Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника.
1806-1808 гг.

XXXVIII.
2. Слово въ день Рождества Богородицы
[1].

Едино есть на потребу (Лук. 10, 42).

Ничто такъ не обыкновенно въ мірѣ, какъ жалобы на жизнь многопопечительную. Еслибы всѣ воздыханія въ сію минуту изъ сердецъ озабоченныхъ, совокупясь, коснулись ушей нашихъ, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетвореніе вещественныхъ надобностей — пища, одежда, образованіе духа и обязанности общественныя не стóятъ намъ великаго труда, наше воображеніе бываетъ плодовито, дабы родить намъ безпокойства мечтательныя; жажда богатства, славы, наслажденія занимаетъ такъ, что самый праздный имѣетъ столько дѣла, какъ и самый трудолюбивый.

Легкомысленный смертный! Ты суетишься какъ Евангельская Марѳа, и насчитываешь тысячу нуждъ. Сквозь шумъ попеченій, которыя, такъ сказать, роятся въ смущенныхъ мысляхъ твоихъ, допусти въ душу твою голосъ истины, желающій тебя упокоить: едино есть на потребу. А Ты родившая Господа субботы, — коей мы если не цѣлый день, по крайней мѣрѣ часъ сей субботствуемъ отъ работы суетъ! — Необманутая матерь Ноя, который долженъ упокоить насъ отъ дѣлъ нашихъ и отъ печали рукъ нашихъ и отъ земли, юже прокля Господь Богъ (Быт. 5, 29), — низведи нынѣ дѣятельнымъ ходатайствомъ тишину въ сердца наша, дабы безпрепятственно могли ощутить, какъ обладаніе единымъ успокоиваетъ отъ попеченій безчисленныхъ.

Странное, равно какъ и бѣдственное свойство человѣческихъ желаній есть то, что рѣдко и развѣ на время остаются онѣ въ извѣстныхъ границахъ. Тотъ, Который водамъ положилъ предѣлъ, егоже не прейдутъ, ниже обратятся покрыти землю (Псал. 103, 9), кажется, не положилъ предѣла стремленіямъ человѣческаго сердца. Оно простираетъ ихъ отъ предмета къ предмету съ такою неудержимою скоростью, какъ брошенный въ тихое море камень рождаетъ отъ себя круги, одинъ другаго преслѣдующій и теряющійся въ отдаленіи. Иногда, пробѣжавъ кругъ возможностей, мы находимъ его довольно тѣснымъ, и касаемся невозможнаго. Сперва ищемъ необходимаго, потомъ думаемъ о полезномъ и пріятномъ, наконецъ, излишнее намъ представляемъ необходимымъ. Рабъ воздыхаетъ о томъ, что не имѣетъ свободы, свободный сокрушается о томъ, что не имѣетъ рабовъ; золотыхъ горъ мало для любостяжанія, престолы низки для честолюбія, чертоги не вмѣщаютъ человѣческихъ желаній, такъ же какъ и хижина, хотя и сія могла бы быть еще менѣе для человѣческаго тѣла.

Но да не падетъ сія укоризна на одно своенравіе и неопытность человѣческую. Гладъ желаній не утолимъ, потому что пища не питательна и не свойственна. Могутъ ли быть желанія постоянны и умѣренны, если предметъ ихъ подверженъ безпрестаннымъ перемѣнамъ и оскудѣнію? И міръ преходитъ и похоть его (1 Іоан. 2, 17). Можно ли быть спокойну и не искать всегда бóльшаго, если пріобрѣтенное не удовлетворяетъ и обманываетъ? Чистый духъ и грубое вещество, бытіе безсмертное и удовольствіе мгновенное, существо мыслящее и прелесть чувственная — есть ли тутъ какая сообразность? Міръ есть коловратный кругъ; наша душа есть образъ троичнаго божественнаго единства. Кругъ положенный въ треугольникъ не можетъ занять всего пространства, такъ цѣлый міръ не наполнитъ души человѣческой; не осмѣлимся рѣшить, больше ли въ семъ гнѣва карающаго или вразумляющаго. Милосердія дѣло есть то, что человѣкъ поставленъ среди такихъ опасностей; только мы должны признавать въ семъ состояніи нашемъ вмѣстѣ и наказаніе и указаніе. Наказаніе — поелику чадолюбивый Отецъ безъ причины не заточаетъ дѣтей своихъ въ страну глада и жажды; указаніе — поелику премудрый Создатель не могъ сотворить глада, не пріуготовивъ соотвѣтственной ему пищи; и слѣдовательно каждый вопль обманутыхъ и неудовольствованныхъ желаній есть тайное наше поученіе: человѣкъ не для міра, хотя міръ и для человѣка; всѣ въ немъ пріобрѣтенія суть только трата времени; одна та потребность, которую все здѣсь открываетъ, но ничто не можетъ удовлетворить, заслуживаетъ все вниманіе: едино есть на потребу. Сіе внушаетъ каждому здравый разумъ, но онъ уже не въ состояніи руководствовать насъ; сіе внушаетъ каждому Откровеніе, оно насъ пріемлетъ тамъ, гдѣ сей вождь изнемогаетъ. Едино сіе, говоритъ оно, которое составляетъ всегдашнюю, существенную нужду человѣка, есть царствіе Божіе, или благодатное съ Богомъ соединеніе. Человѣкъ нѣкогда обладалъ симъ несравненнымъ счастіемъ, но съ тѣхъ поръ, какъ неблагодарный, отвратясь единаго, впалъ въ многочисленность тварей, тотъ міръ, въ которомъ онъ, внѣ Бога, хотѣлъ основать собственное владычество, сдѣлался его темницею, а каждая вещь его орудіемъ. Напрасно вы теперь ищете вкуса въ плодахъ земли: рано или поздно отверзутся очи ваши и плоды сіи будутъ желчію въ устахъ вашихъ; ибо послѣ того, какъ сорванъ запрещенный плодъ, на землѣ растутъ одни проклятія. Одно только нужно — пріобрѣсть царствіе Божіе, возстановить внутреннее съ Богомъ соединеніе посредствомъ вѣры, любви и упованія: тогда во внѣшнемъ вы получите всѣ возможныя выгоды и удовольствія; ибо все для васъ обратитея въ дары и благословенія Отца небеснаго: ищите прежде царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

Промыслъ показалъ первый опытъ онаго въ такихъ обстоятельствахъ, въ которыхъ оно менѣе всего было вѣроятно. Міръ дольній удивлялся, какъ горній рукоплескалъ, взирая на людей, кои признавались всему свѣту, что они и алчутъ, и жаждутъ, и наготуютъ, и скитаются (1 Кор. 4, 11) лишени скорбяще, озлоблени (Евр. 2, 37), и кои въ то же время увѣряли торжественно, что они были яко нищи, а многи богатяще, яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10).

Чего въ самомъ дѣлѣ можетъ не доставать обладающему Богомъ?... Одна мысль у него — Богъ; одно желаніе — наслаждаться Имъ; одно начало дѣйствованія — Его любить; одна цѣль — угодить Ему; Богомысліе — пища его, вѣчность — поле славы его, небо — сокровище его: съ сей высоты духа низводитъ онъ взоры свои на свое внѣшнее состояніе и мнимыя блага, которыя составляютъ предметъ нашихъ заботъ. Онъ смотритъ на все иначе, нежели малодушныя чада міра. Власть, разсуждаетъ онъ, не для властелина, но для подчиненнаго: убо ничего не имѣетъ въ себѣ лестнаго, — кромѣ удовольствія дѣлать добро, но сіе удовольствіе и безъ нея возможно; богатство, кромѣ необходимаго и нужнаго — есть собственность сирыхъ и бѣдныхъ: и если же небо не благоволило мнѣ даровать его, оно блюдетъ меня или отъ искушенія, или вѣрнѣйшія имѣетъ руки. Пышность болѣе бремя, нежели украшеніе; удовольствія чувствъ болѣе суть залогъ будущихъ болѣзней, или раскаянія: чѣмъ менѣе я имѣю къ нимъ случая, тѣмъ менѣе труда охранять себя отъ опаснаго излишества. Убожества, несчастія, оскорбленія, гоненія... Ахъ! не Провидѣніе ли посылаетъ все сіе? Буди имя Господне благословенно!...

Ахъ! для чего мы не всѣ такъ думаемъ? для чего, совершая путь немногихъ дней, какова жизнь наша, одни безразсудно обременяютъ себя годовымъ запасомъ, другіе поднимаютъ съ земли блестящую бездѣлку и подавляютъ себя безполезною тяжестію; иные избираютъ стези, гдѣ бы можно идти по цвѣтамъ, несмотря на то, что они ведутъ къ пропасти; иные ходятъ по высокимъ горамъ и стремнинамъ — какое разнообразіе мучить самихъ себя? Для чего мы нынѣ не помышляемъ о единственномъ Существѣ, которое бы облегчило наше путешествіе?

Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, глаголетъ Господь (Матѳ. 11, 28). Азъ есмь путь и истина, и животъ (Іоан. 14, 6). Се всѣмъ едино есть на потребу. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Всѣ слѣдующія пять словъ, отнесенныя по времени къ 1806-1808 гг., сохранились въ спискахъ у одного изъ сельскихъ священниковъ, отъ котораго чрезъ посредство іеросхимонаха Ѳеодосія перешли къ бывшему предсѣдателю Общества любителей духовнаго просвѣщенія, настоятелю Московскаго Динилова монастыря Іакову, что нынѣ епископъ Муромскій. По распоряженію предсѣдателя и были напечатаны въ чтеніяхъ Общества Л. Д. П. (кн. V, 1868 г.).

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 277-280.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0