Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Святитель Филаретъ, митрополитъ Московскій и Коломенскій († 1867 г.)

Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко. Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слова и рѣчи.

Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ.
1811 г.

III.
3. Слово на Рождество Христово.

(Говорено архимандритомъ Филаретомъ въ Александроневской лаврѣ; напечатано отдѣльно и въ собраніяхъ 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)

Велія есть благочестія тайна, Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Новый Адамъ исходитъ изъ дѣвственной земли. Жена, источникъ проклятія, износитъ росу благословенія. Является истинный Ной, который упокоитъ насъ отъ дѣлъ нашихъ, и отъ печали рукъ нашихъ, и отъ земли, юже прокля Господь Богъ (Быт. 5, 29). Безродный Мелхиседекъ (Евр. 7, 3), рожденный безъ матери, рождающійся безъ отца, приходитъ наслѣдовать Царство и Священство вѣчное. Преходитъ наконецъ долгая ночь страха и ожиданія всемірнаго; — и утренній свѣтъ проникаетъ во мракъ Ветхозавѣтнаго Святилища, отверстаго не столько къ ежедневному, сколько къ вѣчному Востоку. Небесная Манна изсыпается отъ стамны, ее сокрывавшей. Жезлъ Іессеевъ прозябаетъ вмѣсто увядающаго жезла Ааронова. Хрістосъ раждается.

Пріидите, пастыри кроткіе, и облобызайте Агнца и Пастыря, — Агнца, пасущаго пастырей, и Пастыря, имѣющаго собрать во едино мирное стадо съ агнцами волковъ и юнцевъ со львами. Пріидите, волхвы мудрые, и поклонитесь тайнамъ древняго младенца; научитеся отъ Слова нѣмотствующаго, вкусите отъ ангельскаго хлѣба на трапезѣ безсловесныхъ, и видите, яко благъ Господь. Сонмы небесныхъ силъ, восхвалившіе Господа, егда сотворены быша звѣзды! удвойте и утройте ваши славословія предъ вашимъ Солнцемъ, и для насъ восходящимъ. Хрістосъ раждается.

Хрістосъ раждается въ Виѳлеемѣ: и въ семъ ли состоитъ вся настоящая радость и вся слава въ вышнихъ Богу? Слава Богу: если Онъ раждается и «для насъ» [1], ибо, «по намѣренію судебъ» [2], сіе Отроча родися намъ, и дадеся намъ (Ис. 9, 6). Среди торжества о Его рожденіи, Церковь страждетъ болѣзнію рожденія, дабы Онъ вообразился (Гал. 4, 19) въ насъ. Не презримъ радостной скорби нашея Матери: снимемъ хотя нѣкоторыя черты съ образа рожденія Іисусова и положимъ ихъ въ сердцахъ нашихъ.

Виѳлеемъ былъ отечественный градъ предковъ Іисусовыхъ: однако Іосифъ и Марія не имѣли въ немъ ниже убогой хижины, ниже пяди земли наслѣдственной, ни пребыванія постояннаго. Провидѣніе, рукою Кесаря, привело ихъ въ сіе мѣсто, изъ котораго предопредѣлено было изыти Вождю Израиля (Матѳ. 2, 6). Чуждые въ землѣ предковъ своихъ, пришельцы въ своемъ отечествѣ дали отечество Сыну Того, изъ Него же всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Ефес. 3, 15). — Хрістіане! Доколѣ мы живемъ въ мірѣ съ безпечностію гражданъ и наслаждаемся имъ съ самовластіемъ обладателей, дотолѣ Хрістосъ не можетъ вообразиться въ насъ. Міръ непрестанно силится выпечатлѣвать въ душѣ нашей свои преходящіе образы; насыщаемыя желанія рождаютъ другія желанія, которыя непримѣтно возрастаютъ въ исполиновъ и зиждутъ Вавилонъ. Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ о камень вѣры самыхъ младенцевъ сего Вавилона и отчуждитъ себя отъ града здѣ пребывающаго, дабы взыскать грядущаго! Еслибы Авраамъ, по гласу Божію, не изшелъ отъ земли своея и отъ рода своего, то бы онъ не получилъ славнаго завѣта, обѣтованія и наслѣдія. Еслибы страждущій Израиль не рѣшился подвергнуть себя трудностямъ опаснаго и неизвѣстнаго пути, то Іегова не изшелъ бы въ силахъ его и не уготовалъ бы въ немъ жилище Себѣ. Если бы прозорливая мать не изгнала невиннаго Іакова отъ лица мстительнаго Исава, оный не пришелъ бы на страшное мѣсто вратъ небесныхъ. Безпокровные токмо странники находятъ Веѳиль и Виѳлеемъ, — домъ Божій и домъ Хлѣба животнаго. Только произвольные изгнанники земли пріемлются въ гражданъ неба. Кто желаетъ быть селеніемъ Сына Божія, тотъ долженъ имѣть отечество въ единомъ Богѣ и, при всей привязанности къ отечеству земному, впрочемъ весьма естественной и праведной, почитать его токмо предградіемъ небеснаго.

Іисусъ, ничего не занявъ отъ міра въ своемъ рожденіи, повидимому, не хотѣлъ и ему показать ничего собственнаго. Древодѣль получилъ имя отца его; носившая его во чревѣ, по ея признанію, не принесла къ сему служенію другаго достоинства, кромѣ чувствованія своего недостоинства: призрѣ на смиреніе рабы своея (Лук. 1, 48); Онъ скрылъ неизмѣримую вѣчность Свою за днемъ Своего рожденія; престоломъ Царя царствующихъ содѣлались ясли, утварью — пелены, первыми слугами Царствія — пастыри стада; Божія сила и Божія премудрость сокрыты въ немощахъ младенчества. Но кто можетъ измѣрить разстояніе отъ высоты Божественнаго Существа Его до глубины Его уничиженія? Конечный умъ не можетъ слѣдовать за Нимъ, какъ въ его восхожденіи превыше всѣхъ небесъ, такъ и въ его нисхожденіи до безднъ падшаго естества. Что же при видѣ толикаго смиренія должно чувствовать сердце, желающее быть сообразнымъ образу Іисуса? — «Сила ума, великость духа, знаменитость дѣлъ, преимущества званій! я вами не прельщаюсь и не завидую тѣмъ, которые гордятся вами. Нѣтъ высшей мудрости, какъ отречься отъ мудрости для Іисуса; нѣтъ большей славы, какъ раздѣлять безчестіе съ Іисусомъ; нѣтъ избыточнѣйшаго состоянія, какъ нищета Іисуса; нѣтъ иной двери къ совершенству и блаженству» [3], какъ младенчество Іисуса; нѣтъ лучшаго украшенія для души, въ которой Онъ долженъ обитать, какъ видѣть себя чужду всѣхъ украшеній, подобно яслямъ Его. — Токъ благодати, подобно рѣчнымъ устремленіямъ, изливается въ долы: кедры на горахъ блюдутся громамъ и молніямъ. Богъ творитъ изъ ничего: доколѣ мы хотимъ и думаемъ быть чѣмъ-нибудь, дотолѣ Онъ въ насъ не начинаетъ своего дѣла. Смиреніе и отверженіе себя есть основаніе въ насъ храма Его: кто болѣе углубляетъ оное, тотъ выше и безопаснѣе созиждетъ.

Одною изъ существенныхъ принадлежностей рожденія Іисусова была чистота Его Матери, не нарушенная нижé взоромъ, нижé мыслію. Она должна была имѣть обручника, но токмо для того, чтобъ онъ былъ защитникомъ и свидѣтелемъ ея цѣломудрія, и чтобъ ея священное дѣвство не казалось «осужденіемъ брака» [4]. Между тѣмъ она была, какъ единодушно исповѣдуетъ Церковь, Дѣва прежде рождества, въ рождествѣ и по рождествѣ. Взирай на ея примѣръ, стремящаяся къ соединенію съ Богомъ душа, и виждь въ зерцалѣ совершенства ея твою обязанность. Господь есть Богъ ревнивый: тогда какъ Онъ гласомъ отеческой благости говоритъ человѣку: даждь ми, сыне, твое сердце, праведная ревность Его, не менѣе въ духовномъ, какъ и въ нравственномъ смыслѣ заповѣдуетъ: не прелюбы сотвори. Тотъ, Кто далъ намъ сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно принадлежать Владыкѣ всяческихъ. «Онъ не признаетъ достойною Себя никакой любви» [5], которая не основывается на любви къ Нему; «всякое услажденіе, въ которомъ ищемъ себя пристрастно, всякая мысль, наклоненная къ тварямъ, всякая разсѣянность есть удаленіе отъ Него» [6]. Строгая токмо надъ собою бдительность можетъ возвести къ блаженному съ Нимъ соединенію и удержать въ немъ: всяцѣмъ храненіемъ блюди твое сердце: отъ сихъ бо исходища живота (Прит. 4, 23). Небесный Женихъ обручается съ мудрыми токмо и непорочными дѣвами, не дремлющими при его чертогѣ; дѣвственная, къ единому Богу обращенная душа зачинаетъ духовную жизнь и рождаетъ блаженство чистаго созерцанія. Блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ; и гдѣ? — въ самомъ сердцѣ своемъ. Чистая душа, подобно какъ чистая вода, пріемлетъ въ себя живыя изображенія солнца и неба.

Не будемъ долѣе удерживать взоровъ на тѣхъ чертахъ въ образѣ рожденія Іисусова, которыя желающихъ начертать оный въ душѣ своей могли бы устрашить трудностію подражанія. Но еще одинъ взглядъ на тѣ черты онаго, въ которыхъ сквозь самое уничиженіе сіяла Его Божественная слава, и которыя вслѣдъ за первыми благодать раскрываетъ и въ нашемъ рожденіи духовномъ.

При рожденіи Хрістовомъ Ангелы воспѣваютъ славу Божію и миръ на земли: они воспѣваютъ и при нашемъ возрожденіи славу благодати и миръ человѣка съ Богомъ. Радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7). Ко Хрісту приходятъ съ благоговѣніемъ пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвѣстность, которыя отдѣляли Его, повидимому, отъ всего міра: такъ и соединяющійся со Хрістомъ соединяется въ Немъ со всѣми вѣрными Ему, столько же неразрывнымъ, сколько непостижимымъ союзомъ; тотъ Духъ, который образуетъ изъ нихъ единое общество, или паче единое тѣло, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближаетъ ихъ другъ со другомъ, дабы взаимно наставлять и поучаться, утѣшать и принимать утѣшеніе, исповѣдывать милость и славу Божію. — Хрісту приносятся дары: злато, яко Царю; ливанъ, яко Богу; смирна, яко мертвому за смертныхъ: но не обѣщаетъ ли Онъ и намъ, что ищущимъ Царствія Божія вся приложатся (Матѳ. 6, 38)? Не хощетъ ли сотворить насъ Цари и Іереи Богу и Отцу своему (Апок. 1, 6)? Не сопрягаетъ ли нашего духовнаго рожденія съ тою животворящею смертію, послѣ коей животъ нашъ будетъ вмѣстѣ съ Нимъ сокровенъ въ Бозѣ (Кол. 3, 3)?

О Боже, давый намъ Сына Твоего! чего Ты намъ съ нимъ не дарствуешь? Даждь токмо намъ родити въ себѣ духъ Хрістовъ и жити Его жизнію. Тогда пусть и противъ насъ, какъ нѣкогда противъ Него, мятется Иродъ и весь Іерусалимъ съ нимъ; пусть неистовствуетъ князь вѣка сего, и весь міръ вооружается: Ты покрыеши насъ въ тайнѣ селенія Твоего; на водѣ покойнѣ воспитаеши насъ, и чрезъ Ангела завѣта Твоего введеши насъ въ гору святую Твою. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ отд. изд.: «въ насъ». Въ собр. 1820 и 1821 гг. «у насъ».
[2] Нѣтъ этихъ словъ въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.
[3] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг. — «нѣтъ совершеннѣйшаго возраста».
[4] Въ отд. изд.: «посрамленіемъ брака».
[5] Въ собр. 1820 и 1821 гг.: «Онъ отвергаетъ всякую любовь».
[6] Въ отд. изд. и въ собр. 1820 и 1821 гг.: «всякое услажденіе, въ которомъ ищемъ себя, есть огорченіе для Него; всякая мысль, наклоненная къ тварямъ — измѣна Ему; всякая разсѣянность — удаленіе отъ Него».

Источникъ: Сочиненія Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и рѣчи. Томъ I: 1803-1821. Съ портретомъ автора. — М.: Типографія А. И. Мамонтова, 1873. — С. 16-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0