Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Бесѣда въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы (1859 г.).

Первый человѣкъ отъ земли перстенъ: вторый человѣкъ Господь съ небесе (1 Кор. 15, 47).

Предлагаю для размышленія изреченіе святаго Апостола Павла о первомъ и второмъ человѣкѣ. А почему предлагаю нынѣ, можно будетъ усмотрѣть изъ самаго размышленія.

Первый человѣкъ отъ земли перстенъ: вторый человѣкъ Господь съ небесе. Кого разумѣть подъ наименованіемъ перваго человѣка? — Естественно разумѣть праотца Адама. Онъ, по тѣлу, взятъ былъ отъ земной персти Богомъ Творцемъ: и хотя съ тѣмъ вмѣстѣ былъ и духовенъ, потому что Богъ отъ устъ Своихъ вдунулъ въ лице его дыханіе жизни, но потомъ его духовность омрачена и ослаблена грѣхомъ, стѣснена, подавлена и закрыта плотію; а потому онъ утратилъ право называться духовнымъ, и по справедливости подвергся уничижительному наименованію перстнаго.

Кого разумѣть подъ именемъ втораго человѣка? — Въ порядкѣ сотворенія вторымъ человѣкомъ была Ева: но очевидно, что къ ней не можетъ относиться изреченіе Апостола. Она не съ небесе, а изъ ребра Адамова, и сотворена не для господства, но въ помощь и въ послушаніе Адаму, а за то, что на минуту возгосподствовала надъ нимъ, и вовлекла его во грѣхъ, отдана ему даже въ повелительное обладаніе.

Хотите ли искать втораго человѣка въ порядкѣ естественнаго происхожденія отъ перваго человѣка? — Пройдите вѣки и тысящелѣтія, пересмотрите тысячи и милліоны людей, всмотритесь въ избранныхъ и высокихъ между ими: не найдете втораго человѣка, котораго созерцаетъ, и желаетъ намъ показать Апостолъ; нѣтъ между ими человѣка Господа съ небесе. Показалось было Пророку, что онъ нашелъ такихъ людей: но онъ вскорѣ усмотрѣлъ, что это призракъ. Азъ рѣхъ: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человѣцы умираете (Псал. 81, 7). Что же такое сіи тысячи и милліоны сыновъ Адамовыхъ? — Всѣ они суть отрасли перваго человѣка, слѣдственно всѣ одинакой съ нимъ природы, всѣ, какъ онъ, перстны, всѣ, какъ онъ, заражены язвою грѣха, всѣ, какъ онъ, должны заплатить грѣху оброкъ (Рим, 6, 23) смертію тѣлесною, временною, и смертію духовною, которая можетъ сдѣлаться вѣчною.

Здѣсь встрѣчается грозный вопросъ: что же должно послѣдовать съ первымъ человѣкомъ перстнымъ и со всѣми отраслями его, къ которымъ и всѣ мы принадлежимъ? Можетъ ли человѣкъ, можетъ ли родъ человѣческій исцѣлить себя отъ смертоносной заразы грѣха, проникшей въ самую природу? — Не можетъ. Вы можете переломить или перерубить дерево у корня; оно завянетъ и засохнетъ: но потомъ уже не можете сдѣлать его зеленымъ, цвѣтущимъ, плодоноснымъ; для сего потребна творческая сила. Подобно сему и древо рода человѣческаго, въ корнѣ сокрушенное грѣхомъ, не можетъ изнести цвѣтъ и плодъ истинной духовной жизни: для произведенія сего потребна творческая сила. Посему-то и вопіялъ къ Богу одинъ изъ лучшихъ сыновъ Адама перстнаго: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже; и духъ правъ обнови во утробѣ моей (Псал. 50, 12). То есть: сознаю нечистоту моего сердца; но не имѣю довольно силы, чтобы сдѣлать его чистымъ; оно требуетъ не только исправленія, но и пересозданія: Ты вновь сердце чисто созижди во мнѣ, Боже! Признаю себя повиннымъ за грѣхъ; и не нахожу въ себѣ средства возобновить утраченную правоту: Ты, безпредѣльный въ правдѣ и милосердіи, духъ правъ обнови во внутренности моей.

Молитва Пророка Давида о возсозданіи сердца и о внутреннемъ обновленіи духа должна быть всеобщею молитвою сыновъ Адама перстнаго, поколику они неповерхностно познаютъ себя и глубокое поврежденіе своей природы и ея дѣятельности. Но никто изъ нихъ, безъ особеннаго откровенія Божія, не могъ постигнуть, какъ молитва сія могла бы исполниться, какъ въ человѣка, грѣхомъ не только зараженнаго и оскверненнаго, но и умерщвленнаго, можетъ быть введена благодатная жизнь и святыня, какъ осужденный на вѣки вѣчнымъ правосудіемъ можетъ быть избавленъ отъ сего осужденія безъ оскорбленія вѣчнаго правосудія, какъ можетъ человѣкъ, при наитіи силы творческой, сдѣлаться новою тварію (2 Кор. 5, 17), пребывая одною и тою же личностію. Это, какъ говоритъ Апостолъ, тайна сокровенная отъ вѣковъ въ Бозѣ (Ефес. 3, 9), тайна сокровенная отъ вѣкъ и отъ родовъ (Кол. 1, 26).

Но Апостолъ возвѣщаетъ и открытіе сокровенной отъ вѣковъ въ Богѣ тайны. Нынѣ же, говоритъ, явися святымъ Его (Кол. 1, 26). А нынѣшній день, заимствуя у Апостола слово, торжественно воспѣваетъ въ церкви: днесь спасенія нашего главизна, и, еже отъ вѣка, таинства явленіе: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ.

И сей есть вторый человѣкъ, Господь съ небесе, поставляемый Апостоломъ въ соотвѣтствіе первому человѣку, отъ земли перстному, дополняющій и разрѣшающій судьбу его, и обращающій бѣдственную участь въ блаженную. Іисусъ Христосъ есть человѣкъ, по естеству человѣческому, отъ предочищенныя Духомъ Святымъ, Пресвятыя Дѣвы воспріятому; и вмѣстѣ есть Господь съ небесе, по естеству Божескому, яко единородный Сынъ Божій, единосущный и сопрестольный Отцу, сошедшій съ небеси, чтобы явиться на земли Богочеловѣкомъ, и явить въ Себѣ живый примирительный союзъ Божества съ человѣчествомъ. Онъ есть вторый человѣкъ, минуя милліоны людей, не въ соотвѣтствіи первому человѣку стоящихъ на нисходящей лѣствицѣ естественныхъ, несвободныхъ отъ грѣха, рожденій, — вторый человѣкъ безъ послѣдующихъ, потому что Онъ единъ среди рода человѣческаго является въ соотвѣтствіи первому человѣку, происходя отъ Бога непосредственно, чудесно, неприкосновенно грѣху, открывая въ себѣ новый источникъ благодатнаго рожденія для рода человѣческаго. Господь съ небесе, содѣлавшись человѣкомъ, вводитъ въ человѣчество посредствомъ вѣры благодатную божественную жизнь духа, свѣта, чистоты, святыни, предъ которою темная плотская жизнь грѣха ослабѣваетъ и умираетъ. Принявъ на себя все принадлежащее первому человѣку, кромѣ грѣха, Онъ пріемлетъ и его повинность и его смертное осужденіе, и тремя днями крестной смерти, которые, по соприсутствію Божества, не меньше вѣчности, удовлетворяетъ за повиннаго вѣчному правосудію; и крестомъ отстраняетъ пламенное оружіе, преграждавшее человѣку входъ въ рай. Какъ грѣхъ, глубоко повредивъ природу человѣка, сдѣлавъ его ветхимъ, тлѣннымъ, даже мертвымъ, не могъ однако разрушить его бытія и личности: то Господь съ небесе наитіемъ на сіе бытіе, на сію личность, Своей творческой силы, Своего Духа, подобно какъ надъ водою перваго творенія, носящагося надъ водою крещенія возрождаетъ ветхаго человѣка въ новое твореніе, въ образъ Божій, изъ плотскаго содѣлываетъ его духовнымъ, изъ земнаго способнымъ къ небесной жизни.

Разсматривая такимъ образомъ черты перваго человѣка, перстнаго отъ земли, и втораго человѣка, Господа съ небесе, не можемъ, братія, не усмотрѣть, какъ бѣдственна была бы судьба перваго, если бы не пришелъ ему на помощь вторый. Помыслимъ же, что всѣ мы естественныя отрасли человѣка перстнаго отъ земли, и что слѣдственно его бѣдственная судьба есть и наша неизбѣжная судьба, если не прибѣгнемъ, и не предадимъ себя совершенно пришедшему на землю спасти насъ Господу съ небесе; если не прилѣпимся къ Нему вѣрою въ Него, любовію къ Нему, послѣдованіемъ Его ученію и примѣру, исполненіемъ заповѣдей Его.

Да не прельщаемся блестящими призраками Адамской плотской, чувственной, страстной жизни. Призраки вскорѣ изчезнутъ: разочарованіе прельщенныхъ будетъ горько: и если не образумимся благовременно, то падемъ уже не изъ рая на землю на время, но съ земли въ адскую пропасть на вѣки.

Возлюбимъ истину Христову; взыщемъ жизни во Христѣ. Если она не безъ скорби въ началѣ, то радостна и блаженна безконечно.

Якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49). Аминь.

Бесѣда произнесена въ Чудовѣ Монастырѣ, Марта 25 дня 1859 года.

Источникъ: Бесѣда въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, въ каѳедральной церкви Чудова монастыря, говоренная Сѵнодальнымъ Членомъ, Филаретомъ, митрополитомъ Московскимъ, Марта 25 дня 1859 года. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ» за 1859 годъ. — М.: Въ Типографiи В. Готье, 1859. — Часть XVIII. — С. 123-128.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0