Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1822 г.

LIII.
24. Слово въ день Святыя Пасхи.

(Говорено въ Успенскомъ Соборѣ апрѣля 2-го дня; напечатано въ собраніяхъ 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.).

Хрістосъ воскресе!

Сколь ни много уже разъ повторяли мы нынѣ, но и еще не утомляемся повторять, уповаемъ же, что и вы не утомляетесь такъ часто слышать одно и тоже слово: Хрістосъ воскресе!

Какое чудесное слово! Какъ измѣняется отъ него видъ всего, что существуетъ!

До сихъ поръ многіе изъ человѣковъ знали только землю, на которой они являются на краткое время, и вскорѣ скрываются, неизвѣстно, куда; иные нѣчто еще слыхали объ адѣ, какъ о пропасти, которая всѣхъ угрожаетъ поглотить, и никого не отдаетъ обратно; не многіе помышляли о небѣ, какъ о такомъ горнемъ жилищѣ, къ которому лѣствицу только во снѣ видѣлъ нѣкто, и только такую, по коей видны были   в о с х о д я щ і е [1] Ангелы Божіи, а человѣковъ не примѣчено.

Теперь, когда Хрістосъ воскресе, чѣмъ оказывается земля? — Она есть разсадникъ для неба; кратковременная и разрушеніемъ оканчивающаяся жизнь человѣка въ тѣлѣ, — скажемъ словами то, что наблюдаемый между нами при взаимномъ изъявленіи радости воскресенія обрядъ выражаетъ вещію, — жизнь человѣка въ тѣлѣ есть начинающаяся жизнь птенца въ яицѣ, которому, по сокрушеніи скорлупы, открывается высшій и обширнѣйшій кругъ жизни; надобно только, чтобы зародышъ птенца объятъ, проникнутъ и возбужденъ былъ теплотою крови матерней; то есть, надобно, чтобы зародышъ небесной жизни въ человѣкѣ объятъ, приникнутъ и возбужденъ былъ животворящею силою крови Хрістовой.

Теперь, когда Хрістосъ воскресе, и когда Ему, яко Богочеловѣку, дадеся всяка власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18), не только небо сдѣлалось досязаемымъ, но даже соединилось съ землею такъ, что трудно найти между ими предѣлъ и различіе; ибо и на земли является Божество, и на небеси человѣчество; Ангелы, которыхъ Іаковъ видѣлъ восходящихъ и нисходящихъ по лѣствицѣ небесной, теперь сонмами ходятъ по земли, какъ вѣстники Сына человѣческаго, Который владычествуетъ на небеси.

Что и адъ послѣ того, какъ, по сошествіи во адъ, Хрістосъ воскресе? Крѣпость, въ которую подъ видомъ плѣнника вошелъ побѣдитель; темница, у которой врата сокрушены, и стражи разсѣяны; вотъ подлинно, по изображенію Хрістову, чудовище, которое поглотило сверженнаго съ корабля Пророка; но, вмѣсто того, чтобы пожрать и истребить его, сдѣлалось для него другимъ, хотя не столь покойнымъ, кораблемъ, чтобы вынести его на брегъ жизни и безопасности. Теперь становится понятнымъ, какъ надѣялся нѣкто чрезъ самый адъ пройти безопасно: аще и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 32, 4), — Ты, Который для насъ   с ш е л ъ   с ъ   н е б а [2], подобно намъ, ходилъ по земли, и, подобно намъ, низшелъ въ сѣнь смертную, дабы и оттолѣ проложить Твоимъ послѣдователямъ путь во свѣтъ жизни.

Наконецъ, и насъ самихъ не иными ли уже, противу прежняго, содѣлало воскресеніе Хрістово? — Повѣримъ одному изъ вѣрныхъ свидѣтелей воскресенія Хрістова, что и насъ оно переродило, если не самымъ дѣйствіемъ, по крайней мѣрѣ, надеждою. Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Хріста, восклицаетъ Апостолъ Петръ, Иже по мнозѣй Своей милости порождей насъ во упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Хрістовымъ отъ мертвыхъ (1 Петр. 1, 3)!

Но, если мы порождены воскресеніемъ Хрістовымъ только еще во упованіе; а за нашимъ упованіемъ слѣдуетъ упованіе и всея твари, чаяніе бо твари откровенія сыновъ Божіихъ чаетъ (Рим. 8, 19): то всѣ чудеса, которыя произвело воскресеніе Хрістово, суть только еще начатки дальнѣйшихъ чудесъ, которыя оно будетъ открывать въ продолженіи, особенно въ концѣ временъ, и даже въ безконечной вѣчности.

По симъ неистощимымъ чудесамъ   с о в е р ш и в ш и м с я,   и   д о л ж е н с т в у ю щ и м ъ   с о в е р ш и т ь с я [3], воскресеніе Хрістово есть для насъ источникъ размышленія, созерцанія, удивленія, радости, благодарности, надежды, всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто изъ него почерпаемъ; оно есть вѣчная новость. И по сему-то, сколь ни увѣрены мы другъ о другѣ, что каждому изъ насъ извѣстно воскресеніе Хрістово, еще однако желаемъ тысящекратно возвѣщать другъ другу, какъ неслыханную вѣсть, яко Хрістосъ воскресе; сколь ни удостовѣрены въ истинѣ сего событія, засвидѣтельствованнаго очевидцами Воскресшаго, доказаннаго знаменіями и чудесами, не оспоримаго врагами Христіанства, еще однако жаждемъ слышать подтвержденіе, яко воистину воскресе Хрістосъ.

Если слово есть пища, по реченному, яко не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ, живъ будетъ человѣкъ (Втор. 8, 3): то слово о воскресеніи Хрістовомъ, подобно маннѣ, какъ изображаетъ ее Премудрый, есть хлѣбъ всякое услажденіе въ себѣ имѣющій, и ко всякому сличный вкушенію (Прем. 16, 20). Изнуренъ ли ты грѣхомъ, и алчешь правды? Пріиди, насыщайся: Хрістосъ воскресе, Иже преданъ бысть за беззаконія наша, и воста за оправданіе наше (Рим. 4, 25). Утомленъ ли ты безотраднымъ игомъ закона, и желаешь прейти отъ сего рабства въ благодатную свободу? Приступи, вкуси пасху, тобою желаемую: ибо пасха наша за ны пожренъ бысть Хрістосъ (1 Кор. 5, 7); свободою убо, еюже свободи насъ Хрістосъ, стойте, и не паки подъ игомъ работы держитеся (Гал. 5, 1). Недугуешь ли ты страхомъ смерти? Пріими врачевство противъ сей болѣзни: Хрістосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20). Изнемогаешь ли во брани противу враговъ твоего спасенія? Вкуси добраго глагола воскресенія, и въ немъ побѣдоносной силы грядущаго вѣка; воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его (Псал. 77, 2)! Прельщаетъ ли тебя ложный вкусъ душевный, и побуждаетъ искать пищи желаніямъ въ тлѣнныхъ и суетныхъ вещахъ міра? Исправь оный причастіемъ силы воскресенія: аще воскреснусте со Хрістомъ, вышнихъ ищите, идѣже есть Хрістосъ, одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1). Или уже и возжадала душа твоя къ Богу крѣпкому, живому, и томится желаніемъ, когда пріидешь и явишься лицу Его (Псал. 41, 3)? Живое упованіе воскресенія и утолитъ томленіе сея жажды, и сохранитъ самую жажду, яко здравую и спасительную, представляя уму, что егда Хрістосъ явится, животъ вашъ, тогда и вы съ Нимъ явитеся въ славѣ (Кол. 3, 4).

Видишь, Христіанинъ, какое обиліе, какое разнообразіе духовной пищи представляетъ намъ Пасха наша, воскресшій Хрістосъ. Питается ли теперь ею душа твоя? Дѣйствительно ли вкушаешь ты, яко благъ Господь? Ощущаешь ли въ себѣ внутренно силу воскресенія Хрістова, разрѣшающую отъ грѣховъ, и отъ проклятія за нихъ, низлагающую страсти и похоти ветхаго человѣка, созидающую въ тебѣ сердце чистое, и духъ правый обновляющую во утробѣ твоей, подкрѣпляющую тебя въ вѣрѣ и надеждѣ, воспламеняющую любовію къ Жизнодавцу? Или при самой трапезѣ Господней ты гладенъ и жаждущъ, и душа твоя не услаждена и пуста? — Впрочемъ, не хотимъ чрезъ сіе испытаніе привести тебя въ смущеніе и уныніе. Нѣтъ! Хотя печаль, яже по Бозѣ, спасительна: но теперь не время печали, а радости, которая также можетъ имѣть свое спасительное дѣйствіе: ибо радость Господня, сія есть сила наша (Неем. 8, 10). И такъ, вкусилъ ли ты благости Воскресшаго? Да возрадуется душа твоя о Господѣ (Псал. 34, 9), и сія радость да подвигнетъ тебя къ тѣснѣйшему съ Нимъ соединенію. Не вкусилъ ли еще ты благости Его? Все однако возрадуйся, что Онъ не отлучаетъ тебя отъ сего вкушенія, но и призываетъ къ сему, дая тебѣ слышать благовѣстіе Своего воскресенія, и быть между собравшимися во имя Воскресшаго, гдѣ по обѣтованію Своему и Онъ посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Если чувствуешь себя и недостойнымъ радости: возрадуйся о той дивной благости, которая и недостойнаго не отчуждаетъ отъ участія въ радости. Радость же о воскресеніи Господа нашего да введетъ во всѣхъ насъ и силу воскресенія Его живоносную и спасительную. Ибо радость Господня, сія есть сила наша. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По Евреин. сборн.: восходящіе и нисходящіе...
[2] Въ собр. 1822, 1835 и 1848 гг.: оставя небо,..
[3] Въ собр. 1822 и 1835 гг: совершившимся, совершающимся и долженствующимъ совершиться,..

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ II: 1821-1826. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1874. — С. 71-75.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0