Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе третіе: Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизнипроповѣдника.
1806-1808 гг.

XLI.
5. Слово въ недѣлю 28 по пятдесятницѣ.

Имѣй мя отречена (Лук. 14, 18).

Такъ отвѣтствовали всѣ званные на вечерю! Какая нечувствительность! Еслибы человѣкъ убогій — людей неизвѣстныхъ приглашалъ къ своей трапезѣ, такой отказъ не былъ бы удивителенъ. Владыка дому, Отецъ семейства зоветъ уже званныхъ, — зоветъ дѣтей своихъ, зоветъ на вечерю велію. Какая же причина удерживаетъ васъ, рабы непокорные? Село купихъ; воловъ купихъ (Лук. 14, 18 и 19) они отвѣтствуютъ. Но или забыли вы чей это даръ, чье благословеніе — ищите прежде царствія Божія, сей великой вечери, и вся, разумѣя гораздо болѣе, нежели село и волы ваши, приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Притомъ не говоритъ уже: ищите, избавляя насъ труда сего; но грядите, яко уже готова суть вся (Лук. 14, 17). Грядите; но одинъ отвѣтствуетъ — жену пояхъ (20); эта-то жена, которая помощницею дана на пути къ сей вечери, теперь дѣлается идоломъ, которая сердце своего мужа отнимаетъ у Бога, которая сдѣлала тебя уже прелюбодѣемъ, заставивъ измѣнить благости Божіей. Это Евва падшая, дающая Адаму невинному снѣдь запрещенную въ приданое — и приноситъ проклятіе, рождаетъ болѣзни, оставляетъ въ наслѣдство смерть. Оставь ее! Напрасныя убѣжденія: уже воля въ плѣну, сердце въ оковахъ. Онъ отвѣтствуетъ вѣстнику Божію съ первыми: имѣй мя отречена. Боже мой! наша ожесточенность не только мѣру Твоего терпѣнія, но и всякій степень удивленія нашего превышаетъ. Согласимся ли мы взять крестъ Твой, принять хотя одну каплю отъ той чаши, которую Ты выпилъ за насъ до самаго дрождія, когда самыя блага Твои не плѣняютъ насъ? Пойдемъ ли мы съ Тобою на Голгоѳу, когда отреклись идти къ Тебѣ на вечерю?

Вотъ горькіе плоды невѣрія! Сердце неимущее вѣры, не только трудностей въ подвигѣ Іисуса Хріста, но и самыхъ благъ его страшится и, подобно преступнику, подозрѣваетъ самого Отца небеснаго. Одна вѣра приводитъ насъ къ Богу. Если мы истинновѣрны, то не только село, волы, жена, но и весь міръ, ни ангелы, ни настоящая, ни грядущая не возмогутъ разлучить насъ отъ Бога. Обратимъ вниманіе на сей предметъ, откроемъ сердце къ принятію его.

Вы, можетъ-быть, сего не ожидали, а нѣкоторые сочтутъ за излишнее говорить о вѣрѣ вѣрнымъ?.. Но что, если вѣра зрѣетъ у нихъ только въ устахъ, а на дѣлахъ нѣтъ ея и листвія, а въ сердцѣ еще не возникла? Дай Богъ, чтобы опытъ обманулъ насъ — и тогда говорить о ней будетъ излишне. Обличай премудра (Прит. 9, 8), говоритъ Премудрость, тогда не будетъ нужды отвращать отъ пороковъ, плѣнять красотою добродѣтелей: аще корень святъ, то и вѣтви (Рим. 11, 16). Не можетъ древо добро плоды злы творити (Матѳ. 7, 18).

Обратимся къ той минутѣ, когда исконный врагъ и человѣкоубійца позавидовалъ счастію невинности, обольстилъ прародителей. Это не ошибка Премудрости, но ходъ высочайшей Ея экономіи: опредѣлено въ предвѣчномъ совѣтѣ получить человѣку царствіе, уготованное отъ сложенія міра. Дабы получить его, дабы обладать и наслаждаться Самимъ Богомъ, не довольно было нашей невинности: для сего нужны были заслуги. Не только правда, самая любовь Божія сего требовала. Ибо чрезъ сіе она еще хотѣла усугубить сладость благъ небесныхъ; то добро и не бываетъ особенно пріятно намъ, которое безъ труда пріобрѣтается. Сіи заслуги, еслибы предоставить собственнымъ каждаго силамъ, то когда должны онѣ совершиться? — Въ состояніи невинности? Но какой подвигъ опредѣлить ему, когда и столь малаго — воздержаться отъ запрещенной снѣди — не могъ исполнить, когда сіе изъ праха и персти составленное твореніе, любуясь собственною красотою, возмнило себя достойнымъ славы и чести божеской? Согласился ли бы онъ добровольно изъ Эдема идти на Голгоѳу? Онъ бы вѣрно отказался столь дорогою цѣною покупать блаженство на небесахъ, живя и на землѣ въ раю. По паденіи? Но какой подвигъ, какое пожертвованіе, чья жизнь, чья смерть могли удовлетворить суду раздраженной правды? Какой жертвы кровь могла угасить хотя нѣсколько геенны нашей, не только купить миръ агнца Божія? Сіяніе славы Отчи, Сынъ предвѣчный оставилъ для Себя доставить намъ право на блаженство. Въ послѣдокъ дній Онъ совершаетъ сіе великое дѣло, дая узрѣть небеснымъ, земнымъ и преисподнимъ, како возлюби міръ сей. Наконецъ правосудіе удовлетворено, преступленіе Адамово омыто, наши грѣхи забыты.... Херувимъ, изгнавшій праотцевъ изъ рая, отверзаетъ врата царства небеснаго. Вмѣсто пламеннаго оружія пріемлетъ вѣтвь мира. На жертвенникѣ крестномъ вѣчными сіяетъ буквами: Совершишася (Іоан. 19, 30). Такимъ образомъ совершивъ сіе, Ходатай нашъ чего отъ насъ требуетъ? — Одного согласія принять новое величайшее благодѣяніе; сіе сердечное принятіе заслугъ Его съ полнымъ на нихъ упованіемъ есть — вѣра наша.

Сія-то благодатная вѣра Адаму въ невинности была огражденіемъ: еслибы праотецъ вѣрилъ, что смертію умретъ, въ оньже аще день снѣсть отъ древа (Быт. 2, 17), не внялъ бы гласу прелестника; по паденіи — единственнымъ утѣшеніемъ; если бы не вѣрилъ, что сѣмя жены сотретъ главу змія, то его живаго поглотили бы бездны адовы съ его дражайшимъ наслѣдіемъ; Святіи вси послушествовани быша вѣрою (Евр. 11, 39). Сія самая вѣра гремѣла въ устахъ пророковъ, пронесла проповѣдь Апостоловъ до конецъ вселенныя, озлатила уста пастырей Церкви, въ исповѣдникахъ и мученикахъ побѣдила весь міръ, наконецъ и до нашихъ сердецъ достигла. Теперь посмотримъ, сія столько живая вѣра жива ли въ насъ?... А дабы узнать сіе, открой намъ, сосуде избранный, божественный Павле, ту вѣру, въ ней же свидѣтельствовани быша древніи! Вѣрою, начинаетъ онъ, множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу (Евр. 11, 4). Мы приносимъ ли жертву?.. и какую? Давидъ поетъ: жертва Богу духъ сокрушенъ (Псал. 50, 19). И Самъ Господь глаголетъ: милости хощу (Матѳ. 9, 13). Но сколь часто духъ нашъ въ надмѣніи возносится выше небесъ, въ грубыхъ удовольствіяхъ плоти нисходитъ даже до ада. Сколь часто Лазари въ язвахъ, отъ глада, отъ жажды издыхаютъ предъ вратами богатыхъ. Сколь часто мы равнодушно слышимъ стоны больнаго — все кромѣ сердецъ нашихъ воплями своими пронзающіе: человѣка не имамъ (Іоан. 5, 7). Вѣрою Сарра паче времени возраста роди (Евр. 11, 11): наша неплоды — душа не только паче времени возраста, но и во время благопріятно, во дни спасенія (2 Кор. 6, 2) не приноситъ плодовъ покаянія и дѣлъ благихъ. Вѣрою Авраамъ единороднаго приношаше (Евр. 11, 17): мы, оставляя долу осля и отроча — плоть и буйный разумъ, восходимъ ли съ нимъ на гору и приносимъ ли Исаака — собственное сердце? Ахъ! не только для Бога, но для собственнаго блаженства, не только своего сердца, но осла и воловъ своихъ намъ жаль оставить. Вѣрою Моѵсей остави Египетъ (27). Насъ вмѣсто Моѵсея ведетъ Хрістосъ, вмѣсто столпа огненнаго праведна намъ возсія Солнце. И мы, осуждая ропотъ древняго Израиля въ пустыни, сами еще не трогаемся изъ Египта, не престаемъ работать міру сему прелюбодѣйному и грѣшному и діаволу. Вѣрою, продолжалъ онъ; но довольно, ученикъ неба, ученикъ земли! Закрой сіе зерцало, въ коемъ очень ясно видимъ, каковы мы. Да и возможно ли ждать плодовъ вѣры, когда есть изъ насъ такіе, кои едва ли получили и зерно ея? Какъ можно искать ее въ дѣлахъ, когда часто не даемъ ей мѣста въ умѣ? Есть въ нашъ вѣкъ довольно такихъ, кои сами не желаютъ и другихъ учатъ ничему не вѣрить, чего не можетъ видѣть ни око плотское, ни мудрость міра объюродѣвшая. Несмысленные! Или не знаютъ они, сколько нужна вѣра въ дѣлахъ даже видимыхъ и естественныхъ! Сталъ ли бы земледѣлецъ сѣять, когда не зналъ бы, что земля возвратитъ сторицею? Кто бы сталъ плавать по морю, когда не вѣрилъ бы кораблю и кормчему? Кто бы могъ излечиться отъ болѣзни, не имѣя довѣренности ко врачу? Кто бы могъ изучиться какому-нибудь искусству, еслибы не вѣрилъ художнику? И если отнять вѣру въ сихъ дѣлахъ, что выйдетъ изъ сего міра прекраснаго? — Пустыня смерти, гробъ, который живыхъ насъ погреблъ бы себѣ! Итакъ, если требуютъ вѣры отъ насъ земля, вода, воздухъ, ближній нашъ для нашего же блага, то для чего мы отказываемъ Богу? Вы имѣете ближнихъ, друзей: не видя сердца ихъ, имъ вѣрите. Для чего же Бога лишаете того удовольствія, въ коемъ не отказываете людямъ, во всемъ вамъ подобнымъ? Чѣмъ Онъ заслужилъ такую недовѣренность? Напишите другіе уставы для вѣчной Премудрости, какъ Ей поступить съ нами, и какъ намъ содѣлаться блаженными. Или о богатствѣ благости Божіей и кротости и долготерпѣніи не радите? Вы слышали въ чтенномъ нынѣ Евангеліи судъ Его о званныхъ отрекшихся: Глаголю вамъ, сказалъ онъ, яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ моей вечери (24). Подивитесь теперь особенной Его любви къ намъ. Мы многократно отрицались идти на вечерю къ Нему, и Онъ доселѣ гласомъ Церкви не престаетъ звать насъ: грядите. Се наступаютъ дни покаянія! Онъ усугубитъ гласъ Свой, не ожесточая сердецъ нашихъ: иззуимъ сапоги отъ ногъ своихъ, совлечемся грѣху, станемъ на мѣстѣ святѣ чистыми, пріимемъ духъ вѣры — это есть одѣяніе брачное. Потомъ приступимъ къ сей трапезѣ вкусить вечери Господней; пріобщимся крови завѣтной и Агнцу Божію. Принявъ сіе напутіе живота вѣчнаго, поспѣшимъ на ту вечерю велію, гдѣ блага, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣка не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Поспѣшимъ, не умедлимъ, и во взаимное увѣреніе сердцемъ и устами скажемъ другъ другу: аминь.

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 289-293.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0