Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день Рождества Христова (1837 г.).

И рече имъ Ангелъ: не бойтеся; се бо благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ. Яко родися вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь (Лук. 2, 10-11).

Какую радость возвѣщаетъ Ангелъ пастырямъ Виѳлеемскимъ! Подлинно радость велію. И какъ, по его предвѣщанію, это такая радость, яже будетъ всѣмъ людемъ: то теперь, по исполненіи уже предвѣщанія, радость сія безъ сомнѣнія принадлежитъ и вамъ, здѣсь предстоящимъ, всѣмъ людемъ Божіимъ, отъ великаго до малаго, — всѣмъ, кто только не закроетъ ока ума, чтобы познать оную, и не окаменитъ сердца, чтобы оную почувствовать.

Какая жъ это радость? — Ангелъ изъясняетъ: яко родися вамъ днесь. Прерываю рѣчь вѣстника, чтобы показать въ самомъ началѣ его рѣчи начало радости. Рожденіе всегда больше или меньше радостно; потому что представляетъ разширеніе и торжество жизни: такъ какъ напротивъ смерть всегда больше или меньше печальна; потому что, поглотивъ одну жизнь, она угрожаетъ всѣмъ остающимся жизнямъ, того же рода. Въ особенности же рожденіе бываеть радостно для тѣхъ, кому, или у кого и для кого родится младенецъ. Естьли онъ родится извѣстному семейству: радость сему семейству. Естьли онъ родится народу и Государству, какъ на примѣръ Сынъ Царевъ и особенно Наслѣдникъ Престола: радость всему народу и Царству.

Ангелъ говоритъ: родися вамъ. Кому? Неужели только пастырямъ Виѳлеемскимъ, къ которымъ было слово Ангела? Но у нихъ не было ни родства, ни знакомства, словомъ ничего общаго съ Іосифомъ и Маріею, у которыхъ послѣ нашли они Младенца, возвѣщеннаго Ангеломъ. Кому же сказано: родися вамъ? Ангелъ сказалъ уже, что радость будетъ всѣмъ людемъ: сіе показываетъ, что чрезъ пастырей онъ смотритъ на всѣхъ людей, и потому именно возвѣщаетъ радость всѣмъ людемъ, что возвѣщаемый Младенецъ раждается вамъ, всѣмъ людемъ, не семейству, не народу, но всѣмъ людямъ на свѣтѣ, сколько есть, было и будетъ. Какая же огромная радость! Теперь вы можете радоваться каждый за себя, и за весь родъ человѣческій, за вашихъ отжившихъ свой вѣкъ, и отшедшихъ въ вѣчность, о которыхъ вы или съ печалію воспоминаете, или не знаете, чтó объ нихъ думать, и за вашихъ потомковъ, о которыхъ, можетъ быть, заботитесь, кáкъ они жить будутъ.

Но станемъ далѣе вывѣдывать отъ Ангела, почему возвѣщаемое имъ рожденіе должно принести всеобщую радость. Онъ говоритъ: яко родися вамъ днесь Спасъ. Въ исторіи народа Божія неоднократно видимъ являвшихся знаменитыхъ мужей которые для него были орудіями спасенія Божія. Возстави имъ Господь судей и бяше Господь съ судіею, и спасе я отъ руки враговъ ихъ во вся дни судіи (Суд. 2, 18). Случалось и то, что такое спасеніе возвѣщаемо было Ангеломъ, какъ на примѣръ Гедеону: иди въ крѣпости твоей сей, и спасеши Израиля отъ руки Мадіамли (Суд. 6, 14). Но сіи временныя и частныя спасенія не могли быть предметомъ радости для всѣхъ людей; потому что не на всѣхъ простирались, и не вполнѣ уступали мѣсто новому злу и бѣдствію. Умираше судія, и отвращахуся, и паки растлѣвахуся паче отецъ своихъ (Суд. 2, 19). Теперь раждается Спасъ всѣмъ людемъ, — истинный Спаситель, Котораго только слабымъ изображеніемъ были всѣ знаменитые въ священной древности мужи силы и спасенія, — всеобщій Спаситель, Котораго спасеніе простирается на всѣхъ, кто только не захочетъ погибнуть самъ добровольно, — всегдашній Спаситель, на спасаемыхъ Которымъ не смѣетъ прійти никакая новая погибель.

Вѣстникъ радости еще изъясняетъ ее: родися вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь. Видно, Виѳлеемскіе пастыри уже имели нѣкоторое понятіе о Христѣ, когда небесный вѣстникъ, видящій мысли ихъ, надѣялся достаточно вразумить ихъ о великости возвѣщаемой радости, сказавъ, что возвѣщаемый есть Христосъ. И подлинно нельзя было имъ не слышать иногда въ Іерусалимскомъ храмѣ Псаломскаго гласа, который оттуда перешелъ и въ наши храмы: спасе Господь Христа своего (Псал. 19, 7). И еще: Господь утвержденіе людей своихъ и защититель спасеній Христа своего есть (Псал. 27, 8). Впрочемъ сіи самые гласы Псаломскіе даютъ разумѣть намъ въ какомъ возвышенномъ знаменованіи говорилъ о Христѣ Ангелъ пастырямъ. Псалмы представляютъ Христа спасаемаго, чтобы потомъ служить спасенію другихъ: въ словахъ Ангела является Христосъ спасающій, не имѣющій нужды ни въ какомъ постороннемъ спасеніи для себя, имѣющій силу спасенія въ собственномъ существѣ, и дѣйствующій ею неограниченно: Спасъ, иже есть Христосъ Господь. Псаломникъ узнаетъ, какъ бы новое, то, что Господь покровительствуетъ Христа, защищаетъ, спасаетъ: нынѣ, говоритъ, познахъ, яко спасе Господь Христа своего: Ангелъ возвѣщаетъ Христа, Который есть Самъ Господь, — Христа, то есть, Помазанника Божія, Котораго Богъ, какъ сказуетъ Пророкъ, помаза, благовѣстити нищимъ посла, исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣненнымъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе, нарещи лѣто Господне пріятно, и день воздаянія, утѣшити вся плачущія, дати плачущимъ Сіона славу вмѣсто пепела, помазаніе веселія плачущимъ, украшеніе славы вмѣсто духа унынія (Ис. 61, 1-3), но Который въ то же время и Самъ есть Господь и Богъ, Самъ собою сильный спасти не только угрожаемыхъ погибелію, близкихъ къ погибели, погибающихъ уже, но и погибшихъ спасти, умершихъ воскресить, осужденныхъ оправдать, подъ клятвою за нарушеніе закона сущихъ благословить, рабовъ ада въ чадъ Божіихъ претворить.

О радость безпредѣльная, простирающаяся отъ неба до ада, вожделѣнная, какъ спасеніе, сладостная и восхитительная, какъ помазаніе Духа Божія, могущественная, какъ виновникъ ея Господь! Я умолкъ бы теперь: потому что сего слишкомъ довольно, чтобы ее чувствовать, такъ какъ напротивъ никакого слова не было бы довольно, чтобы вполнѣ изобразить оную.

Но проповѣдь Ангела еще не кончилась. Дослушаемъ ее до конца. Онъ хочетъ еще показать знаменіе, — примѣту, по которой бы ближе усмотрѣли возвѣщаемую имъ радость, лучше узнали ее, и полнѣе въ ней удостовѣрились: и се вамъ знаменіе. Какое жъ это знаменіе? Гдѣ оно? Покажи намъ. Вотъ оно: обрящете младенца повита лежаща въ яслехъ (Лук. 2, 12). Ахъ, вѣстникъ радости! Не разрушилъ ли ты ее, думая возвысить и утвердить знаменіемъ? Что за радость видѣть младенца не въ порфирѣ или виссонѣ тонкомъ, не въ чертогѣ или въ свѣтломъ домѣ, даже не въ хижинѣ, даже не въ колыбели, потому что для него не нашлось ни хижины, ни колыбели, но въ ясляхъ, и слѣдственно въ какомъ нибудь жилищѣ безсловесныхъ, или въ пустомъ мѣстѣ, незащищенномъ отъ Декабрьскаго ночнаго воздуха? При такомъ зрѣлищѣ не скорѣе ли пожалѣешь о родившей и о рожденномъ, или убоишься за жизнь младенца, нежели обрадуешься? — Но нельзя же подумать и того, чтобы вѣстникъ небесный явился обмануть землю ложнымъ обѣщаніемъ, или невѣрнымъ знаменіемъ радости. Естьли намъ земнороднымъ не кажется знаменіемъ радости то, что онъ указуетъ, какъ знаменіе радости: не потому ли такъ, что чистое небесное око лучше видитъ вещи, нежели земное, не вдругъ очищаемое отъ праха суеты? Очистимъ чувствія и узримъ: очистимъ умъ и уразумѣемъ тайну Христову; очистимъ сердце, и насладимся Его радостію, сквозь наружные виды скорби. Подумавъ лучше, и я говорю съ Ангеломъ, что безпримѣрное зрѣлище младенца повита, лежаща въ яслехъ, есть знаменіе не столько безпримѣрной нужды и бѣдствія, сколько безпримѣрной радости. Ибо скажите, въ какомъ иначе видѣ желали вы обрѣсти родившагося вамъ днесь Спаса, Христа Господа? Въ славѣ ли небесной, свойственной Ему, какъ Господу? — Но сей славы трепещутъ самые Херувимы, и закрываютъ предъ нею лица. Какъ же могли бы устоять предъ нею мы, земнородные, бренные, грѣшные? Въ славѣ ли хотя земной? — Но было ли бы и сіе зрѣлище радостнѣе зрѣлища простыхъ пеленъ и смиренныхъ яслей? Многимъ ли доступна и земная слава? И есть ли она что нибудь больше, какъ только поверхностный блескъ? Тѣмъ, для которыхъ она блещетъ, она большею частію недостижима; а знакомые съ нею знаютъ, что слава земная не есть вѣрное знаменіе радости. Нѣтъ! Перестанемъ искать знаменія радости нашими гаданіями дерзновенными, но не надежными: вникнемъ глубже въ то знаменіе, которое намъ показано. Почему нужно намъ знаменіе радости? — потому что у насъ не достаетъ радости. Почему намъ потребенъ Спасъ, Христосъ Господь? — потому что мы страшимся погибели. Отъ чего же недостатокъ радости, отъ чего страхъ погибели? — Отъ того, что мы находимся въ удаленіи отъ жизни Божіей; отъ того, что живемъ въ растлѣніи грѣховномъ. А есть-ли такъ: то не доброе ли знаменіе, что родившійся намъ Спасъ начинаетъ показываться тамъ, гдѣ оказалось первое наказаніе грѣха, по изреченію Судіи: въ болѣзнѣхъ родиши чада (Быт. 3, 16)? Какъ премудрый врачь, Онъ приближается Своею врачебною, Божественною силою къ самому началу и корню нашей болѣзни, нашего грѣховнаго растлѣнія: какое же могло быть лучшее знаменіе чаемаго исцѣленія? Посему глубокому и премудрому началу не трудно заключить, сколь совершенное готовитъ Онъ врачеваніе. Не маловажно и то, что нисходя до скорбей рожденія, Онъ нисходитъ еще и до презрѣнныхъ яслей. Чрезъ сіе даетъ Онъ особенное знаменіе, что, хотя бы грѣхъ унизилъ тебя до скотоподобныхъ страстей и похотей; хотя бы ты совѣстію принужденъ былъ самъ на себя обратить Пророческое обличеніе: человѣкъ въ чести сый не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ (Псал. 48, 13): и тогда не долженъ ты отчаяваться въ снисхожденіи Спаса твоего, Который, не возгнушавшись возлечь въ ясляхъ, не возгнушается и въ ясляхъ души твоей почить своею благодатію и своимъ миромъ, естьли только ты покаяніемъ и вѣрою предъ Нимъ себя повергнешь.

Итакъ пріидите вси труждающіися и обремененніи (Матѳ. 11, 28) грѣхами, бѣдствіями, мученіями совѣсти, страхомъ осужденія вѣчнаго и погибели; се вамъ знаменіе спасенія, и слѣдственно радости, какая вамъ только желательна; — се вамъ знаменіе: обрящете младенца повита, лежаща въ яслехъ, иже есть Спасъ, Христосъ Господь.

Приступите къ Спасу младенцу; и будите яко дѣти незлобіемъ и кротостію. Приступите къ Нему повитому; и свяжите ваше грѣховное своеволіе, предайте вашу волю волѣ Спасителя вашего. Приступите къ лежащему въ яслехъ; и отвергните нечистое, скотоподобное житіе, и на мѣстѣ онаго утвердите жизнь духовную. Приступите къ Слову нѣмотствующему съ безмолвными воплями непрестанно молящагося сердца; и Богъ Слово изречетъ въ сердца ваши свою неизреченную радость. Тогда уразумѣете небеснаго вѣстника радостй; тогда возгласите съ Матерію рождшагося Христа: величитъ душа моя Господа, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ (Лук. 1, 46-47). Аминь.

Чудовъ Монастырь, Декабря 25 дня 1834 года.

Источникъ: Слово въ день Рождества Христова, въ Чудовѣ Монастырѣ, Декабря 25 дня 1834 года, говоренное Синодальнымъ Членомъ Филаретомъ, Митрополитомъ Московскимъ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ. — 1835 г. — Часть IV. — С. 311-322.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0