Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы (1848 г.).

Призрѣ на смиреніе рабы Своея (Лук. 1, 48).

Въ какой тишинѣ какое великое событіе совершилось въ день, который торжественнымъ воспоминаніемъ возвращаемъ нынѣ изъ глубины прошедшаго!

Одинъ, изъ ближайшихъ къ престолу Вседержителя, Архангелъ Гавріилъ, повелѣнное тайно пріемъ въ разумѣ, какъ пересказываетъ никѣмъ неслышанное Церковь, знающая небесный языкъ и чинъ, пролетаетъ сквозь всѣ девять чиновъ Ангельскихъ, отъ вышняго до нижняго неба, и стремиться къ землѣ. Небожители смотрятъ, и не постигаютъ, чтó происходитъ. Желаютъ Ангели приникнути (1 Петр. 1, 12). Куда онъ? Не на Синай ли, къ законодателю Моисею, съ новымъ откровеніемъ? Но Синай уже не блистаетъ и не гремитъ; и Моисей уже не тамъ. Онъ совершилъ и увѣнчалъ свое дѣло, когда сказалъ и написалъ: Пророка отъ братіи твоея, якоже мене, воставитъ тебѣ Господь Богъ твой, Того послушайте (Втор. 18, 15). Не въ Іерусалимъ ли, не въ храмъ ли тамошній, съ чудеснымъ облакомъ къ кивоту Божественныхъ скрижалей, съ небеснымъ огнемъ на жертву? Но и кивота сего тамъ уже нѣтъ: дѣло идетъ о томъ, чтобы устроить одушевленный кивотъ Ѵпостасному Слову Божію. Куда же Архангелъ? Въ неславный Назаретъ, въ малую храмину, къ бедной Дѣвѣ, не многимъ только извѣстной тѣмъ, что Она необыкновенно любитъ Бога и дѣвство. Она одна слышитъ, чтó говоритъ Архангелъ; одна сіе знаетъ послъ его бесѣды; и вѣрный хранитель Ея, праведный Іосифъ, не знаетъ, чтó совершилось.

А чтó совершилось? Предвѣчное опредѣленіе Божіе о спасеніи падшаго рода человѣческаго приведено въ дѣйствіе. Смотрѣніе тайны, сокровенныя отъ вѣковъ въ Бозѣ (Ефес. 3, 9), непостижимыя и Ангеламъ, открыто дщери человѣческой, конечно, не къ постиженію, но и не къ вѣрованію только, а къ самому исполненію чрезъ Нее: и Ея вѣра возмогла вмѣстить невмѣстимое и для Ангельскихъ умовъ. Сѣмя жены, которое должно сокрушить главу адскаго змія, смертельно уязвившаго въ раю человѣковъ, или, иначе сказать, ввести въ человѣчество Божественную жизнь, чтобы ею истребить въ немъ ядъ смерти, Сѣмя Авраама, о которомъ должны благословиться всѣ народы земли, прозябаетъ въ утробѣ Дѣвы. Пророкъ, на котораго указывалъ Моисей и всѣ прочіе Пророки, въ которомъ одномъ Законъ и Завѣтъ ветхій достигнуть долженъ своей кончины, оправданія всякому вѣрующему, приближился, и сокрытъ за завѣсою нерукотвореннаго храма. Духъ Святый найде на преблагословенную Марію, сила Вышняго осѣнила Ее; Сынъ Божій, собезначальный Отцу по Божеству, не оставляя престола Его, зачался на земли, по человѣчеству, яко младенецъ. Слово плоть бысть, и вселися въ ны; и становится отнынѣ, — если позволительно сказать сіе, не въ духѣ превозношенія, но въ удивленіи неизреченному снисхожденію, — становится отнынѣ ближе къ намъ, нежели къ Ангеламъ; потому что естество Ангельское только приближается къ Нему, а естество человѣческое находится уже въ единствѣ Ѵпостаси Его. Не отъ Ангелъ бо воистину пріемлетъ, но отъ сѣмене Авраамова пріемлетъ (Евр. 2, 16).

Почему столь великое и дивное дѣло Божіе, какъ воплощеніе Слова, совершилось такъ сокровенно для неба и земли? — Сокровенно для неба, можетъ быть, потому, что не для неба сія тайна была потребна и пріуготована; сокровенно для земли, вѣроятно, потому, что Божественнаго свѣта сей тайны не могли бы перенести немощныя земныя очи, если бы онъ вдругъ озарилъ ихъ, и надобно было приготовлять ихъ къ тому постепенно: вообще же сіе соотвѣтствовало тому, что тайна сія существенно непостижима для сотворенныхъ умовъ.

Впрочемъ, чтобы спасительное дѣло Божіе не оставалось долго закрытымъ, ключъ отъ кивота Божія, отъ сердца Богоматери, Духомъ Святымъ данъ былъ праведной Елисаветѣ: и она, какъ скоро увидѣла Пресвятую Дѣву послѣ Архангелова благовѣщенія, тотчасъ отперла и открыла сокровищницу тайны, когда воскликнула: откуду мнѣ сіе, да пріидетъ Мати Господа моего ко мнѣ? и такимъ образомъ провозгласила воплощеніе Сына Божія, какъ уже совершившееся.

Радостно съ праведною Елисаветою можемъ сказать и мы, братія: откуду намъ сіе? какой это не заслуженный, и по недостоинству нашему неожиданный даръ, что имѣемъ сродную намъ по естеству Матерь Господа, и что самъ Господь дивно приближился къ намъ, пріискреннѣ пріобщившись нашего естества, нашихъ немощей и нашихъ болѣзней кромѣ грѣха, даже нашей смерти, чтобы, принявъ оныя на Себя, въ замѣнъ того подать намъ жизнь и силу, чтобы нашей вѣрѣ не далеко и не трудно было искать Господа и обрѣтать Его благодать, при предстательствѣ Матери Его, Матери свѣта, любви и милосердія?

Но если бы кто вздумалъ спросить, кáкъ это сдѣлалось, что Безначальный начался, что Слово стало плотію, что совокупились разстоящія естества въ единомъ лицѣ Богочеловѣка: заградимъ слухъ, и умъ, и сердце отъ духа пытливаго; почтимъ и нынѣ, безмолвнымъ благоговѣніемъ Божественную тайну, въ которую и Ангелы только желаютъ приникнути, — желаютъ приникнути, потому что любятъ премудрость Божію, но не дерзаютъ испытывать, потому что благоговѣютъ предъ Божіею непостижимостію. Высшихъ себе не ищи, и крѣплшихъ себе не испытуй (Сир. 3, 21), учитъ премудрый. Не малая премудрость заключается въ благоговѣйномъ невѣдѣніи сокровеннаго.

Если хочешь любомудрствовать: не строй себѣ, хотя, можетъ быть, художественныхъ, но тѣмъ не менѣе безполезныхъ, лѣстницъ умозаключеній къ недоступному; не любопытствуй о томъ, кáкъ можетъ безконечно превознесенное Божество безпредѣльнымъ милосердіемъ приближиться къ человѣчеству, и соединиться съ нимъ. Любомудрствуй лучше о томъ, чтó не такъ недоступно, и въ чемъ болѣе нуждается твоя мудрость, кáкъ можетъ человѣкъ приближиться къ Богу, или не остаться удаленнымъ, когда Богъ благоволитъ приближаться къ Нему. Безъ предосужденія можешь спросить: кáкъ достигла Божія Матерь своего высокаго избранія? Кáкъ угоговила Себя къ столь чудному общенію съ Богомъ? Какими подвигами? Какими добродѣтелями? Она не скрываетъ сей тайны, потому что и тебѣ желаетъ показать путь приближенія къ Богу, хотя не равнаго съ Нею, однако по тѣмъ же слѣдамъ и тебѣ въ нѣкоторомъ степени возможнаго. Великое дѣло изъясняетъ Она малымъ словомъ: призрѣ на смиреніе рабы Своея. Говоря сіе, Преспятая Дѣва, безъ сомнѣнія, думала только возвеличить Божіе снисхожденіе, и не приписать Себѣ ничего: но Духъ Святый, одушевлявшій Ея славословіе, управилъ Ея слово такъ, что въ немъ явилось свѣтлое лице одной изъ добродѣтелей, наиболѣе приближающихъ къ Богу. Молитва, постъ, цѣломудріе, вѣра, любовь къ Богу, словомъ, всѣ добродѣтели окружали душу Пресвятыя Дѣвы; но ихъ покрывало, довершало, возвышало и предъ очи Божіи приводило смиреніе. Призрѣ на смиреніе рабы Своея.

По преданію Святыхъ, кажется, мы знаемъ и особенный опредѣленный случай, въ которомъ смиреніе Пресвятыя Дѣвы привлекло Ей благодатное призрѣніе и высокое избраніе. Она любила какъ бесѣдовать съ Богомъ чрезъ молитву, такъ и внимать бесѣдующему Богу чрезъ Священное Писаніе. Нѣкогда въ книгѣ Пророка Исаіи прочитала Она предреченіе о Христѣ и о Его Матери: се дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ Сына, и наречетъ имя Ему Еммануилъ (Ис. 7, 14): и вѣра озарила, и любовь воспламенила Ея душу. Но, по смиренію, не удостоивая Себя молиться о непосредственномъ приближеніи къ самому Еммануилу, Богочеловѣку, Она ограничилась молитвою о томъ, чтобы Ей даровано было увидѣть матерь Его, и къ ней приближиться, и то не болѣе, какъ въ качествѣ рабыни. Такъ смиреніемъ сердца уготовляла Она въ Себѣ путь кроткому и смиренному сердцемъ Іисусу; и надъ Нею, прежде нежели изречено, исполнилось Его слово: смиряяй себе, вознесется. Она молилась будущей Богоматери, видѣнной въ зерцалѣ пророчества, чтобы удостоиться быть ея рабынею; и чрезъ то, въ дѣйствительномъ событіи, сама содѣлалась Богоматерію. Призрѣ на смиреніе рабы Своея.

Пріимемъ, братія, отъ богоблагодатной Учительницы благодатное ученіе смиренія, съ самимъ Христомъ Ей общее. Ибо и Онъ рекъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь, и смиренъ сердцемъ; и съ симъ вмѣстѣ обѣщалъ и плодъ и награду смиренія: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29).

Если бы кому неяснымъ казалось, почему смиреніе, добродѣтель не блистательная, высоко цѣнится предъ Богомъ, и Онъ преимущественно смиреннымъ даетъ благодать (1 Петр. 5, 5): таковый пусть размыслитъ объ отношеніи смиренія къ прочимъ добродѣтелямъ, и о его противоположности порокамъ.

Если нѣтъ ничего противнѣе Богу, какъ гордость, потому что въ ней скрывается обоготвореніе себя: то, по противоположности, всего паче должно быть пріятно Богу смиреніе, которое вмѣняя себя за ничто, всякое благо, честь и славу восписуетъ Богу. Гордость не пріемлетъ благодати, потому что наполнена собою: смиреніе удобно пріемлетъ благодать, потому что упразднено какъ отъ себя, такъ и отъ всякой твари. Если гордость Ангеловъ съ неба низринула во адъ; то, по противоположности, надлежитъ заключить, что смиреніе отъ самаго ада, то-есть, отъ самой глубины грѣха, можетъ возвести на небо. Если высшая изъ добродѣтелей, любовь, слову Апостола, долготерпитъ, не завидитъ, не превозносится, не раздражается, николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4-8): то это потому, что ее поддерживаетъ и ей споспѣшествуетъ смиреніе.

Смиреніе есть соль добродѣтелей. Какъ соль придаетъ пищамъ вкусъ: такъ смиреніе сообщаетъ добродѣтелямъ совершенство. Безъ соли пища удобно повреждается: безъ смиренія добродѣтель удобно растлѣвается гордостію, тщеславіемъ, нетерпѣливостію, и погибаетъ.

Есть смиреніе, которое человѣкъ стяжаваетъ своимъ подвигомъ, познавая свою немощь, недостоинство, ничтожество, тайно укоряя себя за Свои погрѣшности и недостатки, не позволяя себѣ судить ближнихъ, укрощая себя трудомъ и послушаніемъ, избирая во всемъ простое и неизъисканное. И есть смиреніе, въ которое вводитъ человѣка Богъ судьбами Своими, попуская ему испытывать оскорбленія, укоренія, уничиженіе, лишенія.

Съ надеждою подвизайтесь дѣятельно смирять сами себя, возбуждая себя словами Апостола Іакова: смиритеся предъ Господемъ, и вознесетъ вы (Іак. 3, 10). Съ довѣріемъ предавайте себя смиряющему Богу, внимая увѣщанію Апостола Петра: смиритеся подъ крѣпкую руку Божію, да вы вознесетъ во время (1 Петр. 5, 6).

Господь да призритъ благодатно на всякую душу смиряющуюся и да даруетъ намъ опытно познать, что близъ Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и смиренныя духомъ спасетъ (Псал. 33, 19). Аминь.

Слово произнесено въ Чудовѣ Монастырѣ, Марта 25 дня 1848 года.

Источникъ: Слово Синодальнаго Члена, высокопреосвященнѣйшаго Филарета, митрополита Московскаго, говоренное въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, въ Чудовѣ Монастырѣ, Марта 25 дня, 1848 года. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ». — Изданіе второе. — М.: Въ Типографiи В. Готье, 1854. — Часть VI. — С. 185-192.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0