Сѵнодальнымъ Членомъ, Высокопреосвященнѣйшимъ Филаретомъ, митрополитомъ Московскимъ, въ Чудовѣ монастырѣ 1858 года 25 Марта. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ» за 1858 годъ. — М.: Въ Типографiи В. Готье, 1858. — Часть XVII. — С. 27-33.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0